Новости События Общее

Ректор БГПУ А.И.Жук принял участие в онлайн-конференции "Роль учителя в современном обществе"

29 сентября 2015 года в Белорусском телеграфном агентстве состоялась онлайн-конференция "Роль учителя в современном обществе", в которой приняли участие Министр образования Республики Беларусь Михаил Анатольевич Журавков, начальник управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Светлана Васильевна Уклейко, ректор БГПУ Александр Иванович Жук.  

В Беларуси функционирует более 8 тыс. учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в которых свыше 200 тыс. педагогов обеспечивают обучение и воспитание около 2 млн воспитанников, учащихся и студентов.

В преддверии Дня учителя эксперты ответили на вопросы, касающиеся подготовки педагогических кадров, работы с молодыми специалистами и повышения квалификации, практических аспектов труда современного учителя и организации учебного процесса. 

Вопросы конференции

Корреспондент БЕЛТА:

Выступая на Генассамблее ООН, Президент сказал, что в Беларуси будут сохраняться традиционные моральные ценности, которые нам остались - семья, родители. Ваше мнение, мы сейчас говорим об учителе, как о том, кто только учит или еще воспитывает?

Журавков Михаил Анатольевич:  

- Учитель - это тот, кто воспитывает. Образование без воспитания невозможно, их нельзя разделить. И вы знаете, я достаточно много посещаю школы, особенно в маленьких районных центрах и селах, и мне нравится, что трепетное отношение к учителю там осталось. Буквально в пятницу был в небольшой школе в Пинском районе и разговаривал с учителями. Они мне сами говорят: "У нас такая миссия - быть примером на селе для всего населения". И говорят это с гордостью. Все равно учитель, как и в прежние времена, это звучит гордо. И я надеюсь, что учителя это понимают и стараются этому следовать.

Скорикова Татьяна, Минск:

- Михаил Анатольевич, расскажите о кадровом составе системы образования.

Журавков Михаил Анатольевич:

 - Педагог - профессия не только замечательная, но и достаточно массовая. На сегодня количественный состав педагогов дошкольных учреждений составляет свыше 54 тыс. человек, общеобразовательных - почти 97,8 тыс., профессионально-технического образования - 11,9 тыс., среднего специального образования - 9,2 тыс. Число профессорско-преподавательских кадров в подведомственных Министерству образования высших учебных заведениях - 15,2 тыс. человек. Что касается их квалификации и образования, то в дошкольных учреждениях число педагогов с высшим образованием - 56,9%.

В настоящее время 45,1% педагогических работников имеют образование по профилю "Педагогика" (направление образования "Педагогика детства"). В школах, гимназиях, лицеях высшее образование имеют 92,8% работников, высшую квалификационную категорию - 17,8%, первую - 35%. Здесь работают 84,7 тыс. женщин (86,6%) и 13,1 тыс. мужчин (13,4%). Количество учителей пенсионного возраста составляет 10,5%.

Положительная динамика качественного состава педагогических кадров дополняется в последние годы ростом квалификационного уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений. Количество педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории, выросло с 76,3% в 2014 году до 76,7% в 2015 году. Качественно улучшилась профессионально-педагогическая структура учреждений профессионально-технического образования. Высшее образование имеют 98% преподавателей, 84,3% - квалификационные категории. Среди мастеров производственного обучения 98% имеют высшее или среднее специальное образование, 69% - квалификационные категории. В 2015 году в высших учебных заведениях, подведомственных Министерству образования, работают 900 докторов наук, 5720 кандидатов наук, ученое звание профессора имеют 792 человека, доцента - 4873 человека.

Смалюга Виктория:

- Сколько молодых специалистов выпустили белорусские педагогические вузы в этом году? Все ли они пришли в школы? По вашему мнению, что в первую очередь необходимо сделать для закрепления молодых специалистов?

Журавков Михаил Анатольевич:

- В 2015 году направлено на работу в учреждения образования 5 тыс. 36 молодых специалистов (96,2% от подлежащих распределению). Конечно, вопросы по закреплению молодых специалистов и их социальной поддержке находятся на постоянном контроле управлений образования облисполкомов. Их поддержка включает в себя, прежде всего, материальное стимулирование (повышение тарифного оклада за работу на контрактной форме найма, частичная оплата за аренду жилья, организация бесплатного проезда или частичная оплата проезда, предоставление дополнительного отпуска, премиальные и другие выплаты).

