Новости События Общее

На базе БГПУ состоялось заседание коллегии Министерства образования Республики Беларусь

Специалисты обсудили проект Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2015-2020 годы, эффективность системы повышения квалификации педагогических кадров и вопрос о выполнении в 2014 году Соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2013-2016 годы. 

Специалисты обсудили проект Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2015-2020 годы, эффективность системы повышения квалификации педагогических кадров и вопрос о выполнении в 2014 году Соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2013-2016 годы. 

О проекте Концепции развития педагогического образования на 2015-2020 годы на заседании коллегии рассказал ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, профессор Александр Жук. По его словам она определяет базовые педагогические компетенции, принципы построения научно-образовательного педагогического кластера, новые формы и методы в педагогической деятельности, включая возможности организации педагогической практики в качестве волонтерского движения. 

Как считает Александр Жук, педагогическая практика должна быть коренным образом модернизирована. Она должна начинаться с первого курса, носить перманентный и продуктивный характер на всем протяжении обучения в вузе. При этом студенты должны не просто посещать учреждения образования и присутствовать на занятиях или воспитательных мероприятиях в качестве наблюдателей, а быть включенными в реальные образовательные и воспитательные дела школы, дошкольного учреждения и других учреждений, выступающих базами практик (протокол поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» от 12.01.2015 г. № 1). 

Одним из эффективных механизмов раннего включения будущих специалистов образования в среду профессиональной деятельности является волонтерство. Волонтерская деятельность в учреждениях образования должна рассматриваться как один из видов педагогической практики. 

Как сказано в документе, представляется целесообразным расширение сети филиалов кафедр, экспериментальных и инновационных площадок в учреждениях дошкольного, специального, общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи с участием преподавателей вузов и школ, студентов, школьников и воспитанников. Эффективность педагогической практики может быть серьезно повышена за счет активизации деятельности студенческих научно-исследовательских лабораторий на базе учреждений образования и привлечения учащихся старших классов к исследовательской работе, создания «Школ юных». 

Необходимость разработки нового проекта Концепции развития педагогического образования обусловлена изменившейся социокультурной ситуацией и новыми целевыми ориентирами общего среднего, специального и дополнительного образования детей и учащейся молодежи. 

Вызовы информационного общества, глобализация образовательных процессов, возрастание значимости инклюзивного образования и др. требуют обновления содержания подготовки педагогических кадров, усиления ее практикоориентированности, преемственности и непрерывности. Переход общего среднего образования на реализацию компетентностного подхода обусловливает необходимость соответствующей подготовки педагогов. 

В своем докладе первый заместитель министра образования Вадим Богуш подчеркнул, что основной задачей системы повышения квалификации педагогических кадров является обеспечение непрерывного профессионального образования педагогов, соответствующего задачам устойчивого развития Республики Беларусь, современным достижениям педагогической науки и практики. 

Ведущую роль в системе занимают - Академия последипломного образования, областные и Минский городской институты развития образования, а также институты повышения квалификации и переподготовки кадров учреждений высшего образования. Ежегодно в данных учреждениях проходят повышение квалификации и переподготовку свыше 40 тыс. работников системы образования. 

Среди приоритетных направлений работы Вадим Богуш выделил идеологическую и воспитательную работу в учреждениях образования; образовательный менеджмент; преподавание учебных предметов; социальную работу; интегрированное обучение; коррекционную работу; информационные технологии в образовании и работу с одаренными детьми. 

В период 2013-2014 гг. в системе произошел ряд существенных изменений: сроки прохождения повышения квалификации педагогов дошкольного, общего среднего, специального образования, а также дополнительного образования детей и молодежи в очной форме сокращены до 1 недели, а периодичность сокращена до 3 лет; изменена процедура аттестации педагогов на высшую категорию и введено обязательное подтверждение с периодичностью 1 раз в пять лет высшей квалификационной категории, введена категория «учитель-методист»; создано Белорусское педагогическое общество, которое работает над развитием общественных педагогических инициатив с целью повышения профессионального уровня педагогов и улучшения качества образования; расширяется применение программ повышения квалификации в заочной форме с использованием дистанционных технологий обучения. 

