Новости События Общее

План-проспект вебинаров на август 2020 года

05-08-2020 Консультирование семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР
План-проспект вебинаров, предлагаемых на август 2020 года по вебинаров по проблеме консультирования семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развития

I. МЕТОДОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Вопросы для рассмотрения:

1. Ситуация и цели консультирования.

2. Позиции и роли в консультировании:

специалист:

  • советчик, помощник, эксперт (В. В. Столин);
  • «Родитель – Дитя – Взрослый» (Э. Берн);
  • демократичный – либеральный – авторитарный (К. Левин);
  • сверху – снизу – на равных (Е. Г. Бельская);

родитель:

  • «деловой» адекватный (заинтересованный) или неадекватный (незаинтересованный);
  • «рантье» – ждущий или требующий немедленной отдачи от общения;
  • «манипулятор» – играющий роли.

3. Основные и деонтологические принципы консультирования родителей.

4. Задачи консультирования: 1) непосредственная передача семье информации о состоянии ребенка; 2) создание психологических условий для адекватного восприятия родителями ситуации; 3) освобождение родителей от чувства вины, стыда.

5. Модели помощи семье:

1) педагогическая – базируется на гипотезе о недостаточной педагогической компетентности родителей и дефиците специальных знаний.

2) диагностическая – предположение  о неверной или незавершенной диагностике состояния ребенка

3) социальная – непосредственное вмешательство в социальную жизнь семьи

4) медицинская – предполагает, что в основе трудностей семьи  лежат болезни либо болезненные состояния

5) психотерапевтическая – причины трудностей и проблем семьи лежат во внутрисемейном общении либо в личностных особенностях членов семьи

6. Учет характеристик семьи:

1) общие свойства;

2) «нормативные семейные кризисы»;

 3) «нормативные стрессоры»;

4) «нормативные фильтры»;

5) семейные мифы.

Нарушения функционирования семьи ребенка с ОПФР: семейная тревога, нарушения супружества и материнства/отцовства; основные фазы изменения эмоционального состояния родителей.

7. Технология консультирования: составляющие, этапы (подготовка, обследование, сообщение результатов, принятие решения, завершенипе) и их содержание.

5. Разработка собственной концепции консультирования семьи или родителей по вопросам развития ребенка до 3-х лет:

  • определение целей и задач консультирования;
  • реальная оценка содержания работы, степени и границ собственной компетентности;
  • определение  ведущих методов консультирования;
  • выбор позиции и техник консультирования;
  • осознание личностной направленности и разработка собственных правил консультирования;
  • определение меры ответственности за результат.

 

Использованные источники:

  1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование: теория и практика / Г. С. Абрамова. – М. : Изд-во «Прометей», 2018. – 370 с.
  2. Бельская, Е. Г. Основы психологического консультирования и психотерапии / Е. Г. Бельская. – Обнинск, 1998. – 78 с.
  3. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
  4. Кипнис, М. Ш. Энциклопедия игр и упражнений для любого тренинга / Михаил Кипнис. – М. : Изд-во АСТ, 2019. – 832 с. (с. 643 – 710)
  5. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / Ю. В. Меновщиков. – М.: Смысл, 2000. – 109 с.
  6. Роджерс, К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике / Карл Ренсом Роджерс. – М. : Инст-т общегуманитарных исследований, 2015. – 200 с.
  7. Столин, В. В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. : Педагогика, 1989. – 208 с.
  8. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2009. – 670 с.

II. ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Данный цикл вебинаров предназначен для специалистов (дефектологов, педагогов УДО, психологов), осуществляющих консультативную практику, желающих усовершенствовать структурно-содержательную составляющую данного вида деятельности и сформировать собственный стиль проведения продуктивных консультаций.

Цикл состоит из трех семинаров, каждый из которых содержит теоретический компонент для повышения знаниевого потенциала специалиста, практическую составляющую в виде блиц-заданий и самоконтроля, а также ресурсно-информационную поддержку (источники и ссылки) по данной тематике.

 

Семинар 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (4 часа)

 

Вопросы для рассмотрения:

  1. Коммуникация: понятие, составляющие и уровни.
  2. Коммуникативные техники:
  • что такое техники и для чего они нужны?
  • положительное (для специалиста) и отрицательное (для клиента) в использовании психотерапевтических техник;
  • снятие обоюдного напряжения в первичном консультировании семьи (родителей).

3. Образцы успешных коммуникативных техник:

  • три «да» или легкая суггестия;
  • Я-высказывание или безоценочное суждение;
  • правило Франклина или позитивное перенаправление;
  • аргументация Гомера: чередование аргументов сильный – средний – слабый – сильный.

4. Другие коммуникативные техники:

  • перефразирование или безоценочное комментирование особенностей перинатального развития ребенка;
  • позитивная оценка предыдущих действий родителей;
  • выбор стратегии участия родителей;
  • поддержка инициативы родителя;
  • правило ситуации (формулируется от нежелательного).

Доступные психотерапевтические техники для снятия напряжения между участниками

5. Правила и стадии успешного диалога:

  • очередность говорения;
  • аутентичность и эмпатия;
  • динамика и завершение;
  • резюмирование (черта).