Безусловно, оказывается содействие в получении льготных кредитов на приобретение домашнего имущества, товаров первой необходимости выпускникам учреждений высшего и среднего специального образования, приступившим к работе не по месту жительства родителей, в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2000 года № 631 "О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям граждан".

Ежегодно проводятся встречи с молодыми специалистами, прибывшими на работу в текущем учебном году, их анкетирование с целью оперативного реагирования на имеющиеся проблемы. В областях по-разному решаются вопросы социальной помощи молодым специалистам. Так, например, в Несвижском районе Минской области к новому учебному году открылся Дом молодого учителя (общежитие на 8 мест) - подарок от хозяйства "Снов". В Добрушском районе Гомельской области проводится ежегодный конкурс "Молодой учитель года" для педагогов со стажем работы до 2-х лет, в Жлобинском районе - ежегодный фестиваль для молодых специалистов "Дебют", в Мозырском районе работает клуб "Молодой педагог". В Могилевском районе по договоренности с шефствующими предприятиями молодым педагогам отпускается производимая продукция без торговых надбавок. А руководители учреждений образования Сморгонского района Гродненской области по ходатайству районного комитета профсоюзной организации устанавливают надбавки в размере 20% от ставок (окладов) молодым специалистам, завершившим обучение с отличием.

Меры поддержки в районах разные и чаще всего исходят из реальной жизненной ситуации. В целом замечу, что дополнительные меры по поддержке молодых педагогов, принятые на уровне местных органов власти, позволили увеличить процент закрепления молодых специалистов после 2-летней отработки. В частности, в Гродненской, Минской, Гомельской областях, а также Минске этот процент увеличился в разы. Что касается других бонусов, то кроме большого отпуска, льготных путевок в санатории и профилактории и так далее, по ходатайству Министерства образования операторами сотовой связи МТС и Velcom разработаны специальные предложения, предусматривающие минимальную ежемесячную плату и льготные тарифы на звонки для работников системы образования.

Кроме того, по состоянию на 1 сентября 2015 года в жилом комплексе "Магистр" выделено более 370 квартир коммерческого пользования для профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников учреждений высшего образования. Для повышения социального статуса педагогических кадров требуется внедрять систему мер социальной поддержки молодых учителей (введение региональных надбавок, совершенствование системы медицинского обслуживания, приобретение жилья), систему морального стимулирования учителей (расширить перечень наград Министерства образования и иных органов управления образованием, в том числе почетное звание "Народный учитель Беларуси", Премия правительства за высокие достижения в сфере образования), а также установить надбавки к стипендиям студентам педагогических специальностей учреждений образования за счет местных бюджетов.

Жук Александр Иванович:

- Все достаточно просто. Если это выпускники дневной бюджетной формы получения образования, значит, они обязаны отработать по распределению. 99% выпускников приходят по распределению и работают. Важно, чтобы они остались в профессии, чтобы не ушли из школы. Кстати, текучесть по нашему университету составляет около 80%. То есть 80% выпускников БГПУ остаются работать в школах после двухлетнего срока отработки. 20% по разным причинам уходят, большинство из них не в другие сферы. Это по причине ухода в декрет, переезда жены на место работы мужа и т.д. То есть миграция в основном внутри сферы образования. Но для того, чтобы педагог оставался в школе, должен быть комплекс условий. Учитель - это массовая профессия. Во всем мире учителя не получают больше айтишников, банкиров. Идеальный вариант, и это показывает мировой опыт, европейских, российских коллег, если зарплата учителя не меньше, чем в среднем по региону, то проблема решается. Поэтому задача сделать зарплату педагогов не меньше, чем в среднем по региону, нормальна и выполнима. Это в ведении местных органов власти. И этого можно добиться.

По итогам первого полугодия 2015 года уже в двух регионах страны (Могилевской и Витебской областях) зарплата педагогов была не меньше, чем средняя по области. Это уже хорошо. Думаю, если эту задачу потихонечку решать, то проблема в этой части будет снята.

Другой вопрос - какие условия работы молодого специалиста. Мы знаем много школ в стране, где в педагогическом коллективе работают от 30% до 50% выпускников этой школы. Например, Ошмянская школа №1 - там около 50% свои выпускники. Возникает вопрос: почему они туда возвращаются? Значит, там соответствующая атмосфера, в педагогическом коллективе поддерживают молодых педагогов, корпоративный дух, комфортно работать педагогу. Это тоже очень важно - социальное самочувствие педагога. Кроме того, мы мало говорим о преимуществах педагогической профессии. Это нормальные кабинеты, оснащенные хорошим оборудованием, это не работа в поле или на стройке. Отпуск летний - 2 месяца. У кого еще такие отпуска?

