Принципы музыкального оформления урока классического танца.
Приступив к работе в хореографическом классе, дипломированный концертмейстер в первые дни чувствует себя банкротом, так как большая часть знаний и навыков, полученных в музыкальной школе, училище или консерватории, оказываются невостребованными. Требуется владение импровизацией и знание специфики классического танца, которых нет в программе академического музыкального образования. Постижение профессии концертмейстера начинается с нуля, путем проб и ошибок в тесном сотрудничестве с хореографом.
Вот некоторые советы начинающим концертмейстерам:
- Важно не распыляться на несколько дисциплин (народно-сценический танец требует более яркого звукового сопровождения, чем классический, а историко-бытовой – предполагает только авторский музыкальный текст).
- Работать с одним хореографом.
Весь урок играть импровизацию или перемежать её музыкальными произведениями известных композиторов? Из бесед с опытными хореографами и из собственного опыта предполагается на активные движения (battements tendus, battements jetes, ronde de jambe par terre, frappe, qrand battements jetes, ronde de jambe en l’air) играть импровизацию, а на медленные движения (adagio, fondu, developpe, temps lie) – использовать тщательно выверенный материал, менять его следует достаточно часто.
Практика показывает, что импровизационная система музыкального оформления уроков является наиболее творчески гибкой и практически удобной.
В импровизационной системе музыкального оформления урока классического тренажа в качестве тем для музыкальной импровизации желательно использование песенных и танцевальных тем народной музыки, а также мелодического материала классических произведений – балетных, симфонических, фортепианных.
Для удобства работы предлагается отксерокопированные нотные листы вкладывать в файлы, а файлы вставлять в разъемные скоросшиватели-папки. Таким образом, накапливается «золотой фонд» концертмейстера и педагога-хореографа.
Для начинающего концертмейстера очень важно свободно владеть двумя-тремя тональностями, чтобы дублировать хореографический рисунок музыкальным ритмом.
Музыкальный квадрат, то есть 16 тактов, обязателен, иногда педагог задает комбинацию из трех фраз по 8 тактов. Музыкальный размер такта должен быть строго выдержан. Начало и конец музыкальной фразы должен совпадать с началом и концом отдельных движений. Важно держать точный гармонический каркас и на него накладывать мелодию. Главное – это логика и красота последовательности плюс выразительная мелодия.
Динамическая насыщенность исполнения не должна быть яркой и громкой, так как от навязчивого звука быстро наступает усталость и раздражение, а специфика преподавания предполагает по 4 часа классики в неделю. И главное – поверх музыкального сопровождения педагог-хореограф корректирует работу учащихся, исправляет ошибки и напоминает порядок комбинаций. Звук рояля не должен перекрывать человеческий голос.
Основная задача концертмейстера – не мешать, не тормозить учебный процесс, а создавать благоприятные условия для обучения.
Перед каждым движением следует играть preparation два такта в темпе и характере основного движения. После завершения движения необходимо исполнить один такт музыкального окончания (D7 – T, или II низкая – T, или VI низкая - T). Preparation - это вступление и заключение:
Preparation -вступление – это подготовительное движение, предшествующее всей комбинации, исполняется на протяжении двух тактов в размере 2/4 с затактом в четверть, вызывающим ощущение ожидания, то есть заканчивается половинным кадансом.
Preparation - заключение оканчивается уcтойчивым звуком, то есть полным кадансом. В первом классе preparation -вступление может занимать 4 такта при размере 2/4. По мере обучения Preparation увеличивается до 2-х тактов.
Проблема темпов в хореографическом обучении является одной из серьёзнейших. На начальной стадии обучения целесообразны медленные и умеренные темпы. Быстрый темп музыкального сопровождения создает приподнятую праздничную атмосферу, а умеренный темп гарантирует ясность и четкость в технике исполнения движений. Темп музыкального произведения полностью зависит от запросов хореографической методики. Важно сохранять единый темп на протяжении движения.
