Новости События Общее

Балетная музыка Глебова Е.А.

21-04-2020 Лекции
Блаеты "Мечта", "Избранница", "альпийская баллада", "Тиль улиншпигель"

Балетная музыка Глебова Е.А.

Евгений Александрович Глебов (1929 – 2000)– белорусский композитор, классик ХХ в., автор двух опер («Твоя весна», «Мастер и Маргарита»), пяти балетов («Мечта», «Альпийская баллада», «Избранница» /редакция «Курган»/, «Тиль Уленшпигель», «Маленький принц»), 6 симфоний, фортепианной музыки («Фантастические танцы» и др.) и других произведений в различных жанрах.

Родился 10 сентября 1929 г. в городе Рославле Смоленской области в семье железнодорожника. Окончил Рославльский железнодорожный техникум, работал техником вагонного участка в Могилёве. Участвовал в художественной самодеятельности, на одном из смотров исполнял по слуху на гитаре несколько пьес, привлекших внимание известного белорусского цимбалиста, профессора И. Жиновича. По его совету Е. Глебов, которого ранее не приняли в музыкальное училище из-за незнания нот, смог учиться музыке в Белорусской государственной консерватории. В 1950 г. поступает в консерваторию в класс композиции А. Богатырёва, а в 1951 г. создаёт первое крупное сочинение – Фантазию для фортепиано с оркестром. Во время учебы пишет музыку к ряду спектаклей Театра юного зрителя («Чипполино», «Волшебная дудка» и др.). После окончания консерватории в 1956 г. преподает музыкально-теоретические дисциплины в Минском музыкальном училище, продолжает работу в театре. С 1971 г. до конца жизни вел класс композиции в БГК. Получил известность в Белоруссии и за рубежом как автор замечательных балетов. Создал ряд хореографических миниатюр: «Белорусская партизанская», «Мушкетёры», «Хиросима» и др.

Известны его симфонии № 1 («Партизанская») и № 2, посвященная образу современника. Популярностью пользуются также «Полесская сюита» для симфонического оркестра, а также оратории «Колокола» и «Свяці, зара”.

Разнообразны темы и образы балетов, созданных композитором. В «Мечте» он воплотил современную тему, создав рассказ о белорусской девушке, оказавшейся по воле судьбы в одной из латиноамериканских стран. Уклад буржуазного общества препятствует осуществлению ее мечты стать балериной, и только возвращение на родину позволяет мечте стать явью.

Литературной основой балета «Альпийская баллада» стала одноименная повесть белорусского писателя В. Быкова.

Балет «Избранница» стал продолжением национальной традиции фольклорных балетов, а основой его содержания стали несколько поэм Я. Купалы («Магіла льва”, “Сон на кургане”, “Драматычная поэма”, “Курган”).

Темой балета «Тиль Уленшпигель» стала борьба свободолюбивого нидерландского народа против деспотизма испанского короля Филиппа. В балете «Маленький принц», адажио из которого стало «визитной карточкой» белорусской музыки, сказка-притча французского писателя ХХ в. стала основой для рассуждений на вечную тему борьбы добра и зла, верности и предательства.

«Альпийская баллада» (1967) – лирико-драматический балет, написанный на либретто Р. Череховской на основе повести Быкова. Первый белорусский балет о событиях Великой отечественной войны. Премьера состоялась в 1967 г. на сцене Белорусского театра оперы и балета. Роль Джулии исполнила народная артистка БССР К. Малышева.

В балете рассказывается о побеге из фашистского концлагеря двух людей – советского солдата-белоруса Ивана и итальянской девушки Джулии. Их преследование фашистами, вспыхнувшая любовь и трагическая гибель ­ основное содержание балета. Конфликт произведения – в противопоставлении бездушной машины смерти (тема фашистов) и мира светлых человеческих чувств (образы главных героев).

Одноактный балет построен как чередование внутренне завершенных сцен. Композитор отказался от традиционных балетных форм (адажио, вариаций, дивертисментов, па-де-де и др.) 3 части балета «Побег», «Перевал», «Любовь» строятся по принципу драматического нагнетания: в первой картине происходить завязка (побег и встреча узников), во второй – развитие действия (взаимоотношения героев и зарождение любви), в третьей – кульминация и развязка (торжество любви, гибель).

Иван и Джулия охарактеризованы в балете лирическими и песенно-танцевальными интонациями, инструментальные тембры, которые их показывают – чаще всего струнные (тепло, человечность). Фашисты охарактеризованы зловещим маршем, который начинается угрожающим звучанием ударных инструментов, а основной тембр фашистов – низкие медные духовые инструменты.

Композитор отказался от внешних деталей действия, сосредоточив внимание на раскрытии драматических ситуаций и внутреннего мира героев. Благодаря такой целенаправленности музыка балета схожа с симфонией. Этому способствует система лейтмотивов.

У главного героя Ивана 3 лейттемы. Ведущая из них – сурово-драматическая тема с секундовыми интонациями, рисующая его страдания в фашистской неволе. Далее эта тема изменяется, звучит в сочетании с лейтмотивом побега и с темой фашистского марша. Вторая тема Ивана решительная и динамичная, раскрывает его мужественные черты. Третья тема героя – песенная, с оттенком печали и тревоги, олицетворяет любовь Ивана к родине.

