Новости События Общее

Методики диагностики в таблице

12-01-2020 ППД НР
Методики психолого-педагогической диагностики нарушений развития

Методы исследования двигательной сферы

 

Тест

Возраст

материал

инструкция

помощь

1.

пробы Хеда

С 6 лет

выполнение сидящим напротив серии движений 1)по образцу

2)по инструкции

сделай как я

1)покажи свою правую руку, покажи мою правую руку, поэтапно, с паузами

2)какую руку я кладу на стол и т.п.

2.

проба на пальцевой гнозис

С 5 лет

повтор поз пальцев: «кольцо», «коза», «зайчик», «ножницы»,

«столбик» и т.п.

повтори за мной

1)повторение и удерживание поз до трех раз

2)оречевление движений пальцев

 

3.

проба Лурия

6 лет

«кулак-ребро-ладонь»

посмотри как делаю я и повтори

1)выполнение в медленном темпе 2)проговаривание движений

4.

тест Озерецкого (реципрокная координация)

12 лет

постукивание двумя руками синхронно в несимметричном ритме с переключением ритма

посмотри как делаю я и повтори

1)предъявление в медленном темпе

2)проговаривание движений

5.

графическая проба

С 5 лет

рисование без отрыва руки «забора», «пружинки» и т.п.

продолжай рисовать по образцу

1)показ неотрывного письма

2)анализ движений руки при письме

6.

исследование  коор-динации движений, ведущая рука, нога

от  3,5 л

прыжки  на одной ноге, хлопки руками за спиной, слева и т.п.

сделай  как я

1)совместные действия

2)поощрение

7.

слухо-моторные координации – ритмы по Мнухину

с 6 лет

отстукивание ритмов по образцу и по речевой инструкции: //,//,//, ;

...///,//,///,//...;/,/,///.../,/,///...

повтори за мной

1)медленное повторное воспроиз-ведение

8.

копирование  фигур

отвлеченных и геоме-трических

т.Тейлор

Ф1 с 3 л

Ф2 с 5 л

Ф3 с 5.5

Ф4 с 6 л

Все с 7 л

 

Перерисовывание с листа одной - шести фигур

нарисуй такие же фигуры

1)анализ фигур и их взаимораспо-ложения

2)поэтапное выполнение и контро-лирование (вербализация действий

9.

графический т.Эллис

с 7 лет

воспроизведение фигур по памяти

посмотри, запомни и нарисуй такие же фигуры.

1)вербальная стимуляция

 Методы исследования памяти

 

тест

Возраст

материал

инструкция

помощь

1.

повторение слов и фраз

5 лет

слова (серии по 3-4 простых)

фразы из 4-6 слов

повторяй за мной

 

2.

запоминание групп слов

С 6 лет

круг, земля, стол;

с паузой в 1-1,5 сек

день, собака, дерево.

запомни и повтори за мной эти слова, повтори первую группу слов, вторую...

1) дополнительное предъявление в медленном темпе

3.

запоминание 10 слов

С 6 лет

набор слов   7 лет-

  окно, мост, дым, книга, лес, день, шляпа, кот, пыль, часы;

 

поэтапное предъявление через 1мин, 5 мин, 10 мин, 20 мин, 40 мин.

 

4.

запоминание предметных картинок либо предметов

непосредственное  или отсроченное

с 4-х лет

количество картинок для запоминания: возраст + 1-2

посмотри внимательно и запомни эти картинки, а теперь найди их среди этой группы картинок

1)поощрение, подбадривание, выделение дополнительного  времени для припоминания

5.

запоминание символических фигур

интерпр. м. Бернштейна

7-12 лет

пять (9) геометрических символических фигур, таблица с изображениями этих и других фигур

посмотри внимательно на эти фигуры, запомни их.

Найди эти фигуры на таблице.

1)поощрение, подбадривание, выделение дополнительного  времени для припоминания

 6.

запоминание и повторение фраз

7-10 лет

Пять фраз различной наполняемости: от 6 до12 слов +инверсия

послушай предложения и повтори их за мной

1)называние первого слова фразы

 7.