Наталья Викентьевна, Мозырь:

- "Великое дело для достойных людей" - этим слоганом встречает сайт педуниверситета. Не секрет, что долгие годы привлечь в эту важнейшую профессию именно достойных людей было крайне сложно. О необходимости повышения престижа учителя, педагога говорится много и давно. И только в этом году, судя по результатам набора, ситуация начала меняться: популярность педагогических специальностей среди абитуриентов повысилась, и даже был довольно высокий конкурс. По вашему мнению, за счет чего произошел этот сдвиг и можно ли надеяться, что это не случайность, а положительная тенденция?

Журавков Михаил Анатольевич:

- Подготовка педагогов с высшим образованием осуществляется по 30 специальностям профилей образования "Педагогика" и "Педагогика. Профессиональное образование", 50 специальностям других профилей, в рамках которых присваиваются педагогические квалификации (преподаватель, педагог). Эту специальность можно получить в 25 университетах страны, в том числе в 15 вузах Министерства образования. Речь идет о 4 профильных (БГПУ имени М.Танка, МозГПУ, МГЛУ, БГУФК) и 9 классических (БГУ, Брестский, Могилевский, Гродненский, Гомельский, Витебский, Полоцкий, Барановичский университеты), Белорусском национальном техническом университете, Минском радиотехническом колледже (с 1 сентября 2015 года стал структурным подразделением БГУИР) и других.

За период с 2011 по 2014 год в учреждения высшего образования на педагогические специальности было принято около 31 тыс. человек, из них за счет средств республиканского бюджета - 16,1 тыс. (52%), на платной основе - 15 тыс. (48%). В 2015 году прием на педспециальности увеличился, что обусловлено возросшей потребностью в педагогах дошкольного, начального образования, преподавателях естественнонаучных дисциплин. И в соответствии с прогнозом заказ на подготовку педагогических кадров до 2020 года не уменьшается, а остается приблизительно на одинаковом уровне.

Например, по специальности "Дошкольное образование" требуется: в 2015 году - 615 челочек, в 2016-м - 587, в 2017-м - 600, в 2018-м - 554, в 2019-м - 573, в 2020 году - 567 человек. По специальности "Начальное образование" требуется: в 2015 году - 402 человека, в 2016-м - 398, в 2017-м - 412, в 2018-м и в 2019-м - по 386 чел., в 2020 году - 393 человека.

Для привлечения наиболее мотивированных и одаренных выпускников в учреждения высшего образования на педагогические специальности введена норма, позволяющая поступать в вузы без вступительных испытаний победителям третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, а также лицам, награжденным золотой, серебряной медалью или закончившим учреждения среднего специального образования с дипломом с отличием. Это позволило повысить проходной балл.

 Объемы и структура подготовки педагогических кадров формируются в соответствии с обоснованной перспективой развития системы образования. Так, в 2012 году в целях исключения невостребованных педагогических специальностей I ступени высшего образования, упорядочения их номенклатуры и уточнения квалификаций аннулированы 22 педагогические специальности (45,8% от общего количества специальностей профиля "Педагогика"), исключены 89 дополнительных специальностей, уточнены наименования 16 специальностей и отдельных квалификаций, включены 2 новые специальности.

Жук Александр Иванович

- Да, действительно, в последнее время в сознании молодежи изменилось отношение к педагогической профессии. Думаю, здесь несколько факторов сработало. Во-первых, в прошлом году в нашем университете отмечали 100-летний юбилей. Глава государства был у нас и провел трехчасовой семинар со студентами, преподавателями и выпускниками университета. Это был серьезный разговор о роли учителя в современном мире. Выступление Президента, сама дискуссия и решения, которые были приняты по итогам встречи, способствовали тому, что ситуация поменялась. Например, главой государства принято решение о создании педагогических классов и о том, чтобы их выпускники поступали на педагогические специальности без экзаменов. Это очень важно.

Благодаря этому решению в ближайшее время в педвузы придут хорошо подготовленные абитуриенты, мотивированные на получение педагогической профессии. Тем самым государство создает условия, чтобы привлечь в профессию лучших, подготовленных и мотивированных. Это исключительно важно. Во-вторых, это формы социальной поддержки. В-третьих, педвузы сами должны работать. Нам надо идти в школы, работать с учителями, детьми и их родителями.

