Новости События Общее

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ, ИГРЫ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В ГОВОРЕНИИ

08-01-2019 Консультирование семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР
Материал статьи раскрывает особенности и правила грамотного общения с ребенком раннего возраста с трудностями в говорении. Поскольку эмоциональное общение и игра – два приоритетных вида деятельности детей в возрасте до трех лет, родителям предлагается использовать перечисленные в статье приемы для развития речи и познавательной активности малыша.

Правила успешного общения, игры и развития ребенка раннего возраста с проблемами в говорении

И.В. Филиппович, к.п.н, доцент

 

Роль родителя в развитии общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, он дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными, в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее. Чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный.

Поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как он это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).

Нами предлагается выработанные в процессе практической работы правила для родителей, которые намерены изменить или грамотно выстроить настоящее общение с собственным ребенком. Все эти правила оформляются в виде памяток или «методичек» и составляют методическое обеспечение работы специалиста.

Развитие умения вступать в диалог

  • Оречевляйте любые свои действия несколькими простыми фразами.
  • Для привлечения внимания ребенка, называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика.
  • Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к  нему.
  • Давайте ребенку время, чтобы ответить Вам.
  • Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение – дело благодарное.
  • Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки – это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.
  • Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией – это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимпонимания.
  • Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 20 на 30 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.

 

 

Развитие умения соблюдать очередность

 

  • Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор (или сымитировать Вас).
  • Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку!», «телефон», «мне – тебе», строительство башни и т.п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это – мне, а это – тебе… Я говорю «алло!», теперь ты говори…Ку-ку – где малыш? Ку-ку – вот он! Ку-ку – глее мама? Ку-ку – вот она… и пр.»
  • Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например кормление по очереди, надевание предметов одежды  и т.д.  Проговаривать все ваши действия нужно обязательно!
  • Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.
  • Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.
  • Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т.д.
  • При необходимости помогайте ребенку дополнительно, может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.
  • Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.
  • Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.

Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение, минимум, двух недель, и только после этого переходить к другому.

 

Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни

 

Умение требовать:

  • Расставьте его любимые игрушки или предметы обихода так, чтобы ребенок не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Радостью дайте понять, что вы поняли малыша.
  • Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.
  • Нередко ребенок показывает, что ждет от вас помощи, волнением и криком. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.

 

Умение отказываться:

  • Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».
  • Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.
  • Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами, сопровождая словом-отрицанием «нет».

 

Умение здороваться и прощаться:

  • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции, хотя бы взглядом.

 

Умение делиться информацией:

  • Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется к какому-либо предмету – назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.
  • Вопросы «Что это?», «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.

 

Умение давать:

  • Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.
  • Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, игрушки, предметы.
  • Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать также помогать и вам.

Игра со звуками:

  • Покажите ребенку, какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:
  • ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.
  • звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.)

 

Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка

 

  • Давайте малышу время на ответ – это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.
  • Слушайте ... и  ждите.
  • Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.
  • По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.
  • Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.
  • Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения
  • Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами, как с практической (достижение желаемого через речевые сигналы), так и с эмоциональной (получение удовольствия, удовлетворения от момента понятости, принятия)  точек зрения.

Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение со взрослым и игровая деятельность.

Если в общении со взрослым окружением ребенок получает необходимый социальный опыт в виде нерефлексивно усваиваемых норм, правил, клише и шаблонов деятельности, то в игре малыш проявляет интерес, любопытство, через манипуляцию и предметные действия, и главное с удовольствием, он познает качества, свойства, различные характеристики окружающего его мира.

Не редко приходится выслушивать жалобы родителей на то, что ребенок не умеет, не хочет, и даже не любит играть. Что ж, примем за основу: у малыша имеются проблемы с игровой деятельностью. Следовательно, взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т.п.) все прелести игровой деятельности – от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения.

Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.

Однако стоит напомнить некоторые «взрослые» правила детской игры, которые регламентируют вмешательство взрослых и способствуют подержанию свободы ребенка.

 

Уважаемые взрослые!  Не мешайте играть!

Чтобы  вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть!

