Новости События Общее

Методические рекомендации по организации идеологической и воспитательной работы куратора учебной группы

   В своей работе куратор студенческой группы руководствуется Законом Республики Беларусь от 11 июля 2007 года «О высшем образовании», Инструкцией об организации работы куратора студенческой группы учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, утверженной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.04.2006 № 41, иными законодательными актами Республики Беларусь, а также уставом БГПУ и Положением о кураторе студенческой группы БГПУ, утвержденном ректором.

 

Функции куратора студенческой группы:

 

-создание системы идеологической и воспитательной работы с группой на весь период обучения;

-постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития обучающихся;

-взаимодействие в идеологической и воспитательной работе с родителями, представителями правоохранительных органов, исполнительной власти, авторитетными деятелями культуры, науки, искусства;

-организация работы органов самоуправления в группе, содействие деятельности общественным организациям;

-участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями идеологической и воспитательной работы.

   Координацию и методической обеспечение деятельности куратора осуществляет управление воспитательной работы с молодежью.

   Работа куратора осуществляется на плановой основе. Куратор отвечает за ведение установленной в БГПУ документации студенческой группы. Журнал куратора студенческой группы является основным отчетным документом, отражающим организационную, научно-методическую, аналитическую работу по всем видам деятельности со студентами в группе, основывается на перспективном и годовом планировании факультета, университета.

   В журнале куратора содержится перспективный план идеологической и воспитательной работы на год, ежемесячный план, более подробный, с конкретным указанием сроков и дат мероприятий, их полного названия (например, беседа “Социальная поддержка студенчества” 24 марта, продолжителность 45 минут; кураторский час “Вопросы успеваемости студенческой группы за 2 семестр” 10 января, продолжительность 60 минут и т.д.).

   Одной из форм работы куратора является проведение информационных и воспитательных часов. Куратор обязан еженедельно проводить информационные часы по наиболее важным событиям, происходящим в стране и за ее пределами. Тематика информационных и воспитательный часов разрабатывается Советом кураторов на учебный год и утверждается деканом факультета. Куратор должен не реже одного раза в месяц проводить воспитательный час, на котором необходимо анализировать состояние идеологической и воспитательной работы в группе, успеваемость студентов, посещаемость ими занятий, участие в культурной и общественной жизни факультета, вуза.

   Информационные и кураторские часы целесообразно вносить в расписание занятий.

   На кураторских часах рекомендуется обсудить следующие темы:

   Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства.

   Становление и развитие белорусской государственности.

   Законодательная и исполнительная власть в политической системе Республики Беларусь.

   Сущность и содержание идеологических процессов в современном мире.

   Средства массовой информации как институт политической системы белорусского общества.

   Государственная молодежная политика как важнейшее направление деятельности государства и др.

   Основные направления деятельности куратора студенческой группы по идеологической и воспитательной работе

 

1. Идеологическое, гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание.

 

   Воспитание уважения и преданности своему государству, разъяснение понятия конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики Республики Беларусь и, в конечном итоге, формирование приверженности государственной идеологии – важнейшая цель воспитательной деятельности в современных условиях.

   В процессе проведения мероприятий по идеологическому, гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию необходимо акцентировать внимание на формировании социального оптимизма и гражданской зрелости, умении взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране, обществе. Это позволит обучающимся ощущать себя социально, нравственно, политически и юридически защищенными, сознательно и осознанно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, народом, соблюдать и уважать законы своей страны.

   При организации воспитательной работы с обучающимися по данному направлению необходимо шире использовать возможности акций гражданско-патриотической и историко-краеведческой направленности.

   Национальная культура – еще один компонент содержания воспитания, которая представляет собой исторически оправданный уровень развития творческих сил общества, человека; совокупность материальных и духовных ценностей. Национальная культура способствует осознанию человеком своей этнической принадлежности, национальной гордости, воспитанию уважения к своей истории, традиции, языку. Национальный уровень культуры опирается на психологический склад нации, национальный характер и быт своего народа.