Довнар Мария Игнатьевна, Минск:

- Михаил Анатольевич, вы неоднократно обещали избавить учителей от ненужной бумажной работы и несвойственных им функций. Изменилось ли что-то в новом учебном году? Планируется ли в принципе совершенствовать систему сбора и анализа данных в системе образования, используя современные информационные технологии? Ведь в настоящее время львиная доля времени и учителей, и администрации уходит на составление всевозможных отчетов (читала, что на это даже выделил деньги Всемирный банк).

Журавков Михаил Анатольевич:

- Министерством образования принят ряд мер, направленных на сокращение документооборота в учреждениях общего среднего образования. Однако вопрос окончательно не решен. Для сокращения документооборота, конкретизации перечня документов, которые образуются в деятельности отдельных категорий педагогических работников в соответствии с их должностными обязанностями, утвержден перечень документов для отдельных педработников учреждений общего среднего образования. Этот перечень является типовым, на основании которого составляется номенклатура дел конкретного учреждения образования.

Следовательно, руководитель учреждения образования с учетом специфики деятельности этого учреждения определяет перечень документов, образующихся в работе, и несет ответственность за состояние дел по вопросам документооборота. Сегодня проводится работа по активному использованию возможностей IT-технологий для уменьшения документооборота. Так, в настоящее время идет работа с проектом "Электронная школа", в который входит два сервиса "Электронный журнал-дневник учащегося" и "Электронная карта учащегося".

Сейчас проект внедряется в нескольких крупных регионах Беларуси. Через год в этот эксперимент будет вовлечена практически вся республика. Проект предполагает внедрение онлайн-решений по предоставлению различных информационных сервисов, таких как электронные журнал, дневник, расписание занятий. Внедрение электронных сервисов должно происходить тогда, когда руководство школы готово, и при наличии желания родителей учащихся. Хочу отметить, что во внедрении электронных форм журналов, дневников мы видим решение вопроса снижения административной нагрузки на учреждения образования и уменьшения документооборота в целом. Проект "Модернизация системы образования Республики Беларусь" разработан Министерством образования при участии Всемирного банка. Одним из компонентов этого проекта является модернизация системы управления общим средним образованием. В частности, средства будут направлены на совершенствование национальной системы оценки образовательных достижений учащихся, на совершенствование существующей информационной системы управления в секторе образования для модернизации систем и практик сбора и анализа данных в секторе образования за счет формирования интегрированной системы.

Валентина Рудольфовна, пос. Новосады:

- Расскажите, пожалуйста, рассматриваются ли другие, более прогрессивные подходы к оплате труда учителей и в целом к финансированию образования, ведь без хорошего материального стимула трудно говорить о поднятии престижа профессии?

Журавков Михаил Анатольевич:

- Вопрос действительно серьезный, актуальный и достаточно непростой. Сейчас идет подготовка к совещанию у Президента, где будет рассмотрен весь комплекс вопросов, связанных с системой, в том числе будут вопросы, касающиеся социальных гарантий, расширения преференций для педагогов - особенно для молодых специалистов, а также педагогов в малых городах и населенных пунктах. Мы готовим предложения для рассмотрения у главы государства - по заработной плате, жилью, в том числе арендному, бонусам по оплате жилья для молодых специалистов.

Жук Александр Иванович:

- По итогам посещения БГПУ в день 100-летия университета появился протокол Президента по этому вопросу, где председателям облисполкомов, руководителям местных органов власти поручено изыскать дополнительные возможности по поддержке молодых педагогов и студентов-целевиков, которые обучаются на педагогических специальностях. Поэтому они могут принимать решения, которые касаются надбавок к студенческим стипендиям и поддержки начинающих работать в школе молодых специалистов.

Зыкун А.М.:

- Пока в педвузы поступают по остаточному принципу, сложно рассчитывать на то, что мы сможем повысить престиж учителя и уровень образования: в профессию попадает слишком много случайных людей. Для того чтобы снизить этот фактор случайности, стоило бы ввести для всех поступающих в педвузы обязательный тест на способность работать с детьми. Ваше мнение?

Жук Александр Иванович:

- Учитель – это прежде всего призвание. И мы сейчас много делаем, чтобы как можно раньше молодые люди смогли определить в себе способности, склонности и мотивацию стать педагогом. Вот почему сейчас в стране открываются педагогические классы и профильные классы педагогической направленности.

