Новости События Общее

Способности

14-04-2020 Публикации
Содержание 1.Понятие способностей. 2.Основные характеристики способностей. 3.Способности и задатки. 4.Виды способностей. 5.Уровни развития и проявления способностей. 6.Развитие способностей школьников. Основные термины и понятия: способности, качественная характеристика способностей, количественная характеристика способностей, ведущие качества, подчинённые качества, общие свойства (способности), интеллект, обучаемость, креативность, специальные свойства (способности), задатки, склонность, одарённость, талант, гениальность.

Тема 1.2.11. Способности

 

Содержание

1.Понятие способностей. 

2.Основные характеристики способностей. 

3.Способности и задатки.  

4.Виды способностей. 

5.Уровни развития и проявления способностей. 

6.Развитие способностей школьников.

 

Основные термины и понятия: способности, качественная характеристика способностей, количественная характеристика способностей, ведущие качества, подчинённые качества, общие свойства (способности), интеллект, обучаемость, креативность, специальные свойства (способности), задатки, склонность, одарённость, талант, гениальность.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Считаете ли Вы, что способности имеют врождённый характер? Обоснуйте своё утверждение.
  2. Можно ли считать одарённым ученика, овладевшего знаниями, умениями и навыками по определённому предмету? Какая связь существует между способностями и знаниями, умениями, навыками? Проанализируйте на конкретных примерах это соотношение и укажите на факты, свидетельствующие о наличии тех или иных способностей у студентов вашей группы.
  3. Постарайтесь дать количественную и качественную характеристику имеющихся у вас способностей. Ответ обоснуйте. 
  4. Кто и как формировал в детстве ваши способности? Вспомните наиболее яркие впечатления детства, связанные с возникновением заинтересованного отношения к той или иной деятельности.
  5. Связаны ли между собой общие и специальные способности? Если да, то каким образом? Чем обусловлено развитие общих и специальных способностей? Приведите примеры.

 

Задание 1. Решите задачи

  1. Какие из переечисленных свойств Б. Теплов не отнес бы к способностям? Почему?

Прямохождение, способность шевелить ушами, музыкальная способность, навык сборки автомата Калашникова.

  1. Может ли человек развить определенную способность, не имея генетически заложенных задатков к ней? Как?
  2. Разделите следующие результаты исследований и наблюдения на те, которые подтверждают и те, которые опровергают генетическую предопределенность способностей. Есть ли тут свидетельства обеих позиций одновременно?

а) Одно исследование показало, что IQ монозиготных близнецов, воспитывавшихся вместе, совпадает в 76% пар близнецов; монозиготных, которые воспитывались раздельно – в 77% пар; дизиготных близнецов – в 51% пар.

б) Есть мнение, что в детских садах, где на одну воспитательницу приходится более 10 детей, дети отстают в интеллектуальном развитии от сверстников, воспитывающихся дома.

в) Известно, что существуют целые династии высокоодаренных людей,

например, семья Бахов.

г) Одаренность может проявиться очень рано, например, у Моцарта –

уже в 3 года.

д) Близнецы, воспитывающиеся в разных семьях, могут быть более

похожи друг на друга, чем близнецы, воспитывающиеся в разных семьях.

е) Умственно неполноценные дети, которых в раннем возрасте отдали на воспитание умственно неполноценным взрослым (которые заботились о них индивидуально, играли и разговаривали с ними) выросли значительно более развитыми в сравнение со сверстниками, которые воспитывались в интернате для умственно неполноценных детей.

  1. Допустим, большинство детей, имеющих высокие баллы по математике, имеют и высокие баллы по родному и иностранному языку. Является ли это подтверждением мнения о том, что интеллект – это совокупность слабо связанных между собой способностей?

Придумайте задания, которые можно включить в тесты вербального, математического, пространственного, а также химического, биологического и географического интеллекта.

  1. На какой стадии развития интеллекта находится описанный ниже ребенок?

