Новости События Общее

Принципы музыкального оформления урока классического танца

20-01-2021 Лекции
В импровизационной системе музыкального оформления урока классического тренажа в качестве тем для музыкальной импровизации желательно использование песенных и танцевальных тем народной музыки, а также мелодического материала классических произведений – балетных, симфонических, фортепианных. Для удобства работы предлагается отксерокопированные нотные листы вкладывать в файлы, а файлы вставлять в разъемные скоросшиватели-папки. Таким образом, накапливается «золотой фонд» концертмейстера и педагога-хореографа. Для начинающего концертмейстера очень важно свободно владеть двумя-тремя тональностями, чтобы дублировать хореографический рисунок музыкальным ритмом.

Принципы музыкального оформления урока классического танца.

Приступив к работе в хореографическом классе, дипломированный концертмейстер в первые дни чувствует себя банкротом, так как большая часть знаний и навыков, полученных в музыкальной школе, училище или консерватории, оказываются невостребованными. Требуется владение импровизацией и знание специфики классического танца, которых нет в программе академического музыкального образования. Постижение профессии концертмейстера начинается с нуля, путем проб и ошибок в тесном сотрудничестве с хореографом.

Вот некоторые советы начинающим концертмейстерам:

  1. Важно не распыляться на несколько дисциплин (народно-сценический танец требует более яркого звукового сопровождения, чем классический, а историко-бытовой – предполагает только авторский музыкальный текст).
  2. Работать с одним хореографом.

Весь урок играть импровизацию или перемежать её музыкальными произведениями известных композиторов? Из бесед с опытными хореографами и из собственного опыта предполагается на активные движения (battements tendus, battements jetes, ronde de jambe par terre, frappe, qrand battements jetes, ronde de jambe en l’air) играть импровизацию, а на медленные движения (adagio, fondu, developpe, temps lie) – использовать тщательно выверенный материал, менять его следует достаточно часто.

Практика показывает, что импровизационная система музыкального оформления уроков является наиболее творчески гибкой и практически удобной.

В импровизационной системе музыкального оформления урока классического тренажа в качестве тем для музыкальной импровизации желательно использование песенных и танцевальных тем народной музыки, а также мелодического материала классических произведений – балетных, симфонических, фортепианных.

Для удобства работы предлагается отксерокопированные нотные листы вкладывать в файлы, а файлы вставлять в разъемные скоросшиватели-папки. Таким образом, накапливается «золотой фонд» концертмейстера и педагога-хореографа.

Для начинающего концертмейстера очень важно свободно владеть двумя-тремя тональностями, чтобы дублировать хореографический рисунок музыкальным ритмом.

Музыкальный квадрат, то есть 16 тактов, обязателен, иногда педагог задает комбинацию из трех фраз по 8 тактов. Музыкальный размер такта должен быть строго выдержан. Начало и конец музыкальной фразы должен совпадать с началом и концом отдельных движений. Важно держать точный гармонический каркас и на него накладывать мелодию. Главное – это логика и красота последовательности плюс выразительная мелодия.

Динамическая насыщенность исполнения не должна быть яркой и громкой, так как от навязчивого звука быстро наступает усталость и раздражение, а специфика преподавания предполагает по 4 часа классики в неделю. И главное – поверх музыкального сопровождения педагог-хореограф корректирует работу учащихся, исправляет ошибки и напоминает порядок комбинаций. Звук рояля не должен перекрывать человеческий голос.

Основная задача концертмейстера – не мешать, не тормозить учебный процесс, а создавать благоприятные условия для обучения.

Перед каждым движением следует играть preparation два такта в темпе и характере основного движения. После завершения движения необходимо исполнить один такт музыкального окончания (D7 – T, или II низкая – T, или VI низкая - T). Preparation - это вступление и заключение:

Preparation -вступление – это подготовительное движение, предшествующее всей комбинации, исполняется на протяжении двух тактов в размере 2/4 с затактом в четверть, вызывающим ощущение ожидания, то есть заканчивается половинным кадансом.

Preparation - заключение оканчивается уcтойчивым звуком, то есть полным кадансом. В первом классе preparation -вступление может занимать 4 такта при размере 2/4. По мере обучения Preparation увеличивается до 2-х тактов.

Проблема темпов в хореографическом обучении является одной из серьёзнейших. На начальной стадии обучения целесообразны медленные и умеренные темпы. Быстрый темп музыкального сопровождения создает приподнятую праздничную атмосферу, а умеренный темп гарантирует ясность и четкость в технике исполнения движений. Темп музыкального произведения полностью зависит от запросов хореографической методики. Важно сохранять единый темп на протяжении движения.