 

Простые правила для совместной игры:

  • ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра – не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.
  • игрушки для игры отбирает сам ребенок – не навязывайте свой выбор – это ведь только Ваш выбор.
  • не бойтесь шумной игры – шум останется в игре, когда Вы об этом скажете ребенку.
  • не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок – в этом виноват не ребенок, а игра! Научите ребенка «складывать» игру на место.
  • не перебивайте игру взрослыми «умничаниями»: не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали!
  • ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений – конец игре!
  • Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения – это поощряет ребенка на творчество и совместную с Вами игру.

Пример: «Это домик?»  (Ну, конечно, же домик!)

Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня!»

  • «бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.

 

Развитие игровых навыков

 

Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия (манипуляции), беготню или тихое сидение в уголке придется приложить усилия:

  • Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.
  • Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.
  • Уделяйте ребенку позитивное внимание – поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.
  • Не укоряйте его за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите, как играют с различными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками – это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание – это игра, катание и перетаскивание – это тоже игра,

ПРЯТАНИЕ И ИСКАНИЕ – ЭТО ИГРА

ДАЖЕ  ЗАБРАСЫВАНИЕ  И  СБИВАНИЕ  (кегли) – ЭТО ИГРА

  • Побуждайте ребенка совершать очередные действия, играя с игрушками: по очереди  менять выражения лица, по очереди издавать различные звуки.
  • Закрепляйте очередность в игре словами: «А теперь ты! Ну-ка, попробуй! и пр.»
  • Игра – важная часть жизни ребенка – покажите ему эту часть сами. Он будет Вам благодарен.
  • В игре, как ни в каком другом виде деятельности, развивается речь ребенка! Игра стимулирует следующие ее проявления:
  • непроизвольные эмоциональные всплески, выражаемые через междометия («ой», «ай», «ох», «ах»);
  • непроизвольные имитации интонаций чужой речи в виде «проговаривания» за игрушку, «оречевление», оживление ситуации: «бах», «ну-ну», «ай-ай-ай!» и пр.;
  • непроизвольные эмоциональные «откликания» или «перекликания» в ответ на знакомые интонации. Хорошо проявляется это в играх-потешках типа «Ладушки», «А кто у нас?» и пр.
  • договаривания знакомых и доступных слов и фраз в игровых действиях вроде укачивания куклы, катания на качелях («А-а-а!»); кормлении или прогулке («А-ам!», «Спа-си-…!», «Пойдем гу-…!») и пр.
  • Не ждите, что речь в игре проявится сразу же. Наберитесь терпения. Некоторые малыши настолько чувствуют себя неуспешными, что быстрее начинают говорить во сне или при засыпании, когда растормаживаются все впечатления долгого детского дня. Помните об этом и используйте это – добрая старая сказка на ночь, рассказанная Вами с любовью – это чудодейственная сила последнего впечатления малыша перед сном. Запоминается последнее!
  • Не забудьте отметить проявления речевой активности ребенка! Не прячьте свою радость, покажите ее ребенку! Подарите ее другим близким малышу взрослым: прямо, косвенно, по телефону, в разговоре на улице. Весь мир должен знать какая это радость – слушать и понимать своего ребенка! Малыш оценит Ваше отношение, запомнит Вашу радость, и будет стараться вызвать ее подобным же образом. Речь – это не пытка упражнениями.   Разговаривать – это так естественно для человека!

 

 

Малыш, испытывающий трудности в говорении также как и все дети познает окружающий мир. Его ощущения обогащают личный опыт, а тот, в свою очередь, стимулирует развитие, в том числе и речи.
Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Вот несколько приемов развития чувственной сферы ребенка. Сформулируем эти приемы в форме ответов на вопросы.
Как воспитывать зрительное восприятие?
  • привлекать внимание ребенка к красивым, эстетичным предметам, картинам природы;
  • рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;
  • находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности и оречевлять свои впечатления: «Ах, как красиво! Какая прелесть!»;
  • поощрять сосредоточение  внимания ребенка на рассматривании окружающего;
  • окружать малыша приятными глазу вещами: игрушками и интерьером, гармоничными со средой.