опосредованое запоминание

по А.Л. Занкову

А. Н. Леонтьеву

 

Пиктограммы

С 5 лет

 

 

 

 

С 12 лет

от 10 до 15 картинок, слова: лес, молоко, свет, работа, обед, игра, учение, вода, деревня, чистота, высота,

ты будешь запоминать слова. Чтобы тебе было проще их запоминать, к каждому слову ты будешь подбирать картинку, которая к слову подходит

1)обучающая помощь в виде об-яснений связи между словом и кар-тинкой

2)наводящие вопросы

3)называние первого слога припоминаемого слова

8.

Проба  “точки”.

С 7 лет

карточки: 10 штук с изображением сетки, в которой размещены от 2 до 10 точек,  «чистые» карточки.

внимательно рассмотри  карточки и запомни расположение точек в клетках. А теперь нарисуй  точки как ты их запомнил на этих карточках.

помощь не оказывается

9.

память на числа

С 5 лет

предъявляется от 3-х до N чисел

повтори числа как ты их запомнил

 

10.

м. Джекобсона “напряженной памяти”

9-12 лет

предъявляется от 3 до N закрытых слогов (маб)

повтори то что я тебе скажу

помощь не оказывается

 

                              Методы  исследования восприятия  и  воображения

 

1.

врисованные фигуры (м. Поппельрейтера)

5-10 лет

от 2-х до 5-ти наложенных контурных изображений предметов

посмотри внимательно и назови предметы

1)обводка контура предмета

2)называние предметов

2.

узнавание неречевых звуков

с 3-х лет

предъявление записи неречевых звуков

послушай и назови какие это звуки

 

3.

метод трех слов

тест Масселона

11-14 л

составление фраз из трех слов

составь как можно больше предложений из этих слов

 

4.

т. Торренса “круги”

5-11 лет

25 (50) равноценных равномерно расположенных кругов

из этих кругов нарисуй как можно больше предметов, в которых есть круг

 

 

                              Методы  исследования пространственного гнозиса и праксиса, конструктивный праксис

 

1.

Кубики (карточки) Кооса

 

 

(куб Линка)

С 5 лет

 

 

 

8-9 лет

 

из  четырех  частей

 

из  девяти частей

на этих карточках нарисо-ваны узоры, выбери один и сделай такой же из маленьких карточек

1)палетка (возможная помощь)

2)анализ образца

3) поэтапное выполнение узора с соотнесением

 

2.

разрезные картинки

с 3 лет

количество частей:

 возраст +1(с опорой на образ для детей 3-4 лет)

1)сделай целую картинку из частей (глухая инстр-я)

2)по слову-названию: сложи из этих частей ...

1)открытый вариант (наложение)

2)анализ образца

3)поэтапное выполнение

3.

проба Пинского

С 6 лет

3 варианта:

  • +-+-+-+-;
  • ++-++-++-;
  • +++-++-+-+++;

я построю  заборчик, а ты его продолжишь дальше

1)открытый вариант

2)проговаривание узора при выполнении

4.

палочковый тест Гольдштейн-Ширера,адаптирован-ный для детей

с 5 лет, но диаг-ностич-но с7 л

2 части:

  • тренировачная
  • тестовая

1 – сделай такие же фигу-ры

2 – вспомни и сделай такие же фигуры

1)вербальные подсказки

2)некоторая действенная помощь

5.

квадрат  Никитина

с 5 лет

6-7 вариантов разрезанного на части квадрата (2-5 частей)

сложи квадрат из частей

1)подсчет частей

2)наложение частей на целое

 

6.

конструирование из палочек

с 3 лет

число элементов:

минимально- возраст+1

сделай такую же фигуру

1)анализ образца

2)поэтапное выполнение со сравнением

7.

пробы на сомато-пространственный праксис

с 3 лет

  • показ частей своего тела
  • показ правой (левой) рукой указанных частей
  • ориентировка на листе

-покажи правую руку

-покажи локоть

-покажи правой рукой левое колено

 

8.

оральный праксис

с 3 лет

-надуть щеки

-оскалить зубы

-поцокать языком

-вытянуть язык

-посвистеть и т.п.

  • повтори за мной
  • описание действий

1)зеркальный контроль

9.

символический праксис

1,5-3 года

-погрозить

-попрощаться

-поздороваться

как ты здороваешься ?...

1)совместные действия

10.

тактильный гнозис

1,5-3 года

мешочек с предметами:

- кубик, пуговица, ложка, карандаш, шарик...