Старшеклассники, изучая факультатив "Введение в педагогическую профессию" могут понять для себя несколько важных моментов, во-первых, они будут знать, какие требования предъявляются к учителю, какими личностными качествами он должен обладать. И с другой стороны, там есть два психологических модуля, которые помогут ребятам проверить себя, задать себе вопрос: "Обладаю ли я такими качествами, смогу ли я быть учителем? И самое главное – хочу ли я им быть, есть ли у меня интерес к этой работе, коммуникативные качества и любовь к этой работе".

Я думаю, что открытие педагогических классов – а их в стране открыто уже более 100, где обучается 1,5 тыс. десятиклассников – это возможность осуществить раннее самоопределение будущих педагогов. Что касается психологических тестов, то когда-то мы уже вводили их на определенные специальности. Но тест – есть тест. Тестируемые иногда понимают, как надо ответить, чтобы выглядеть соответствующим образом. Мне думается, что ранняя профориентационная работа в школе, когда ребята не только узнают, что такое педагогическая профессия и проверят себя, но и попробуют себя в роли педагога, работая в младших классах в качестве воспитателей, помощников классного руководителя, гораздо эффективнее. И выбор профессии тогда будет сознательным.

Константин, Верхнедвинск:

- На днях министр образования Японии рекомендовал вузам максимально сократить гуманитарные специальности и сосредоточиться на подготовке востребованных в экономике специалистов (ИТ, инженерия и т.д.). Как вы можете прокомментировать такую политику? У нас в школьной программе литературе, истории, обществоведению уделяется значительное внимание. Стоит ли с нарастанием технологичности нашей жизни корректировать школьные программы в сторону увеличения часов по физике, математике за счет часов гуманитарных дисциплин?

Уклейко Светлана Васильевна:

- Когда мы на протяжении нескольких лет готовились к введению профильного обучения и изучали мировой опыт и наши учебные планы с 1991 года, то было отмечено, что сокращалось количество часов для изучения именно гуманитарных предметов.

Сейчас возможность увеличения часов для изучения физики, математики, химии, биологии предоставлена профильным обучением. Если на базовом уровне физика в 10-м классе - 2 часа, то на повышенном - 4 часа, т.е. ее действительно можно изучать на достаточно серьезном уровне. То же самое касается математики: 4 часа - на базовом уровне, 6 часов - на повышенном. Таким образом, возможности для более углубленного изучения отдельных предметов есть. В целом школьная программа сейчас абсолютно сбалансирована, изменений в этом плане не ожидается.

Корреспондент БЕЛТА:

- В последние годы в школы идет рекордное число первоклашек. Готовы ли школы и учителя к тому, что число школьников будет расти, не станет ли это проблемой для системы образования?

Журавков Михаил Анатольевич:

- В планах строительства школ и ввода новых учебных заведений мы предусмотрели погодовое увеличение числа первоклассников. Темпы и планы строительства соответствуют тому приросту молодого населения, которое наметилось. Мы с удовольствием примем в наши школы всех первоклашек.
 

Использованы материалы БЕЛТА.

Расскажи друзьям: Ректор БГПУ А.И.Жук принял участие в онлайн-конференции "Роль учителя в современном обществе"

Контакты

Приемная комиссия:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 217

+375 (17) 200-94-17

+375 (17) 200-92-04

E-mail: priem@bspu.unibel.by


Учебно-методическое управление:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 315 (корпус 3)

+375 (17) 327-84-97    

+375 (17) 327-82-06                      

+375 (17) 226-56-25  

+375 (17) 200-71-12                       

E-mail: UMO@bspu.by


Управление воспитательной работы с молодежью:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 325, 324 (3 корпус)

+375 (17) 226-40-16

+375 (17) 327-83-67

E-mail: uvrsm@bspu.by


Управление международного сотрудничества:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 121, 126, 127 (корпус 1)

тел./факс 226  40 18

+375 (17) 200-21-95

E-mail: dfr@bspu.bybspu.int@gmail.com


Отдел кадров:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 321, 323, 231 (корпус 3)

+375 (17) 327-77-54

+375 (17) 226-46-59

+375 (17) 226-56-19

+375 (17) 226-56-27

E-mail: bgpu2011@mail.ru,  stud_ok@bspu.by


Oтдел документационного обеспечения и делопроизводства:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 116 (корпус 3)

тел./факс +375 (17) 226-40-24

E-mail: bspu@bspu.by


Пресс-служба БГПУ

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 120 (корпус 3)

+375 (17) 200-61-43
+375 (29) 700-73-85

E-mail: press.bspu@mail.ru