Новости События Общее

В БГПУ прошел Международный симпозиум по образованию в интересах устойчивого развития

В период с 10 по 11 февраля 2016 года на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка прошел Международный симпозиум "Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор". 

Инициаторами и организаторами симпозиума выступили Ассоциация "Образование для устойчивого развития", Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка и Объединение "Wissenschaftsladen Bonn e.V." (ФРГ).

В числе организаторов симпозиума были Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена (Санкт-Петербург, Россия), Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова (Киев, Украина), Университет Витовта Великого (Каунас,  Литва), Рижская Академия педагогики и управления инновациями (Рига, Латвия), Республиканский  институт профессионального  образования (Минск, Беларусь), ИПКиПК Гродненского государственного университета  имени Янки Купалы (Гродно, Беларусь), УО "Могилевский государственный областной институт развития образования" (Могилев, Беларусь).

О высоком уровне симпозиума и актуальности обсуждаемых на нем вопросов свидетельствует состав ее участников, среди которых – представители международных и республиканских общественных объединений и организаций, бизнес-структур, организаций системы Министерства труда и социальной защиты, руководители республиканских учреждений образования разного типа,  зарубежные гости из Армении, Латвии, Литвы, России, Украины, Германии, Эстонии; в заочной форме в симпозиуме приняли участие представители  Казахстана, Китая и Польши. 

С приветственными словами к участникам симпозиума обратились Министр образования Республики Беларусь Михаил Анатольевич Журавков, Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды  Республики Беларусь Андрей  Марленович Ковхуто, певый заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь   Андрей Валентинович Лобович,  заместитель министра экономики Республики Беларусь  Ирина Анатольевна  Костевич, представители ПРООН и общественных организаций.

Выступление ректора БГПУ на симпозиуме "Образование в интересах устойчивого развития" можно посмотреть по ссылке в видео-репозитории БГПУ.

Работа симпозиума проходила в течение двух дней. Темой первого дня было  "Образование – ключевой механизм устойчивого развития".

На пленарном заседании в первой половине дня были заслушаны доклады, в которых выступающие сформулировали теоретические основы идеологии  образования в интересах устойчивого развития и обозначили пути ее реализации.

Высокий научный уровень симпозиума был задан выступлением доктора педагогических наук, профессора, председателя совета Ассоциации "Образование для устойчивого развития", ректора БГПУ Жука А.И. Тема его доклада: "Перспективы расширения практик непрерывного образования в интересах устойчивого развития".

О социально-интеграционной миссии педагогического университета по подготовке кадров для обеспечения инклюзивного образования как фактора устойчивого развития интеграционных процессов в обществе шла речь в выступлении Антропова А.А. – декана факультета коррекционной педагогики РГПУ им А.И. Герцена.

Руководитель Центра стратегических исследований в области устойчивого регионального развития  Таллиннского университета профессор Риа Раус в скайп-сесии выступила с докладом "Глубинная экология – образовательная философия для устойчивого развития: глобальный контекст и опыт Эстонии".

Видение проблемы развития человеческого потенциала как приоритета устойчивого развития регионов в своем докладе представила  Берченко Н.Г., кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.

С тенденциями развития практик образования в интересах устойчивого развития в международном сотрудничестве стран и профессионалов ознакомила участников конференции доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент НАПН Украины Е.И. Пометун.

Возможности объединения науки и практики в организации практик ОУР в Германии  раскрыл Норберт Штейнхаус, координатор международных программ   Зарегистрированного общества "Wissenschaftsladen Bonn e.V." (ФРГ).

Деятельность Ассоциации "Образование для устойчивого развития", направленную на объединение всех заитересованных в повышении качества жизни представил  Муравьев А.В.  ,  директор гимназии №19 г. Минска, исполнительный директор Ассоциации (Беларусь).

Кошель Н.Н.,  кандидат педагогических наук, доцент, заведующий отделом креативной психологии и педагогики Республиканского института профессионального образования, руководитель проекта представила опыт полипрофессионального взаимодействия  в Проекте "Образование в интересах устойчивого развития – социальный договор".  