  • достань из мешочка ....
  • возьми из мешочка

и угадай предмет

1)описание предмета

11.

узнавание и называние букв, цифр

с 5 лет

предъявляются буквы, цифры, элементы букв ( в том числе зашумленные)

  • узнай и назови эти буквы (цифры)

1)обводка букв (цифр), описание формы

 

 

                        Методы  исследования  внимания

 

1.

м.Бурдона (корректурная проба)

С 5 лет

буквы, цифры, геометричес-кие и символические фигу-ры в объеме страницы

найди и зачеркни ..., зачеркивай...красным цветом, а ....- синим

1)направляющая линия (линейка)

2.

таблицы Шульте

 

таблицы с предмет-ными картинками

9 лет

 

 

4-5 лет

таблицы 5на5 содержащие числовой ряд от 1 до 25 в разбивку, двуцветные таблицы

найди все цифры по порядку (коасного цвета) от 1 до 25 (15)

1)проговаривание числового ряда

3.

перепутанные линии

С 5 лет

перепутанные линии, соединяющие 4-6 предметов

найди и покажи линию, ведущую  к ...

 

4.

недостающие или лишние детали

6 лет

предметные картинки с недостающими или лишни-ми элементами

чего здесь не хватает ?

что здесь лишнее ?

анализ картинки

5.

м.Головиной (недорисованные кар-тинки)

4 года

недорисованные бабочка, жук, цветок и т.п.

что  не дорисовал художник ?

анализ целостного образа на уровне представления

6.

выполнение связки инструкций

5 лет

движения по образцу,

действия по команде

сделай как я

подними руки, возьми ...

 

 

                    Методы  исследования  интеллектуальной деятельности.

 

1.

пирамидка, матрешка, вкладыши

 

1,5 – 5 лет

количество деталей возраст + 1-3

сделай  как было

1)выделение самого большого кольца (матрешки)

2)поэтапные совместные действия

2.

парные картинки (соотнесение изображений)

1,5-2 г

до 5 пар

Покажи такую же картинку

1)называние картинок

2)обучение – 1-2 урока

3.

серии Пиаже

цвет, размер

4-5 лет

карточки с переходом цвета,

карточки с переходом величины предмета

Разложи по порядку

1)выделение самой светлой (большой) картинки

2)поэтапные совместные действия

4.

включение в ряд по величине (палочки, цилиндры, плоские фигуры)

3 года

выполнение ростового ряда по образцу

расставь по росту (по порядку)

 1)обучение на основе невербального показа действий

2)вербальная стимуляция

5.

т.Равена

(цветной вариант Т.В.Розановой)

5 лет

стандартный набор (А.В,С..)

подбери к узору (коврику) подходящий фрагмент (заплатку)

1)анализ узора

2)поэтапные совместные действия

6.

ящик Сегена (доска Сегена)

3 года

совмещение плоского с объемным

разложи по домикам (сделай как было);

разложи по своим местам

1)называние фигур, анализ

2)вербализация действия

3)обучение

4)поэтапные действия

7.

совмещенная проба по Когану

7 лет

таблица 5на5, 7на7;

по вертикали – фигуры

по горизонтали – цвета

разложи фигуры по клеткам

1)анализ таблицы

2)урок – разложить 1-2 фигурки

3)урок – вербализация выбора

8.

“Клипец”

формирование искус-ственного понятия

9 лет

28 карточек, 8 из них с черным квадратиком в середине

это клипец, это не клипец,

эот клипец ?

1)анализ карточек «клипец»

2)сравнение карточек в открытом варианте

9.

м.Выготского-Сахарова в адаптации Говорковой

9 лет лучше с 12

36 фигурок отвлеченных, 2 цвета, 4 размера, 4 названия

«гур», «цев», «лаг», "

 

эти фигуры называются...

разложи их по группам

1)невербальные действия

2)напоминание названий и признаков

3)обучение - до 3 уроков

10.

классификация геометрических фигур

по А.Я. Ивановой

6 лет

2 набора (обучающий и контрольный) по 24 карточки , 3 цвета, 2 размера, 4 фигуры.

разложи карточки по группам, чтобы в группе были собраны подходя-щие друг к другу

1)невербально 1-2-карточки

2)вербально: сравнение

3)поэтапная  обучающая до 4 уроков

11.