Первый заместитель министра считает, что профессиональное развитие учителя должно осуществляться не эпизодически – один раз в 3 года, а непрерывно. С учетом этого перспективным представляется внедрение кредитно-модульной системы в дополнительном педагогическом образовании. 

Использование модульных образовательных программ в системе дополнительного образования дает педагогу возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и программу повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. При этом слушатель сможет выбрать содержание, сроки и формы обучения. 

Опыт внедрения модульной системы повышения квалификации достаточно широко используется в Российской Федерации, Украине и Казахстане. 

Первый заместитель министра сделал акцент и на том, что важным ресурсом совершенствования методической работы и деятельности по профессиональному развитию педагогов на местах должно стать придание статуса республиканских инновационных центров лучшим учебным заведениям, реализующим инновационные проекты с превращением их в центры развития и распространения педагогических инноваций, эффективного педагогического опыта. 

Для этого предлагается внести изменения в Инструкцию об организации инновационной деятельности в учреждениях образования, предусматривающие активное использование потенциала лучших инновационных учреждений образования республики для профессионального развития педагогов. 

Подводя итог, Вадим Богуш отметил, что потенциал системы дополнительного педагогического образования является достаточным для решения перспективных задач, стоящих перед нашей системой образования. 

Национальная система педагогического образования обеспечивает квалифицированными кадрами различные типы учреждений образования. В стране функционирует более 8 тысяч учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в которых свыше 200 тыс. педагогов обеспечивают обучение и воспитание около 2 млн. воспитанников, учащихся и студентов. Почти половина педагогических кадров страны задействована в системе общего среднего образования. 

В рамках заседания коллегии состоялось подписание дополнений и изменений в Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2013-2016 годы. 

В заседании коллегии приняли участие начальники управлений образования облисполкомов, председатель комитета по образованию Мингорисполкома; ректоры учреждений высшего образования; руководители республиканских учреждений (организаций) образования, подчиненных Министерству образования; члены президиума Центрального комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки; руководители структурных подразделений аппарата Министерства образования.

Использованы материалы официального сайта Министерства образования Республики Беларусь:  http://www.edu.gov.by/main.aspx?guid=18021&detail=3316983

Расскажи друзьям: На базе БГПУ состоялось заседание коллегии Министерства образования Республики Беларусь

Контакты

Приемная комиссия:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 217

+375 (17) 200-94-17

+375 (17) 200-92-04

E-mail: priem@bspu.unibel.by


Учебно-методическое управление:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 315 (корпус 3)

+375 (17) 327-84-97    

+375 (17) 327-82-06                      

+375 (17) 226-56-25  

+375 (17) 200-71-12                       

E-mail: UMO@bspu.by


Управление воспитательной работы с молодежью:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 325, 324 (3 корпус)

+375 (17) 226-40-16

+375 (17) 327-83-67

E-mail: uvrsm@bspu.by


Управление международного сотрудничества:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 121, 126, 127 (корпус 1)

тел./факс 226  40 18

+375 (17) 200-21-95

E-mail: dfr@bspu.bybspu.int@gmail.com


Отдел кадров:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 321, 323, 231 (корпус 3)

+375 (17) 327-77-54

+375 (17) 226-46-59

+375 (17) 226-56-19

+375 (17) 226-56-27

E-mail: bgpu2011@mail.ru,  stud_ok@bspu.by


Oтдел документационного обеспечения и делопроизводства:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 116 (корпус 3)

тел./факс +375 (17) 226-40-24

E-mail: bspu@bspu.by


Пресс-служба БГПУ

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 120 (корпус 3)

+375 (17) 200-61-43
+375 (29) 700-73-85

E-mail: press.bspu@mail.ru