Использованные источники:

  1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование: теория и практика / Г. С. Абрамова. – М. : Изд-во «Прометей», 2018. – 370 с.
  2. Бельская, Е. Г. Основы психологического консультирования и психотерапии / Е. Г. Бельская. – Обнинск, 1998. – 78 с.
  3. Горностай, П. П. Психологические игры в кабинете психотерапевта / П.П. Горностай // Журнал практикующего психолога. – 2004. – Вып. 10. – С. 68-80.
  4. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
  5. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / Ю. В. Меновщиков. – М.: Смысл, 2000. – 109 с.
  6. Роджерс, К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике / Карл Ренсом Роджерс. – М. : Инст-т общегуманитарных исследований, 2015. – 200 с.
  7. Румянцева, Т. В. Саморегуляция и профессиональная идентичность педагогов общеобразовательных школ. Монография / Т. В. Румянцева. – Ярославль: МОУ ГЦРО, 2012. – 178 с.
  8. Столин, В. В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. : Педагогика, 1989. – 208 с.
  9. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2009. – 670 с.

 

 

 

Семинар 2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ (МЕТАКОММУНИКАЦИЯ) В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2 часа)

 

Вопросы для рассмотрения:

1. Суть коммуникации в консультировании: понятие, принципы успешной коммуникации.

Стороны и составляющие коммуникации:

  1. коммуникативная культура – зачем она нужна;
  2. профессионализм в коммуникации;
  3. нравственность коммуникации.

Уровни коммуникации:

  • невербальный или телесный (метакоммуникация);
  • вербальный или словесный.

2. Метакоммуникация: понятие и характеристики.

Уровни метакоммуникации в консультировании:

  • экспрессивный – поведение (действия и движения);
  • атрибутивный – понимание и проекция образа;
  • командный – взаимные ожидания и действия.

3. Характеристики метакоммуникативных уровней, проявляющихся в ситуации консультирования: считываем и понимаем, воспитываем и контролируем грамотное их воплощение. Примеры проявления экспрессивного уровня коммуникации в позе, жестикуляции, мимике и взгляде. Характеристики проявления атрибутивного и командного уровней.

Задания для самопроверки и рефлексии.

Используемые источники:

  1. Пиз, А. Язык телодвижений / Алан Пиз, Барбара Пиз. – М. : Эксмо, 2018. – 464 с.
  2. Моррис, Д. Библия языка телодвижений / Десмонд Моррис. – М. : Эксмо, 2010. – 672 с.
  3. Андерсен, П. Как читать язык тела и жестов: полное руководство / Питер Андерсен. – М. : АСТ, 2011. – 448 с.
  4. Кузнецов, И. Н. Современный язык жестов / И. Н. Кузнецов. – М. : АСТ, 2011. – 448 с.
  5. Филипович, И. В. Стратегии и игры в консультировании родителей (семьи), воспитывающей ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развития / И. В. Филипович. – Режим доступа: https://bspu.by/blog/filipovich/article/konsul-tirovanie-sem-i-vospityvayushej-rebenka-rannego-vozrasta-s-opfr/varianty-orientacij-klientov-i-igr-v-psihologo-pedagogicheskom-konsul-tirovanii. - Дата доступа: 22.07.2020.

 

Семинар 3. ТЕХНИКА «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ»

В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2 часа)

 

Вопросы для рассмотрения:

1. Назначение и использование техники «Я-высказывание» в ситуации консультирования семьи (родителей).

2. Общая схема Я-высказывания

3. Примеры Я-высказывания

4. Отработка Я-высказывания в условиях консультирования родителей.

 

Используемые источники:

  1. Гиппентрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю. Б. Гиппентрейтер. – М. : Астрель, 2006.
  2. Гордон, Т. Программа «Тренинг эффективности родителей» // Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В. Я. Пилиповского. – М. : Прогресс, 1992. – 120 с. [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Koob.ru. – Режим доступа: http://www.koob.ru/gordon_t/trening_effectivnoho_roditelia. – Дата доступа: 10.10.2018.
  3. Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии [Электронный ресурс] / Альманах Института коррекционной педагогики. – 2004. – №8. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-8. – Дата доступа: 21.09.2019.
  4. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб. : Речь: Творч. центр «Сфера», 2006. – 177 с.

 

III. МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (8 часов)

 

Семинары этой серии обращены к мастерству консультанта и рассчитаны на интерес к самосовершенствованию и развитию себя как профессионала.

Всем знакомо ощущение напряжения и преодоления самозащит в консультировании семьи по вопросам воспитания малыша с проблемами в развитии. С одной стороны – это ожидания и надежды взрослых людей, переживающих за судьбу своего ребенка. А с другой – требовательное и предвзятое отношение как к самому консультирующему специалисту, так и к процедуре консультации.

Как уменьшить давление и быть убедительным, как грамотно распределить стадии процесса и затраты энергии, как защитить себя от эмоциональных перегрузок и профессионального выгорания – эти вопросы будут разбираться в трех семинарах.