Перед ребенком ставят высокую колбу с водой, которую затем на глазах у ребенка переливают в низкую широкую тарелку. Ребенка спрашивают, где воды больше: сейчас в тарелке или ранее в колбе. Ребенок отвечает, что воды было больше в колбе.

 

Задание 2. Взяв за основу характерологические черты личности лидера (авторы: Е.Жариков, Е.Крушельницкий), представленные ниже, составьте описание индивидуально-типических особенностей учащихся, проявляющих способностей к изучению дисциплины, в рамках которой вы приобретаете специальность.  Признаки лидера:

  • волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели;
  • настойчив, умеет разумно рисковать; терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу;
  • инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки, независим;
  • психически устойчив и не даёт увлечь себя нереальными предложениями;
  • хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям;
  • самокритичен. Трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи;  требователен к себе и другим, умеет спросить отчёт за порученную работу;
  • критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;
  • надёжен, держит слово, на него можно положиться;
  • вынослив, может работать даже в условиях перегрузок;
  • восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами;  стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях;
  • оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам;  решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя;
  • способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

При составлении описания индивидуально-типических особенностей одарённых учащихся предлагается использовать следующий план: 

  1. познавательные способности и навыки;  
  2. творческие способности; 
  3. особенности эмоционально-волевой сферы.

 

Задание 3. Проверьте при помощи предложенной ниже методики свои творческие способности (особенности творческого воображения). Как вы думаете, можно ли развивать креативность в юношеском возрасте и каким образом?  

Цель задания. Исследование особенностей творческого воображения.

Необходимый материал. Три любых слова.

Ход выполнения задания. Испытуемому предлагается в течение 10 минут составить возможно большее количество предложений, так чтобы в каждое входили все 3 слова.

Обработка данных выполненного задания. Оценка работы испытуемого проводится по следующей шкале:

в предложении использованы все 3 слова в остроумной и оригинальной

комбинации – 6 баллов; в предложении использованы все 3 слова без особого остроумия, но в

оригинальной комбинации – 5 баллов; в предложении использованы все 3 слова, в обычной комбинации – 4

балла; заданные 3 слова использованы в менее мысленно-необходимой, но

логически допустимой комбинации – 3 балла; мысленно необходимо использованы лишь 2 слова, а третье

использовано с натяжкой, в силу чисто словесной связи – 2,5 балла;

правильно использованы только 2 слова, а третье искусственно введено

в предложение – 1 балл; испытуемый правильно понял задачу, но дает в предложении

формальное объединение всех трех слов или использует их с искажением –

0,5 балла; предложение представляет бессмысленное соединение всех трех слов  – 0 баллов.

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения, с повторением темы, то второе и все последующие предложения оцениваются половиной начального балла.

Результат исследования отрабатывается с помощью техники ранжирования: устанавливается ранговое место каждого испытуемого с помощью методов вариационной статистики. Для учебных целей достаточно соотношение абсолютных числовых значений – показателей работы испытуемых.

 

Литература  

  1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с. 
  2. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1973. - 96 с.
  3. Давлетшин, М.Г. Психология технических способностей школьников / М.Г.Давлетшин. - Ташкент: Фан, 1971. - 176 с.
  4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 362 с.
  5. Зинченко, В.П. Таинство творческого озарения / В.П.Зинченко // Вопросы психологии. – 2004. - № 5. – С. 96 – 120.
  6. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 144с. 
  7. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997 - 448c.
  8. Холодная, М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей / М.А.Холодная // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28. № 1. – С. 28 – 37.
материалы для самостоятельной подготовки

Похожие публикации


Тренинг креативности. Развитие вербальной креативности 2

21-04-2020 Публикации
Развитие вербальной креативности. Методика 6 шляп мышления.Метод мозгового штурма. Латеральное мышление. Теория решения изобретательских задач. Креативная стратегия Уолта Диснея.
материалы для самостоятельной подготовки
подробнее

Вопросы к зачету естествознание

04-05-2020 Публикации
Вопросы к зачету по общей психологии
подробнее