Музыкальные термины вполне применимы и к танцу: dolce, cantabile, espressivo, diminuendo, crescendo, sforzando, accelerando, rallentando, и другие.
Урок классического танца динамичен уже в самом своем построении. Он начинается с простых движений и постепенно переходит к более трудным. Каждое отдельное движение экзерсиса также имеет свою динамическую линию. Это выражается в усилении, кульминации и ослаблении затрачиваемой энергии, поэтому в музыкальном оформлении урока динамика отдельных движений и комбинаций должна соответствовать динамическим оттенкам музыки (crescendo и diminuendo).
В средних классах музыкальное оформление обогащается: разнообразится ритмический рисунок, ускоряются темпы, и т.д. В начале обучения движения разучиваются в медленном темпе, расчленено, с паузами.
Главное и необходимое условие работы концертмейстера в балетном классе – непрерывный поиск новой музыки, интерес к танцу, творческое содружество с педагогом-хореографом.
Следует развивать культуру импровизации, музыкальные мелодии должны быть доступными и выразительными, но не однообразными.
Основные сведения о построении урока
Урок классического тренажа состоит из целого ряда разнообразных движений, расположенных в определенном порядке. Урок подразделяется на 4 основные части:
1). Экзерсис у палки
2). Экзерсис на середине зала
3). Allegro (прыжки)
4). Упражнения на пальцах
Все движения исполняются поочередно с обеих ног, поэтому музыкальное оформление движений должно быть тождественным.
Поклон
8 тактов на 3/4 празднично-величественного характера.
Plie
Ключевое слово – слитно, непрерывно. Музыкальный размер – 2/4, 3/4, 4/4. Темп спокойный, характер распевный. Мелодия должна быть плавной, мягкой, гибкой, пластичной, очень певучей. Plie подразделяется на demi plie – половинное приседание, и grand plie большое, полное приседание. Динамическая линия движения развивается crescendo по мере приседания, достигая кульминации в крайней точке plie внизу и, наоборот, по мере постепенного поднимания, идет diminuendo.
Battements tendus
Характер музыки четкий, бодрый, энергичный, темп умеренный. Музыкальный размер 2/4.
Battements tendus jetes
Ключевое слово – бросок, характерна подчеркнутая отчетливость. Пунктирный ритм, резкий характер, музыкальный размер 2/4. Бросковому характеру этого движения в музыке соответствует прием staccato.
Ronds de jambe par terre
Ключевое слово – круг. Важна непрерывность, слитность, закругленность музыкальных фраз. Наиболее соответствует характер и темп andante cantabile. Музыкальный размер 2/4, или 4/4. При размере 3/4 каждый такт считается за «раз», то есть четыре такта в музыке равны четырем долям движения.
Battements fondus
Характер музыки спокойный, тающий, певучий. Темп медленный, должна быть внятная сильная доля. Музыкальный размер 3/4 или 4/4. Можно использовать следующие музыкальные примеры: О.Строк «Не покидай», А. Цфасман «У водопада», И. Дунаевский «Лунный вальс», И. Брамс «Венгерские танцы», А. Полонский «Фигурный вальс».
Ronds de iambe en l’air
Музыкальный размер 2/4 или 4/4. Ключевое слово – выжимать. Темп музыки умеренный, характер напряженный, сухой, отчетливый. В ритмическом рисунке обязателен затакт.
Battements frappes и doubles frappes
Ключевое слово – ударить, отчетливо, резко, акцент на сильную долю, подчеркивая каждую четверть. Должна быть хлесткость в характере. На doubles frappes – ритмический рисунок: две шестнадцатые и восьмая нота. Наиболее соответствует характер energico, sempre staccato, Музыкальный размер 2/4.