Музыкальные термины вполне применимы и к танцу: dolce, cantabile, espressivo, diminuendo, crescendo, sforzando, accelerando, rallentando, и другие.

Урок классического танца динамичен уже в самом своем построении. Он начинается с простых движений и постепенно переходит к более трудным. Каждое отдельное движение экзерсиса также имеет свою динамическую линию. Это выражается в усилении, кульминации и ослаблении затрачиваемой энергии, поэтому в музыкальном оформлении урока динамика отдельных движений и комбинаций должна соответствовать динамическим оттенкам музыки (crescendo и diminuendo).

В средних классах музыкальное оформление обогащается: разнообразится ритмический рисунок, ускоряются темпы, и т.д. В начале обучения движения разучиваются в медленном темпе, расчленено, с паузами.

Главное и необходимое условие работы концертмейстера в балетном классе – непрерывный поиск новой музыки, интерес к танцу, творческое содружество с педагогом-хореографом.

Следует развивать культуру импровизации, музыкальные мелодии должны быть доступными и выразительными, но не однообразными.

 

Основные сведения о построении урока

 

Урок классического тренажа состоит из целого ряда разнообразных движений, расположенных в определенном порядке. Урок подразделяется на 4 основные части:

1). Экзерсис у палки

2). Экзерсис на середине зала

3). Allegro (прыжки)

4). Упражнения на пальцах

Все движения исполняются поочередно с обеих ног, поэтому музыкальное оформление движений должно быть тождественным.

 

Поклон

8 тактов на 3/4 празднично-величественного характера.

Plie

Ключевое слово – слитно, непрерывно. Музыкальный размер – 2/4, 3/4, 4/4. Темп спокойный, характер распевный. Мелодия должна быть плавной, мягкой, гибкой, пластичной, очень певучей. Plie подразделяется на demi plie – половинное приседание, и grand plie большое, полное приседание. Динамическая линия движения развивается crescendo по мере приседания, достигая кульминации в крайней точке plie внизу и, наоборот, по мере постепенного поднимания, идет diminuendo.

Battements tendus

Характер музыки четкий, бодрый, энергичный, темп умеренный. Музыкальный размер 2/4.

Battements tendus jetes

Ключевое слово – бросок, характерна подчеркнутая отчетливость. Пунктирный ритм, резкий характер, музыкальный размер 2/4. Бросковому характеру этого движения в музыке соответствует прием staccato.

Ronds de jambe par terre

Ключевое слово – круг. Важна непрерывность, слитность, закругленность музыкальных фраз. Наиболее соответствует характер и темп andante cantabile. Музыкальный размер 2/4, или 4/4. При размере 3/4 каждый такт считается за «раз», то есть четыре такта в музыке равны четырем долям движения.

Battements fondus

Характер музыки спокойный, тающий, певучий. Темп медленный, должна быть внятная сильная доля. Музыкальный размер 3/4 или 4/4. Можно использовать следующие музыкальные примеры: О.Строк «Не покидай», А. Цфасман «У водопада», И. Дунаевский «Лунный вальс», И. Брамс «Венгерские танцы», А. Полонский «Фигурный вальс».

Ronds de iambe en l’air

Музыкальный размер 2/4 или 4/4. Ключевое слово – выжимать. Темп музыки умеренный, характер напряженный, сухой, отчетливый. В ритмическом рисунке обязателен затакт.

Battements frappes и doubles frappes

Ключевое слово – ударить, отчетливо, резко, акцент на сильную долю, подчеркивая каждую четверть. Должна быть хлесткость в характере. На doubles frappes – ритмический рисунок: две шестнадцатые и восьмая нота. Наиболее соответствует характер energico, sempre staccato, Музыкальный размер 2/4.

Adagio

Музыкальный размер 4/4 или 3/4. Характер музыки распевный, плавный, медленный. Акцент в музыке должен совпадать с первой сильной долей такта, желателен затакт одна – три ноты. В музыкальном оформлении crescendo и diminuendo должны совпадать с движением, то есть видимое должно сливаться со слышимым. Возможны следующие музыкальные примеры: С. Туликов «Вальс», Б. Фомин «Только раз бывает в жизни встреча», Н. Щедрин вальс «Фея луны», К. Веласкес «Люби меня», А. Полонский «Цветущий май», Д. Шостакович – романс из к/ф «Овод», Р. Глиэр – Романс, Э. Фибих – Поэма, вальсы А. Лепина, Ф. Шопен – Ноктюрны, а также адажио из балетов классического наследия.