   Формы организации: единые дни информирования, информационные часы, мероприятия, приуроченные к государственным праздникам (Дню Конституции, Дню единения народов России и Беларуси, Дню Победы и др.), республиканские патриотические акции: “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”, «Мы – наследники Победы» и т.д.; встречи с ветеранами войны, труда, православное краеведение (изучение храмов и монастырей, экскурсии к святым местам и т.д.), пополнение экспозиций музеев, знакомство с историческими местами, Звездные походы, приобщение к традициям вуза: «День Знаний», «День университета» и т.д.

 

2. Методическое и информационное обеспечение воспитательного процесса.

 

   Для эффективной организации учебного и воспитательного процесса необходимо постоянно изучать и обобщать опыт воспитательной работы, накапливать методические материалы по различным направлениям воспитательной деятельности.

   Обеспечение грамотного информационно-методического сопровождения воспитательного процесса является важнейшим условием формирования гражданственности и патриотизма у обучающихся, воспитания уважения к праву, институтам государственной власти, противодействия вовлечению в деятельность незарегистрированных молодежных группировок.

   В связи с этим важно задействовать все имеющиеся медиаресурсы: средства массой информации, интернет и др.

   Для усиления и обеспечения более широкой системы информирования рекомендуется оформлять и постоянно обновлять информационные уголки, стенды, бюллетени. Также необходимо проводить конкурсы студенческих малотиражных газет, способствовать развитию студенческих информационных изданий.

   Формы организации: подготовка и издание методических разработок, пособий, тематик для сопровождения идеологической и воспитательной работы, выставки методической литературы, издание периодических малых изданий, оформление информационных стендов, выпуск стенгазет, создание банка данных, разработка интернет - программ, коммуникативные проекты, планы работы Совета кураторов.

 

3. Профессиональное и трудовое воспитание.

 

   Воспитание студентов должно строиться на основе единства теоретического и практического аспекта. В рамках этого направления воспитательной деятельности предусмотрено решение таких задач, как повышение образовательного уровня обучающихся, их готовности к труду, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности, развитие позитивных молодежных инициатив, создание реальных предпосылок и условий для развития профессионально важных качеств студентов.

   В условиях вуза трудовое воспитание может быть организовано в двух направлениях: подготовка к будущей профессиональной деятельности, а также пропаганда и вовлечение студентов в волонтерское и студотрядовское движение.

   Формы организации: научно-практические конференции, литературные чтения, слеты именных стипендиатов, предметные олимпиады, организация и проведения встреч с заслуженными учителями и учеными республики, волонтерские проекты, работа Школы «вожатского мастерства», работа с детьми в УО различных типов, строительные и педагогические отряды.

 

4.Эстетическое воспитание и организация досуга.

 

   С точки зрения обучения, воспитания и развития личности в рамках культурно - досуговой деятельности необходимо решать следующие задачи:

 

- формирование и развитие культуры досуга студентов;

- духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое развитие каждого из них;

- воспитание культуры чувств, профессионально значимых и личностных качеств, культуры общечеловеческих ценностей;

- формирование и развитие положительного морально-психологического климата в студенческой группе;

- коррекция межличностных отношений;

- профилактика негативных тенденций проведения досуга и утверждения явлений антикультуры.

 

   При организации культурно-массовых мероприятий необходимо учитывать то, что в настоящее время ценностные ориентации молодежи в сфере досуга изменились. Студенческая молодежь использует свободное время не только для отдыха и развлечений, но и как возможность реализовать свои способности. Досуг обучающихся отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей студенческой молодежи и социально-психологических особенностей молодежного сознания: повышенной эмоциональностью восприятия, высокой физической подвижностью, динамичной сменой настроения, зрительной и интеллектуальной восприимчивостью.

   Оптимальными организационными формами культурно - досуговой деятельности обучающихся являются активные формы, в основе которых инициатива и практическое участие каждого обучающегося.

   Формы организации: проведение праздников, вечеров, дискотек, конкурсов, концертов, игр, творческих встреч, участие в работе коллективов художественной самодеятельности, клубов, кружков, студий, организация культпоходов в театры, музеи, знакомство с культурными центрами и т.д.

 

5.Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Формирование навыков здорового образа жизни.

 

   Деятельность по сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи, формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, вопросы развития физической культуры и спорта по-прежнему занимают важное место в воспитательной работе с обучающимися.