В панельной дискуссии по проблеме  "Динамика социального заказа образованию" выступили эксперты:

Наум Михайлович Кац, представитель Республиканской конфедерации предпринимательства;

Владимир Александрович Янчук, доктор психологических наук, профессор, декан факультета профессионального развития Академии последипломного образования;

Ольга Петровна Евсеева, кандидат педагогических наук, директор Филиала "Волма" УО Республиканский институт профессионального образования;

Сергей Николаевич Тарасюк, директор Фонда развития сельских территорий;

Раиса Никандровна Сухорукова, директор Республиканской научно-технической библиотеки;

Олег Владимирович Сивограков, кандидат экономических наук,  заместитель председателя Правления Международного общественного объединения "Центр устойчивого развития";

Инесса Владимировна Зубрилина, старший преподаватель ИПКиПК Минского государственного лингвистического университета, победитель Республиканского конкурса "Учитель года Республики Беларусь – 2011";

Зента Анспока, доктор педагогических наук, профессор, проректор по инновациям и научной работе  Рижской Академии педагогики и управления инновациями.

По проблеме "Механизмы влияния образования на процессы устойчивого развития" выступили  эксперты:

Ирина Анатольевна Старовойтова,  кандидат педагогических наук, доцент, ректор УО "Могилевский государственный областной институт развития образования";

Виктор Стефанович Кулик,  старший преподаватель кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования;

Раиса Владимировна Синельникова,  эксперт в социальной сфере Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии;

Норберт Штейнхаус, координатор международных программ   Зарегистрированного общества "Wissenschaftsladen Bonn e.V." (ФРГ);

Казимирская Инна Ивановна,  доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и проблем развития образования "Белорусский государственный университет".

Как отметили эксперты, одной из ключевых идей современного общества является идея социального партнерства для определения влияния образования на устойчивое развитие, уровень экономического, социального и экологического благополучия нынешних и будущих поколений.

Основной целью  симпозиума было обсуждение механизмов влияния непрерывного образования на процессы устойчивого развития – обеспечение экологической целостности, экономической устойчивости, социального благополучия и развитие человеческих ресурсов регионов. В соответствии с этой целью во второй день симпозиума была проведена переговорная площадка, участники которой подготовили предложения по расширению влияния образования на обеспечение экологической целостности, экономической устойчивости, социального благополучия и развитие человеческих ресурсов регионов.

Обобщенные предложения представлены в принятом участниками симпозиума "Меморандуме".

Видео "Международный научный симпозиум «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений: социальный договор». 10-11 февраля БГПУ открытие" можно посмотреть по ссылке.

 

Справочно

Ассоциация "Образование для устойчивого развития" является объединением юридических лиц, субъектов формального и неформального образования, осуществляющих практики ОУР в рамках локальных, национальных и международных проектов на территории Республики Беларусь. Круг приглашенных на конференцию лиц очень широк и охватывает практически всех стейкхолдеров и экспертов в данной области: от представителей компетентных министерств и ведомств в области образования, экономики, природных ресурсов, культуры, труда и соцзащиты до некоммерческих организаций и общественных инициатив, заинтересованных в продвижении концепции ОУР.

 

Международный симпозиум

International Symposium

 "ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ – СОЦИАЛЬНЫЙ ДОГОВОР"

"EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
FOR ALL GENERATION
AS SOCIAL AGREEMENT"

г. Минск, Беларусь, БГПУ,
10–11 февраля 2016 г.

Minsk, Belarus, BSPU,
10–11 February, 2016

Меморандум

Memorandum

Всем заинтересованным в повышении качества жизни нынешних
и будущих поколений

О развитии практик образования
в интересах устойчивого развития

 

В 2015–2016 гг. в Республике Беларусь Ассоциацией "Образование для устойчивого развития", учреждением образования "Белорусский государственный педаго­гический университет имени Максима Танка" (Беларусь) и Зарегистрированной организацией Wissenschaftsladen Bonn e.V. (Германия) в партнерстве с учреждением образования "Республи­канский институт профессионального образования", Институтом повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы", учреждением образования "Могилевский государственный областной институт развития образования" осуществлялся проект "Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор". Проект явился продолжением много­летнего сотрудничества образовательных структур Беларуси и Германии в области устойчивого развития (УР), стимулирования и поддержки экологических, экономических и социальных инициатив детей, учащейся молодежи, педагогов и учреждений образования.

За этот период в различных мероприятиях проекта приняли участие представители более 300 учреждений образования (общего среднего, дошкольного и дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования педагогических работников), региональных структур управления образованием, субъектов хозяйствования, органов государственного управления и местного самоуправления из всех областей Беларуси и города Минска.