  1. классификация понятий
  2. по Ивановой-Коробейникову

 

  1. классификация понятий

- 6 лет

 

- 7 лет

 

 

- с 12 л

- 36 (70) карточек с изображением предметов

- кастрюля, платье, куртка, книга, ребенок, доктор, моряк, свинья, бабочка, лиса, коза, дерево, яблоко, роза, ромашка. (15)

разложи картинки по группам, какая к какой подходит

 

с 7 лет - свертывание классификации

1)называние каждой картинки

2)обучение группированию 1-2 ур.

3)называние созданных экспериментатором групп

 

12.

Исключение лишнего

6 лет

7 вариантов (по Забрамной)

назови картинку, которая не подходит к остальным

(остальные можно объе-динить и назвать одним словом)

1)обучение на примере 1-го варианта

2)вербализация выбора и объяснение его

13.

лабиринты Венгера

7-9 лет

10 вариантов и две вводные задачи.

помоги белочке отыскать домик зайки по  письму

1)оречевление ходов

2)поэтапные ходы со сличением

14.

простое кодирование

м. Пьерона-Рузера

с 5 лет

образец кодов и таблица с кодируемыми фигурами

расставь знаки в фигуры (по памяти) по образцу

 

15.

описание сюжетной картинки

с 5 лет

картинка с цельным сюжетом, предполагающим развитие

посмотри на картинку и придумай историю

1)начало истории

2)наводящие и провоцирующие вопросы

16.

сюжетный ряд

с 5 лет

2-6 картинок

  • с явным смыслом
  • со скрытым смыслом

посмотри на картинки и разложи их по порядку, чтобы получился связный рассказ

1)обозначение 1-й картинки

2)наводящие вопросы

3)предложение разложить картинки по рассказу

17.

рассказ со скрытым смыслом

с 5 лет

от 3-х до 20 фраз.

послушай рассказ, ответь на вопросы

1)наводящие вопросы к каждой фразе

18.

понимание афоризмов, пословиц

с 7 лет

карточки с афоризмами и вариантами их толкования

прочти эти фразы и отыщи к каждой из них верное объяснение

1)анализ одной из фраз

19.

тест юмористических фраз

с 7 лет

карточки с юмористичес-кими фразами

как ты понимаешь это выражение ?

 

20.

простые аналогии

с 5 лет

карточки с фразами типа:

у коровы теленок, а у лоша-ди ...?

продолжи предложение

 

21.

сравнения понятий (сходства и различия)

6-7 лет

пары слов-понятий разной степени общности и не сравнимые понятия

чем похожи и чем отличаются ...

1)наводящие вопросы

22.

вербальные обобщения понятий

6-7 лет

5-6 слов-понятий одной степени общности

как все это назвать одним словом ?

1)наводящие вопросы

23.

“сюжетные вкладки”

м. Россолимо

мПинтнера-Патерсона

5-7 лет

сюжетные картинки с недостающими элементами и соответствующие вкладки

найди подходящую часть

1)вербальный анализ сюжета

2)совместные поэтапные действия

24.

“Нелепица”

с 5 лет

картинка, содержащая нелепые сюжеты, ситуации (до 10-12 фрагментов на одной картинке)

что интересного (смешного) ты видишь на этой картинке

1)привлечение внимания к сюжету

2)наводящие вопросы

25.

счет по Крепелину

интерпр. Курочкина Н.И.

с10 лет

бланки с цифрами, в виде колонок: цифра под цифрой, ( при сложении - сумма в пределах 1500)

складывай числа, написан-ные одно под другим,пока я не скажу «стоп».

1)стимулирующее поощрение

26.

ассоциативный эксперимент

11-14 лет

бланк со словами

я буду называть тебе сло-ва, а ты в ответ будешь говорить любое, приходящее на ум слово

 

27.

Методика “противоположности”

11-14 л

бланк со словами

я буду называть тебе сло-ва, а ты к каждому из них придумывать слово, про-тивоположное по смыслу

 

 

                        Методы исследования самооценки и уровня притязаний.

 

1.

м.Де Греефе

с 3 лет

3 кружка – графическое изображение детей.

хорошему ребенку  (кружку)  рисуем длиный хвос-тик, плохому – короткий. Этот кружок – ты. Какой ты сам ?

 

2.