Сквозной лейтмотив Джулии – итальянский танец тарантелла, который характеризует юность и веселый нрав девушки. Колыбельная песня – вторая характеристика героини, – показывает отчаяние героини в тот момент, когда у нее не остается сил идти. Есть в балет и лейттема любви Ивана и Джулии.

Новаторскими чертами музыки балета стали: в мелодике – сочетание мелодий широкого дыхания, построенных на оборотах белорусского, русского и итальянского фольклора, и изломанных интонаций, типичных для инструментальных тем гротескного плана; в гармонии – применение аккордов нетерцовой структуры (квартаккордов) и аккордов с побочными тонами; в области формы – использование полифонических приемов письма (вариаций на бассо остинато, контрастной и имитационной полифонии); в оркестровом письме – применение электроинструмента ионики и тембра женского хора (в Колыбельной Джулии из 2 картины).

Балет стал высочайшим достижением национальной балетной музыки и долгие годы не сходил со сцены.

«Тиль Уленшпигель» (1974) – кульминация балетного творчества Глебова. Премьера состоялась в Минске в канун 1975 г., а через несколько лет балет с успехом прошел на сцене Хельсинки (Финляндия). Существует редакция балета с либретто В. Елизарьева (1977).

Композитор и либреттист О. Дадишкилиани создали балет по мотивам романа бельгийского писателя Шарля Анри де Костера «Легенда об Уленшпигеле». В основе балета – рассказ о жизни нидерландского народа в XVI в., когда Фландрия (одна из богатых областей Нидерландов, родина главного героя) была порабощена страной жестокой инквизиции Испанией, во главе которой стоял фанатичный король Филипп II. В центре произведения образ легендарного народного героя, весельчака и проказника Тиля Уленшпигеля, одного из гёзов (героев народно-освободительной войны, чье самоназвание происходило от слова гёз, т.е. «нищий»). Смелый и отважный, своими дерзкими проделками он мстит испанским завоевателям за горе и слёзы своего народа, за гибель отца. Среди положительных образов балета – возлюбленная Тиля Неле, мать героя Сооткин, его отец Клаас, друг Тиля акробат Ламме.

Народу Фландрии и его лучшим представителям противостоят отрицательные персонажи – король Филипп, его приближенные, представители инквизиции и Рыбник Йост, доносчик и предатель.

Конфликт сил добра и зла, жизнелюбия и жестокости композитор выявил через противопоставление тем Тиля и Филиппа (номера «Рождение Тиля» и «Рождение Филиппа»). Главный лейтмотив Тиля (основная тема балета) – задорная фанфарная тема трубы, передающая и мужество, и бесшабашную отвагу героя. Второй лейтмотив героя построен на интонациях старинной нидерландской песни (специально для балета по просьбе композитора ему прислали из Нидерландов 16 записей подлинных народных песен). В характеристику Тиля входят также темы колокольных звонов и тема любви.

Музыка испанских завоевателей и короля Филиппа связана с ритмом сарабанды. В ней звучат резкие диссонансы (используются аккорды-кластеры, в которых терцовые промежутки заполнены другими ступенями, что создаёт эффект «грязного» звучания), «механистические» монотонные ритмы. Лейтмотив Филиппа звучит подчеркнуто холодно в низком регистре оркестра и напоминает средневековый церковный хорал.

В балете есть жанровые народно-бытовые сцены. Это праздник осеннего дня (начало и конец I действия). Это колоритная сцена, в которой в вихре танцев кружатся парни и девушки, танцуют трубочисты, на пламени жарятся колбасы и окорока, рекой льется вино. Во II действии есть сцена в таверне, где собираются гёзы. В III действии в лагере гёзов девушки стараются развеселить боевых друзей. При создании этих сцен композитор использовал народные бельгийские и фламандские песни XV – XVIII вв.

Ряд сцен балета характерен для традиционной балетной драматургии. Это лирическое Адажио Тиля и Неле из I действия, танцы («Танец Тиля», «Жига», «Сарабанда»), развернутые массовые сцены «Праздник святого Мартина» и «Гёзы».

Симфоническое развитие в балете осуществляется за счет развитой системы лейтмотивов: лейтмотивы есть у не только у Тиля и Филиппа, но и у Неле, Сооткин (строится на лирическом напеве фламандской народной песни). Есть также лейтмотив Фландрии и «пепла Клааса».

Балет «Тиль Уленшпигель», пронизанный идеями свободолюбия и гуманизма, стал важным вкладом в историю белорусского балета ХХ в.

Лекции

Похожие публикации


Тесты для рейтинга

24-12-2019 Лекции
Тест 1 Выберите 1 правильный ответ: В классическом танце разработано: а) шесть позиций ног и четыре позиции рук; б) три позиции ног и три позиции рук; в) пять позиций ног и три позиции рук; г) пять позиций ног и четыре позиции рук.
тест
подробнее

спортивный бальный танец

24-12-2019 Лекции
Раздел 1. Танцы европейской программы. Тема 1. Характеристика европейской программы Европейская программа или стандарт, как ее называют профессионалы является продуктом стилизации бытовых танцев, народных по происхождению, международных по своей популярности. Программу «Стандарта» составляют пять основных танцев, такие как Медленный вальс, Танго, Венский Вальс, Квикстеп или быстрый Фокстрот, и Медленный Фокстрот. Тема 2. Медленный вальс Вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине 18 века. Темп Венского вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1784 году в Англии, образовался очень влиятельный «Бостонский клуб» и начал появляться новый стиль танца английский, названный в последствии Медленным Вальсом.
лекции
подробнее