 

Семинар 1. СПЕЦИФИКА ОБРАЗА (ИМИДЖА) И ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (4 часа)

 

Вопросы для рассмотрения:

1. Проблемы консультирования семьи, суть консультативного процесса и специалист-консультант: ожидания, образ и имидж.

2. Составляющие имиджа:

  • средовой,
  • овеществленный имидж
  • вербальный имидж
  • кинетический
  • габитарный
  • ментальный
  • фоновый.

Проактивное поведение и имидж.

  1. Образ успешного специалиста, осуществляющего консультирование семьи (по результатам опроса родителей).
  2. Глубинные характеристики имиджа консультанта, осуществляющего консультирование семьи. Эталонный имидж консультанта, его характеристики.
  3. Задание на проверку соответствия собственного облика и эталонного образа.
  4. Мастерство консультанта: суть и составляющие бессловесных действий: оценка, пристройка, вес, мобилизация и синхронизация.
  5. Мастерство выстраивания общения: калибровка, подстройка, ведение и отчуждение.

Используемые источники:

  1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование: теория и практика / Г. С. Абрамова. – М. : Изд-во «Прометей», 2018. – 370 с.
  2. Бозаджиев, В. Л. Имидж психолога / В. Л. Бозаджиев. – М. : Изд-во «Академия естествознания», 2009. – 244 с. – Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/view?id=35.
  3. Роджерс, К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике / Карл Ренсом Роджерс. – М. : Инст-т общегуманитарных исследований, 2015. – 200 с.

 

 

Семинар 2. ИГРЫ И РОЛИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2 часа)

 

Вопросы для рассмотрения:

1. Основные роли – транзакция по Э. Берну: Взрослый (специалист) – Родитель – Ребенок, их характеристики и проявления.

2. Стратегии консультируемых: деловая, рентная, игровая.

3. Роли консультируемых (сценарии игры): «Имею полное право», «Неимущий», «Некомпетентный», «Невротик», «Спешащий интересующийся».

4. Метакоммуникативный уровень игры: экспрессивный, атрибутивный и командный, их проявления.

5. Позиции специалиста, осуществляющего консультирование семьи (по В. В. Столину, Г. С. Абрамовой, К. Р. Роджерсу).

6. Профессиональные роли специалиста-консультанта: личное и профессиональное – амбивалентность или симбиоз? Профессиональные роли: адвокат, фасилитатор, переводчик, учитель.

 

Используемые источники:

  1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование: теория и практика / Г. С. Абрамова. – М. : Изд-во «Прометей», 2018. – 370 с.
  2. Арчаков, А. Профессиональные роли психолога-консультанта / Александр Арчаков [Электронный ресурс] // Личный сайт А. Арчакова. – Режим доступа: https://indolas.livejournal.com/28769.html. – Дата доступа: 26.07.2020.
  3. Бельская, Е. Г. Основы психологического консультирования и психотерапии / Е. Г. Бельская. – Обнинск, 1998. – 78 с.
  4. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.
  5. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / Ю. В. Меновщиков. – М.: Смысл, 2000. – 109 с.
  6. Роджерс, К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике / Карл Ренсом Роджерс. – М. : Инст-т общегуманитарных исследований, 2015. – 200 с.
  7. Столин, В. В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. : Педагогика, 1989. – 208 с.
  8. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2009. – 670 с.

 

 

Семинар 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2 часа)

 

Вопросы для рассмотрения:

  1. Особенности консультирования семьи (родителей), воспитывающих детей раннего возраста с ОПФР и признаки выгорания.
  2. Роль мастерства в успешности консультирования: требования к специалисту-консультанту – общие и профессиональные способности, личные качества.
  3. Трудности и барьеры в осуществлении консультирования: их признаки.
  4. Правила избегания напряжения и стресса, формулируемые специалистом-консультантом.
  5. Приемы снятия напряжения и эмоциональной нагрузки.
  6. Метод «батарейки»: накопление, расход и возобновление энергии.

Используемые источники:

  1. Нагоски, Э. Выгорание. Новый подход к избавлению от стресса / Эмили Нагоски. – М. : Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 304 с.
  2. Бен-Шахар, Т. Парадокс перфекциониста / Тал Бен-Шахар. – М. : Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 256 с.

 

Техники консультирования семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР

Прикрепленные файлы

Похожие публикации


КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

27-12-2018 Консультирование семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР
Пособие посвящено проблемам ребенка раннего возраста, которые рассматриваются через призму родительского поведения и родительско-детских отношений. Пособие содержит теоретический материал, раскрывающий методологические основы процесса консультирования вообще и возрастного консультирования в частности, а также содержит практические рекомендации к процедуре консультирования родителей по проблемам детей раннего возраста и набор техник и приемов для каждого этапа консультирования.
Техники консультирования семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР
подробнее

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ, ИГРЫ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В ГОВОРЕНИИ

08-01-2019 Консультирование семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР
Материал статьи раскрывает особенности и правила грамотного общения с ребенком раннего возраста с трудностями в говорении. Поскольку эмоциональное общение и игра – два приоритетных вида деятельности детей в возрасте до трех лет, родителям предлагается использовать перечисленные в статье приемы для развития речи и познавательной активности малыша.
Техники консультирования семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР
подробнее