Новости События Общее

Наука в БГПУ

Учреждение образования «Белорусский государственый педагогический университет имени Максима Танка» является аккредитованной научной организацией и держит курс на подтверждение статуса университета исследовательского типа по аналогии с лучшими университетами мира. Имидж и статус нашего университета как управляющего центра учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования определяется уровнем научно-инновационной деятельности. Обеспечение и повышение этого уровня –  актуальная задача развития БГПУ на современном этапе.

 

Приоритетные направления научно-исследовательской деятельности БГПУ

В соответствии с Программой стратегического развития БГПУ на 2016-2020 годы, а также с планом научно-исследовательских работ университета на 2016-2020 годы большинство научных исследований в БГПУ выполняются в области психолого-педагогических наук. Ученые университета также участвуют в проведении исследований в области естественных и гуманитарных наук.

Приоритетными направлениями в области психолого-педагогических,  естественных и гуманитарных наук являются:

  • выявление актуальных потребностей модернизации образовательных процессов и систем;
  • разработка концептуальных оснований и содержания компетентностных моделей выпускников всех ступеней образования;
  • разработка и внедрение практико-ориентированных научных продуктов для системы дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников;
  • разработка теоретических основ и практических моделей поиска, выявления и развития детской одаренности;
  • научно-методическое обеспечение процессов образовательной интеграции/инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • решение научно-педагогических проблем информатизации образования, интеллектуального развития и социализации современного человека;
  • разработка теоретико-методологических основ и технологий непрерывного воспитания учащейся и студенческой молодежи;
  • обоснование содержания, принципов и особенностей семейного воспитания как ключевого фактора обеспечения демографической безопасности страны;
  • разработка научно обоснованных концепции и модели национальной системы оценки качества дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического образования и дополнительного образования педагогических работников;
  • концептуальное обоснование и научно-методическое обеспечение системы непрерывного образования взрослых на различных жизненных этапах;
  • разработка теоретико-методологических оснований, содержания, научно-методического обеспечения и технологий непрерывного педагогического образования в целях устойчивого развития общества; 
  • концептуальные, содержательные, технологические и организационно-управленческие аспекты кластерного развития непрерывного педагогического образования
  • исследование алгебраических и дифференциальных свойств математических структур;
  • электрослабые, сильные и гравитационные взаимодействия в широком интервале энергий;
  • проблемы межатомных взаимодействий в твердых телах и создание новых магнитных, сегнетоэлектрических, полупроводниковых, сверхпроводящих и сверхтвердых материалов;
  • проблемы лазерной физики и использование оптического излучения;
  • развитие методов синтеза, направленных на получение веществ, полезных для практического использования;
  • оценка динамики биологического разнообразия флоры, фауны и основных экосистем Беларуси, разработка научных основ их охраны и устойчивого использования;
  • изучение генетических, биологических и биохимических проблем жизнедеятельности и устойчивости растений и животных;
  • разработка философско-мировоззренческих и социально-культурных основ развития белорусского общества;
  • исследование развития национальной экономики в условиях международной интеграции;
  • исследование истории Беларуси в контексте европейской цивилизации;
  • установление закономерностей функционирования и развития языков; разработка истории и теории белорусской литературы в контексте мирового литературного процесса;
  • исследование искусства, фольклора, этнокультурных традиций Беларуси в контексте славянских культур.

 

Научные программы и проекты

С 2016 года БГПУ является головной организацией-исполнителем (совместно с Национальным институтом образования) подпрограммы «Образование» ГПНИ «Экономика гуманитарное развитие белорусского общества».

Ученые университета принимают участие в выполнении 10 научных программ различного уровня:

7 Государственных программ научных исследований, координируемых НАН Беларуси:

«Химические технологии и материалы»

«Информатика, космос и безопасность»

«Фотоника, опто- и микроэлектроника»

«Физическое материаловедение, новые материалы и технологии»,«Природопользование и экология»,

«Конвергенция-2020»

«Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества»

Государственная научно-техническая программа «Эталоны и научные приборы»;

Государственная программа развития специальноо образования («Образование и молодежная политика»);

Отраслевая научно-техническая программа «Качество образования».

При финансовой поддержке БРФФИ выполняются 5 проектов, в том числе 3 международных:

  • «Мессбауэровская и оптическая спектроскопия многокомпонентных халькогенидов для полупроводниковой фотовольтаики» совместно с Академией наук Молдовы (научный руководитель д.ф-м.н., проф. В.Р. Соболь);
  • «Содержание и методика универсальной психолого-педагогической подготовки преподавателей вуза на основе реализации компетентностного подхода как условия их личностно-профессионального развития» совместно с Санкт-Петербурским филиалом «Института управления образованием» РАО (научный руководитель д.п.н., проф. А.И. Жук);
  • «Развитие эмпатии в социономических профессиях» совместно с Психологическим институтом РАО (научный руководитель к.псих.н., доц. Н.И. Олифирович).

 

Результаты научных исследований

Важнейшие результаты научных исследований в 2016 году:

  • разработка в рамках ОНТП «Качество образования» профессионально-квалификационного стандарта педагога, а также 24 макетных образцов учебной продукции для психолого-педагогической и методической подготовки педагогов; 
  • выявление в рамках ГПНИ “Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества” подходов к построению национальных систем оценки качества педагогического образования в социально-философском, психолого-педагогическом, информационно-квалиметрическом и экономическом аспектах как методологической основы создания Концепции национальной системы оценки качества непрерывного педагогического образования;
  • разработка содержания и методики психолого-педагогической подготовки преподавателей высшей школы в общем образовательном пространстве Беларуси и России в рамках международного научно-исследовательского проекта, финансируемого БРФФИ;
  • разработка в рамках Государственной программы развития специального образования («Образование и молодежная политика») программ коррекционных занятий по логоритмике, развитию жестовой речи и социальному ориентированию;
  • теоретическое и экспериментальное обоснование волонтерской деятельности как средства формирования мотивации к педагогической профессии и ряд других.

В 2016 году были завершены 2 НИР, направленные на обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь.

В рамках НИР «Разработать программно-методическое обеспечение образовательной области «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін» для детей младшего и среднего дошкольного возраста» (научный руководитель д.пед.н., проф. Н.С. Старжинская) разработаны концепция национально-языкового образования детей дошкольного возраста в контексте культурологического и личностно ориентированного подходов и программно-методическое обеспечение данной образовательной области.

В рамках НИР «Научно-методическое обеспечение организации и проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися, вступившими в конфликт с законом» (научный руководитель к.пед.н., доц. В.В. Мартынова) разработаны модель и программно-методическое обеспечение организации и проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися, вступившими в конфликт с законом, методическое пособие и рекомендации для специалистов.

 

Важнейшие научные мероприятия

Международный симпозиум «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений: социальный договор»

 

Республиканская конференция «Педагогические классы:

опыт работы и перспективы»

 

Международная конференция «Специальное образование: традиции и инновации»

 

Международная конференция «Пушкин и мировая литература»

 

Международная конференция «Европа: актуальные проблемы этнокультур»

 

Декада студенческой науки

 

 

Фестиваль молодежной вузовской науки

«Психолого-педагогическая наука – ресурс устойчивого развития социума»

 

 

 

Расскажи друзьям: Наука в БГПУ