 

Как воспитывать слуховое восприятие?
  • привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам, имитируя их звучание;
  • учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;
  • читая сказки или потешки, использовать интонацию, высоту голоса и звукоподражание для каждого персонажа;
  • создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (для засыпания, игры, купания и пр.);
  • разговаривая с малышом использовать спокойные, ласковые интонации, без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний;
  • иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию.
 
Как воспитывать тактильное восприятие?
  • привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;
  • ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.);
  • играть в игры-«шуршалки» с мелкими или сыпучими предметами и материалами: фасолью или бобами в ведерке, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр.

 

Как воспитывать обоняние и вкус?
  • предлагать ребенку вдыхать приятные запахи растений, свежего воздуха, ароматов детских косметических средств, лакомств и пр., сосредоточивая малыша на получении приятных ощущений;
  • описывать ароматы, интонируя речь: «Как приятно, как вкусно пахнет, какой замечательный запах…» или «Фу, как неприятно пахнет, какой скверный запах…»;
  • вместе с ребенком пробовать и «смаковать» небольшими порциями с фрукты или овощи с приятным ребенку вкусом, эмоционально описывая их: «Ах, как вкусно, приятно, сладко, сочно и пр.»;
  •  вместе попробовать и оценить горькое и кислое, внимательно следить за реакцией ребенка и оказать ему поддержку при отрицательной реакции;
  • поиграть в игры-«угадайки» (с закрытыми глазами) с кусочками различных предпочитаемых ребенком фруктов и овощей;
  • обязательно высказывать свое мнение в отношении неприятного запаха (табака, дыма) «Этот запах резкий, неприятный…» или запретного для малыша вкуса, не поощряя ребенка к их дальнейшему опасному исследованию: «Это нельзя трогать никому, опасно!».

Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются этим списком и, как правило, пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.

По словам Г. Л. Лэндрета: «дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию». Сколько доброй иронии и грусти в этих словах. Действительно, большинство родителей забывают о том, что дети неизбежно  вырастают: вместе с ними растут их возможности, если эти возможности развивают, и их проблемы, если на эти проблемы не обращают внимания.

Вовремя напомнить эти простые истины родителям и дать им возможность повернуться к малышу своей лучшей стороной – одна из задач специалиста, осуществляющего консультативную и коррекционную работу с детьми раннего возраста.

 

Литература:

  1. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой и др. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Пер с англ. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь: Творч. центр «Сфера», 2001..
  5. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки: Программа ран. пед. помощи детям с отклонениями в развитии: В 8 кн. / Пер с англ. – 2-е изд. – М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2001. – Кн. 2: Индивидуальная программа ребенка.

 

Аннотация

 

Материал статьи раскрывает особенности и правила грамотного общения с ребенком раннего возраста с трудностями в говорении. Поскольку эмоциональное общение и игра – два приоритетных вида деятельности детей в возрасте до трех лет, родителям предлагается использовать перечисленные в статье приемы для развития речи и познавательной активности малыша.

Ключевые слова: речевые умения, правила успешного развития общения, правила детской игры, приемы развития чувственной сферы ребенка

 

 

Техники консультирования семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР

Похожие публикации


КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

27-12-2018 Консультирование семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР
Пособие посвящено проблемам ребенка раннего возраста, которые рассматриваются через призму родительского поведения и родительско-детских отношений. Пособие содержит теоретический материал, раскрывающий методологические основы процесса консультирования вообще и возрастного консультирования в частности, а также содержит практические рекомендации к процедуре консультирования родителей по проблемам детей раннего возраста и набор техник и приемов для каждого этапа консультирования.
Техники консультирования семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР
подробнее

Варианты ориентаций клиентов и игр в психолого-педагогическом консультировании

30-10-2019 Консультирование семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР
Анализ стратегии семьи, ориентаций клиентов и игрового поведения в психолого-педагогическом консультировании
Техники консультирования семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОПФР УМК
подробнее