   С целью привлечения студентов к регулярным занятиям физической культурой в течение учебного года необходимо проводить массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

   Формирование здорового образа жизни как основы духовного и материального благополучия человека должно осуществляться не столько в формате борьбы и запрета, сколько в формате понимания, помощи и сотрудничества. Привлекательность здорового образа жизни может быть обеспечена только в случае создания эмоционально-привлекательной, позитивной окраски проводимых тематических мероприятий.

   Формы организации: организация дней здоровья, туристические походы и экспедиции, спортивные соревнования и турниры различных уровней – факультетские, университетские, районные, городские, республиканские, международные, работа спортивных клубов и секций, акции, тренинги, семинары по профилактике вредных привычек, встречи с представителями общественных организаций, медицинскими работниками по вопросам формирования навыков здорового образа жизни.

 

6. Правовое воспитание и профилактика правонарушений.

 

При планировании и организации правового воспитания необходимо решать следующие задачи:

- богащение обучающихся знаниями о морали и праве как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством;

- формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к правовым нормам, способности к осознанной оценке себя и своих поступков;

- привитие навыков законопослушного поведения, создание условий для приобретения опыта разрешения жизненных ситуаций, требующих от личности осознанного выбора поведения с учетом требования морали и права.

   Требует особого внимания организация работы по выполнению государственных программ профилактической направленности, в ходе которой необходимо совместно с органами внутренних дел и другими заинтересованными службами реализовывать предусмотренные мероприятия.

   Формы организации: работа комиссий правового воспитания и профилактики правонарушений, дни правовых знаний, беседы, викторины, вечера вопросов и ответов, круглые столы, конференции, семинары, информационные кураторские часы по правовой тематике, оформление информационных стендов по пропаганде гражданско - правовых знаний, тренинги, встречи с сотрудниками правоохранительных органов и др.

 

7. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение воспитательного процесса.

 

   Важным приоритетом в воспитательной работе БГПУ остается социализация обучающихся, обеспечение их прав на полноценное, всестороннее развитие, создание необходимых условий для самореализации и личностного развития. А это предполагает изучение социального состава студенчества, учет социально незащищенных категорий студентов, диагностику социально-педагогических проблем студенческой молодежи, повышение социально-педагогической культуры как студентов, так и кураторов, преподавателей.

   Учреждение образования должно стать комфортным и безопасным для пребывания обучающихся, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом и высокой социальной культурой.

   Увеличение количества социально незащищенных категорий студентов, таких как студенты-сироты, студенты, потерявшие одного из родителей, студенты-инвалиды и студенты, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС, требует организации особого социально-педагогического и психологического сопровождения воспитательного процесса. В этой связи воспитательная деятельность должна содержать комплекс согласованных действий всех заинтересованных структур по реализации прав и интересов обучающихся, устранению причин и факторов их неблагополучия.

   Формы организации: работа по формированию психологически комфортной среды, семейное воспитание, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, просветительские лекции и заседания дискуссионных клубов, клубов молодых семей, круглые столы, родительские собрания на темы брачно-семейных отношений, конкурсы сочинений, рисунков, плакатов на темы: «Моя семья», «Наши семейные традиции», «Лучший семейный праздник», чествование династий, тренинги, работа с социально-незащищенной категорией студентов в вузе (сироты, полусироты, инвалиды и др.), работа со студентами, проживающими в общежитиях.

 

Образец оформления плана идеологической и воспитательной работы куратора студенческой группы на учебный год

 

 

*План идеологической и воспитательной работы куратора студенческой группы – включен в журнал куратора студенческой группы, разрабатывается с учетом планов идеологической, воспитательной и социальной работы факультета, кафедры и утверждается деканом факультета.

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________________БГПУ

наименование факультета

___________________(Ф.И.О.)

___ ________________20__г.

 

 

 

ПЛАН ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ №

 

Ф.И.О. КУРАТОРА

 

___________________________________________________

 

(наименование факультета)

 

учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

на 20../20.. учебный год

Расскажи друзьям: Методические рекомендации по организации идеологической и воспитательной работы куратора учебной группы