Adagio
Музыкальный размер 4/4 или 3/4. Характер музыки распевный, плавный, медленный. Акцент в музыке должен совпадать с первой сильной долей такта, желателен затакт одна – три ноты. В музыкальном оформлении crescendo и diminuendo должны совпадать с движением, то есть видимое должно сливаться со слышимым. Возможны следующие музыкальные примеры: С. Туликов «Вальс», Б. Фомин «Только раз бывает в жизни встреча», Н. Щедрин вальс «Фея луны», К. Веласкес «Люби меня», А. Полонский «Цветущий май», Д. Шостакович – романс из к/ф «Овод», Р. Глиэр – Романс, Э. Фибих – Поэма, вальсы А. Лепина, Ф. Шопен – Ноктюрны, а также адажио из балетов классического наследия.
Grands battements jetes
Характер волевой, целеустремленный, пунктирный ритм, яркая динамичность, волевой посыл. Музыкальный размер 4/4. Можно играть следующие произведения: И. Дунаевский – марши, В. Соловьев-Седой – марш из к/ф «Первая перчатка», Т. Хренников – марш «три сына» из к/ф «Товарищ Арсений», Р. Щедрин – «Веселый марш монтажников» из к/ф «Высота», И. Штраус – «Персидский марш». Но, как правило, готовый музыкальный материал редко бывает удачным, потому что сильная доля смещается на «и».
Начиная со второго и третьего года обучения хореограф-педагог комбинирует два и более движений в одном, например: fondus и en l’air в таком случае fondus следует играть на 4/4, затем en l’air более сухо и отчетливо, дублируя ритмический рисунок хореографической комбинации или frappes, doubles frappes и petits battements: музыкальный ритмический рисунок должен быть контуром рисунка хореографического.
Port de bras
Упражнение, слагающееся из одновременных движений рук, корпуса и головы. Характер движения плавный, певучий, близкий к adagio.
В этом движении не должно быть акцентированной сильной доли, важна непрерывность, слитность, закругленность музыкальных фраз. Например: Б. Сметана – «Влтава», А. Варламов – «Красный сарафан», А. Гумилев – «Матушка – голубушка», П. Чайковский – «Старинная французская песенка», Л. Бетховен – «Сурок», А. Рубинштейн – «Романс», М. Глинка – ноктюрн «Разлука», Дж. Керн – «Дым» и другие.
Adagio на середине зала
Это маленький танцевальный этюд, обычно его длительность равна 32 тактам при музыкальном размере 3/4 или 4/4.
Можно использовать музыку из балетов классического наследия: Л. Минкус – балет «Дон Кихот», А. Адан – «Жизель», П. Гертель – балет «Тщетная предосторожность», А. Адан – балет «Корсар», А. Глазунов – «Раймонда» и другие.
Прыжки
На прыжки необходим бодрый и энергичный характер музыки. Должна быть обостренная мажорность, пунктирный ритмический рисунок и активная моторность. Следует выделять слабую долю и использовать прием
staccato. Всем прыжкам предшествует demi plie. Моменту прыжка наиболее соответствует оттенок sforzando. В начале прыжки исполняются в медленном темпе, в расчлененном виде. Главная особенность музыкального сопровождения – акцент на затакт. Головкина С.Н. рекомендует использовать на уроке отдельные части вариаций из балетов классического наследия.
Маленькие прыжки:
Характер музыки подвижный и изящный. Важна пружинистая легкость, воздушность, эластичность. Музыкальный размер 2/4, необходим затакт, то есть акценты смещены на слабые доли.
Большие прыжки:
Характер музыки волевой, мужественный, напористый. Эмоциональное состояние высокого накала. Музыкальный размер чаще всего 3/4. Динамическая окраска forte и mezzo forte.
Повороты и вращения:
Быстрый темп музыки, важна непрерывность музыкальной фразы. Характер музыки жизнерадостный, строптивый, озорной. Можно использовать классическое наследие: П. Гертель – балет «Тщетная предосторожность», Л. Минкус – «Дон Кихот», Л. Делиб – балет «Коппелия».