м. Якобсон - Щур

с 3 лет

ступеньки лесенки, куклы.

Три ситуации: я сейчас, когда я был маленьким, когда я стану большим.

задаются разные качества для оценки и их градация по положению куклы на ступеньке

1)показ предметного действия с коментариями

3.

м. Дембо-Рубинштейн

с 7 лет

графическое изображение шкалы для градации качеств

задаются разные качества для оценки и их градация по положению на шкале

1)показ на уровне предметных действий

4.

тест-фильм Рене Жилля

с 5 лет

23 тестовые картинки с различными ситуациями и сюжетами

покажи, где на этой картинке ты

 

5.

м. “выбор задания”

на основе м. Хоппе

с 6 лет

исследование уровня притя-заний с помощью выбора трудности задания

это самое трудное зада-ние, это – среднее по труд-ности, а это самое легкое.

 

6.

прием “альтернатива”

методика Зейгарник ?

с 7 лет

выбор между правильным выполнением трудного за-дания и постепенным выполнением всей серии

если выполнишь трудное задание верно – получишь пятерку за все задания, либо будешь делать все по порядку.

 

 

                       Методы  исследования речи ( экспресс-метод ).

 

1.

оценка звукопроизношения

5 лет

пробы на произношение:

  • чистоговорки
  • фразы со сложной слоговой структурой

повтори за мной

1)медленное произнесение

2) по слогам

3)совместное произнесение

2.

исследование фонематического:

 - восприятия

 - представления

5 лет

пробы:

  • деформированные фразы
  • повторение слогов с оп-позиционными звуками

- найди во фразах ошибки и исправь

 

- слушай внимательно и повторяй

1)медленное и четкое повторение

3.

исследование фонематического анализа

6 лет

выделение звука в слове в пред-, постпозиции, в середине слова.

назови (первый) звук в слове

1)повторное четкое медленное произнесение

4.

повторение фраз

6 лет

длина фраз от 6 до 20 слогов, прямые и с инверсией

слушай внимательно и повторяй за мной предложения

1)повторное произнесение фразы

5.

обследование грамматической стороны речи

6 лет

фразы с искаженной структурой (приложение)

правильно ли я сказала ?

1)объяснение верного варианта

6.

Анализ состояния чтения и письма

7 лет

Анализ письменных работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы исследования доминанты у ребенка:

Название методики

Возраст

Материал

Инструкция

Для праворуких

1.

Проба на переплетение пальцев

С 5 лет

Образец: сцепленные пальцы рук без фиксации на больших пальцах

Сделай как я

Большой палец левой руки сверху

2.

Проба Розенбаха

С 5 лет

Вертикально в вытянутой руке -  карандаш, на котором сосредотачивается взор

Закрывай то один, то другой газ, не отпуская взора с карандаша

При закрытии левого глаза - карандаш "смещается" влево

3.

Проба "Наполеона"

С 3 лет

Перекрещивание рук

Сделай как я

Правая кисть на левом предплечье

4.

Проба "апплодирование"

С 1,5

Положение рук при апплодировании

Сделай как я

Сверху правая рука

5.

Проба "вертикаль"

С 3 лет

Проведение линии на листе

Нарисуй как я

Смещение линии влево

6.

Проба "фигуры"

С 1,5 лет

Рисование треугольника и квадрата на листе

Нарисуй треугольник, квадрат

Лучше нарисовано правой рукой

7.

Проба "круглая стрелка"

С 3 лет

Рисование круга, завершенного стрелкой

Нарисуй кружок со стрелкой

Рисование - против часовой стрелки

8.

Проба ноги

С 3 лет

Положение "нога за ногу"

Сделай как я

Правая нога сверху

9.

Кружение

С 1,5 лет

Движение по образцу

Сделай как я

Против часовой стрелки

10.

Моргание

С 3 лет

Моргание по команде

Моргни правым /левым глазом

Быстрее моргает левый глаз

 

 

 

 

 

 

Похожие публикации


Темы_15_16_ПМПК

31-10-2018 ППД НР
Описание организации, содержания, стратегии и тактик деятельности ПМПК
УМК
подробнее

Таблица_перечень методик

27-12-2018 ППД НР
В табличном варианте представлен перечень методик психолого-педагогической диагностики нарушений развития
подробнее