Grands battements jetes

Характер волевой, целеустремленный, пунктирный ритм, яркая динамичность, волевой посыл. Музыкальный размер 4/4. Можно играть следующие произведения: И. Дунаевский – марши, В. Соловьев-Седой – марш из к/ф «Первая перчатка», Т. Хренников – марш «три сына» из к/ф «Товарищ Арсений», Р. Щедрин – «Веселый марш монтажников» из к/ф «Высота», И. Штраус – «Персидский марш». Но, как правило, готовый музыкальный материал редко бывает удачным, потому что сильная доля смещается на «и».

Начиная со второго и третьего года обучения хореограф-педагог комбинирует два и более движений в одном, например: fondus и en l’air в таком случае fondus следует играть на 4/4, затем en l’air более сухо и отчетливо, дублируя ритмический рисунок хореографической комбинации или frappes, doubles frappes и petits battements: музыкальный ритмический рисунок должен быть контуром рисунка хореографического.

Port de bras

Упражнение, слагающееся из одновременных движений рук, корпуса и головы. Характер движения плавный, певучий, близкий к adagio.

В этом движении не должно быть акцентированной сильной доли, важна непрерывность, слитность, закругленность музыкальных фраз. Например: Б. Сметана – «Влтава», А. Варламов – «Красный сарафан», А. Гумилев – «Матушка – голубушка», П. Чайковский – «Старинная французская песенка», Л. Бетховен – «Сурок», А. Рубинштейн – «Романс», М. Глинка – ноктюрн «Разлука», Дж. Керн – «Дым» и другие.

Adagio на середине зала

Это маленький танцевальный этюд, обычно его длительность равна 32 тактам при музыкальном размере 3/4 или 4/4.

Можно использовать музыку из балетов классического наследия: Л. Минкус – балет «Дон Кихот», А. Адан – «Жизель», П. Гертель – балет «Тщетная предосторожность», А. Адан – балет «Корсар», А. Глазунов – «Раймонда» и другие.

Прыжки

На прыжки необходим бодрый и энергичный характер музыки. Должна быть обостренная мажорность, пунктирный ритмический рисунок и активная моторность. Следует выделять слабую долю и использовать прием

staccato. Всем прыжкам предшествует demi plie. Моменту прыжка наиболее соответствует оттенок sforzando. В начале прыжки исполняются в медленном темпе, в расчлененном виде. Главная особенность музыкального сопровождения – акцент на затакт. Головкина С.Н. рекомендует использовать на уроке отдельные части вариаций из балетов классического наследия.

Маленькие прыжки:

Характер музыки подвижный и изящный. Важна пружинистая легкость, воздушность, эластичность. Музыкальный размер 2/4, необходим затакт, то есть акценты смещены на слабые доли.

Большие прыжки:

Характер музыки волевой, мужественный, напористый. Эмоциональное состояние высокого накала. Музыкальный размер чаще всего 3/4. Динамическая окраска forte и mezzo forte.

Повороты и вращения:

Быстрый темп музыки, важна непрерывность музыкальной фразы. Характер музыки жизнерадостный, строптивый, озорной. Можно использовать классическое наследие: П. Гертель – балет «Тщетная предосторожность», Л. Минкус – «Дон Кихот», Л. Делиб – балет «Коппелия».

лекции

Похожие публикации


Тесты для рейтинга

24-12-2019 Лекции
Тест 1 Выберите 1 правильный ответ: В классическом танце разработано: а) шесть позиций ног и четыре позиции рук; б) три позиции ног и три позиции рук; в) пять позиций ног и три позиции рук; г) пять позиций ног и четыре позиции рук.
тест
подробнее

спортивный бальный танец

24-12-2019 Лекции
Раздел 1. Танцы европейской программы. Тема 1. Характеристика европейской программы Европейская программа или стандарт, как ее называют профессионалы является продуктом стилизации бытовых танцев, народных по происхождению, международных по своей популярности. Программу «Стандарта» составляют пять основных танцев, такие как Медленный вальс, Танго, Венский Вальс, Квикстеп или быстрый Фокстрот, и Медленный Фокстрот. Тема 2. Медленный вальс Вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине 18 века. Темп Венского вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1784 году в Англии, образовался очень влиятельный «Бостонский клуб» и начал появляться новый стиль танца английский, названный в последствии Медленным Вальсом.
лекции
подробнее