10–11 февраля 2016 г. в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка состоялся международный симпозиум "Образование в интересах устойчи­вого развития для всех поколений – социальный договор". Он проводился с целью совместной оценки результатов проекта и согласования международными и национальными экспертами и участниками симпозиума стратегических направлений развития практик образо­вания в интересах устойчивого развития (ОУР) для обеспечения экономической устойчивости, экологической целостности, социального развития и управления человеческими ресурсами устойчивого развития регионов.

Участники симпозиума – представители научной, педагогической и широкой общест­венности из Армении, Беларуси, Германии, Латвии, Литвы,  России, Украины, Эстонии,

подтверждая приверженность принципам устойчивого развития, концепции образования через всю жизнь,

 основываясь на Глобальных целях устойчивого развития на период до 2030 г. (англ. Sustainable Development Goals (SDGs), Нью-Йорк, 2015 г.), Глобальной программе действий ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития - GAP (UNESCO's world conference on ESD in Nagoya, 2014 г.), Стратегии Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) на период до 2030 г. для образования в интересах устойчивого развития и Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.,

следуя целям Стратегии Европейской экономической комиссии Организации Объединен­ных Наций после ДОУР, Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. и задачам Программы развития образования в Республике Беларусь на период до 2020 г.,

исходя из:

  • необходимости модернизации дошкольного, общего среднего, профессионального, высшего и дополнительного образования детей, молодежи и взрослых, совершенствования содержания и технологий непрерывного образования в соответствии с нарастающими глобальными, социальными, культурными, информационными, экономическими и духов­ными изменениями, тенденциями становления гражданского общества;
  • понимания того, что образование в интересах устойчивого развития является комплексной и постоянно обновляющейся концепцией, при этом неизменно сохраняющей свою направленность на повышение качества образования в ближнесрочной и долгосрочной перспективе;

повышение качества образования является комплексной задачей, реализуемой посредством мобилизации внешних и внутренних ресурсов, гуманитарных механизмов коллективного управления процессами системного исследования, концептуализации, технологизации, стандартизации и информатизации образования,

отмечают, что механизмом повышения качества образования и усиления его влияния на процессы обеспечения экономической устойчивости, экологической целостности, социального развития и управления человеческими ресурсами устойчивого развития являются между­народный, межсекторный и межведомственный диалог и методы достижения согласия, концепция и содержание которых нашли отражение в отчетах участников Проекта;

предлагают:

  • продвигать на всех уровнях государственного управления, на уровнях местного самоуправления и управления образованием идею целостного подхода к устойчивому развитию образования, белорусского общества, региональных и местных сообществ, интеграции Беларуси в международное сообщество;
  • содействовать министерствам и ведомствам, органам местного самоуправления в ра­боте по развитию процессов интеграции инициатив в сфере образования в интересах устойчивого развития, консолидации соответствующих ресурсов, объединению усилий формального и неформального образования в достижении целей ОУР и повышения влияния образования на процессы обеспечения экономической устойчивости, экологической целостности и социального развития;
  • активизировать вовлечение в деятельность Ассоциации «Образование для устойчивого развития» и Партнерской сети школ УР новых субъектов и заинтересованных сторон (пред­ставителей правительственных и неправительственных организаций, бизнеса, производства, органов местного самоуправления, гражданских инициатив, учреждений образования всех уровней непрерывного образования, средств массовой информации, взрослого населения, детей и молодежи);
  • обеспечивать сотрудничество на региональном уровне, используя современные технологии бенчмаркинга, обучения на опыте других, обучения действием, комплексной поддержки инициатив в области УР и ОУР, детско-взрослых переговорных процессов и др.;
  • активно расширять практику обеспечения экологической, гражданско-правовой, эконо­ми­ческой, предпринимательской, валеологической и иных видов функциональной грамотности людей всех возрастов, образовательных, профессиональных, полипрофессио­нальных и местных сообществ;
  • обеспечивать внедрение целостного подхода к обучению для устойчивого развития в учреждениях образования и местных сообществах путем реализации стратегий образования, интегрированных в стратегии развития местных сообществ и регионов;
  • способствовать интеграции вопросов устойчивого развития в содержание аудиторной и внеаудиторной, неформальной образовательной деятельности;
  • обеспечить интеграцию метапредметных компетенций  в содержание непрерывного образования всех поколений;
  • способствовать переходу непрерывного образования к реализации концепции учебного диалога как механизма личностно-профессионального развития обучающихся;
  • способствовать расширению практики формирования у населения страны навыков «зеленого потребления» и др.;
  • объединить усилия участников сетей субъектов УР и ОУР по согласованию критериев и показателей эффективности деятельности субъектов образования в области УР и ОУР;
  • осуществить интеграцию Ассоциации «Образование для устойчивого развития» и Партнерской сети школ УР в международные сети и организации, реализующие проекты в области ОУР и УР регионов;
  • осуществлять подготовку организаторов практик ОУР по вопросам привлечения инвестиций;
  • проводить на регулярной основе онлайн-переговоры и координационные встречи в регионах и между регионами Беларуси, обеспечивая участие в них широкого круга заинтере­сованных субъектов УР и ОУР;
  • активизировать сотрудничество с Координационным советом по образованию в инте­ресах устойчивого развития при Министерстве образования Республики Беларусь, Министер­ствами экономики, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, ПРООН, ЮНИСЕФ и другими национальными и международными организациями по продвижению идей УР в сфере образования;
  • пропагандировать и продвигать в практику образования идеи и методы «зеленой экономики»;
  • развивать механизмы обмена знаниями или передовым опытом в области УР и ОУР на национальном и международном уровнях;
  • расширять использование средств информационно-коммуникационных технологий и СМИ для вовлечения граждан в диалог по вопросам УР и ОУР;
  • способствовать мобилизации ресурсов и обмену ими на уровне образовательных сетей, поиску источников ресурсов их развития;
  • способствовать расширению практики переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области УР и ОУР;
  • способствовать становлению учреждений образования как социальных агентов устойчивого развития на местном и региональном уровнях;
  • учитывать различия в местных и региональных условиях при организации практик образования в интересах устойчивого развития;
  • внедрять и использовать принципы УР в управлении образованием и учебными заведениями;
  • инициировать включение вопросов УР и ОУР в региональные стратегические программы и планы их реализации;
  • подготовить при поддержке Ассоциации «Образование для устойчивого развития» совместно с Координационным советом по образованию в интересах устойчивого развития при Министерстве образования Республики Беларусь и другими заинтересованными сторонами Национальную концепцию ОУР и Национальную стратегию развития ОУР в Республике Беларусь на период до 2020 г., предусмотрев оказание конкретной поддержки субъектам образования с учетом достигнутых за период реализации  Декады ОУР результатов, нашедших отражение в коллективной монографии "Образование для устойчивого развития в Беларуси: теория и практика" (Минск, БГПУ, 2015 г.).

Участники симпозиума

 

УИЦ БГПУ Тир. 150 экз. Зак. 96.

Расскажи друзьям: В БГПУ прошел Международный симпозиум по образованию в интересах устойчивого развития

Контакты

Приемная комиссия:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 217

+375 (17) 200-94-17

+375 (17) 200-92-04

E-mail: priem@bspu.unibel.by


Учебно-методическое управление:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 315 (корпус 3)

+375 (17) 327-84-97    

+375 (17) 327-82-06                      

+375 (17) 226-56-25  

+375 (17) 200-71-12                       

E-mail: UMO@bspu.by


Управление воспитательной работы с молодежью:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 325, 324 (3 корпус)

+375 (17) 226-40-16

+375 (17) 327-83-67

E-mail: uvrsm@bspu.by


Управление международного сотрудничества:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 121, 126, 127 (корпус 1)

тел./факс 226  40 18

+375 (17) 200-21-95

E-mail: dfr@bspu.bybspu.int@gmail.com


Отдел кадров:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 321, 323, 231 (корпус 3)

+375 (17) 327-77-54

+375 (17) 226-46-59

+375 (17) 226-56-19

+375 (17) 226-56-27

E-mail: bgpu2011@mail.ru,  stud_ok@bspu.by


Oтдел документационного обеспечения и делопроизводства:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 116 (корпус 3)

тел./факс +375 (17) 226-40-24

E-mail: bspu@bspu.by


Пресс-служба БГПУ

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 120 (корпус 3)

+375 (17) 200-61-43
+375 (29) 700-73-85

E-mail: press.bspu@mail.ru