Новости События Общее

Таблица_перечень методик

27-12-2018 ППД НР
В табличном варианте представлен перечень методик психолого-педагогической диагностики нарушений развития

Перечень методик  психолого-педагогического обследования

 детей различного возраста

Название методики

Возраст (лет)

С

до 3

3-4

 5

 6

 7

8-9

 10

11

12

Методы исследования двигательной сферы:

1.

пробы Хеда

6

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

2.

проба на пальцевой гнозис

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 

3.

проба Лурия

6

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

4.

тест Озерецкого

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 +

5.

графическая проба

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 

 

 

6.

координация движений, ведущая рука, нога

3,5

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

7.

слухо-моторные коорди-нации – ритмы Мнухина

6

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

8.

Т.Тейлор

3

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

9.

Т.Эллис

7

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

Методы  исследования памяти:

1.

повторение слов и фраз

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

2.

запоминание групп слов

6

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

3.

запоминание 10 слов

6

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

4.

запоминание предмет-ных картинок

4

 

 +

 +

 +

 +

 

 

 

 

5.

м. Бернштейна

7

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 6.

запоминание и повторение фраз

7

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 7.

опосредованое запоминание

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

8.

проба “точки”.

7

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

9.

память на числа

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

10.

м. Джекобсона

9

 

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

Методы исследования восприятия и воображения:

1.

м. Поппельрейтера

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 

 

2.

узнавание неречевых звуков

3

 

 +

 +

 +

 +

 

 

 

 

3.

проба Масселона

11

 

 

 

 

 

 

 

 +

  +

4.

тест “круги”

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

Методы исследования пространственного гнозиса и праксиса, конструктивный праксис

 

Название методики

 с

до 3

3-4

 5

 6

 7

8-9

10

11

12

1.

Кубики (карточки) Кооса

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 

Куб Линка

8

 

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

2.

Разрезные картинки

3

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 

 

3.

Проба Пинского

6

 

 

 

 +

 +

 +

 

 

 

4.

палочковый тест Гольдштейн-Ширера

5

 

 

 +

 +

 +

 

 

 

 

5.

квадрат  Никитина

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 

 

6.

конструирование из палочек

3

 +

 +

 +

 +

 

 

 

 

 

7.

пробы на сомато-прост-ранственный праксис

3

 +

 +

 +

 +

 

 

 

 

 

8.

оральный праксис

3

 

 +

 +

 +

 +

 +

 

 

 

9.

символический праксис

1,5

 +

 +

 

 

 

 

 

 

 

10.

тактильный гнозис

1,5

 +

 +

 

 

 

 

 

 

 

11.

узнавание и называние букв, цифр

5

 

 

 +

 +

 +

 

 

 

 

Методы исследования внимания:

 

Название методики

С

до 3

3-4

 5

 6

 7

8-9

10

11

12

1.

м.Бурдона

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

2.

таблицы Шульте

с предметными картинками

9

4

 

 

 +

 

  +

 

 +

 

 

 +

 +

 +

 +

3.

Перепутанные линии

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 

 

 

4.

недостающие или лишние детали

6

 

 

 

 +

 +

 +

 

 

 

5.

м.Головиной

4

 

 +

 +

 +

 +

 

 

 

 

6.

выполнение связки инструкций

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 

 

Методы исследования мышления:

1.

пирамидка, матрешка, вкладыши

1,5

 +

  +

 +

 

 

 

 

 

 

2.

парные картинки

1,5

 +

 +

 +

 

 

 

 

 

 

3.

серии Пиаже

4-5

 

 

 +

 +

 +

 +

 

 

 

4.

включение в ряд по величине

3

 

 +

 +

 +

 +

 

 

 

 

5.

т.Равена

(Т.В.Розановой)

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 

 

 

6.

ящик Сегена (доска)

3

 

 +

 +

 +

 +

 +

 

 

 

7.

совмещенная проба по Когану

7

 

 

 

 

 +

 +

 

 

 

8.

“Клипец”

9

 

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

9.

м.Выготского-Сахарова

9

 

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

10.

классификация геометрических фигур

6

 

 

 

 

 +

 +

 +

 

 

11.

Классификация понятий

6

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

12.

исключение лишнего

6

 

 

 

 +

 +

 +

 

 

 

13.

лабиринты Венгера

7-9

 

 

 

 

 +

 +

 

 

 

14.

м. Пьерона-Рузена

5

 

 

  +

 +

 +

 +

 +

 +

 

15.

описание сюжетной картинки

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 

 

16.

сюжетный ряд

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

17.

рассказ со скрытым смыслом

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

18.

понимание афоризмов, пословиц

9

 

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

19.

тест юмористических фраз

7

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

20.

простые аналогии

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

21.

сравнения понятий

6

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

22.

вербальные обобщения

6

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

23.

м. Россолимо

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 

 

 

24.

“Нелепица”

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 

 

 

25.

счет по Крепелину

10

 

 

 

 

 

 

 +

 +

 +

26.

ассоциативный эксперимент

11

 

 

 

 

 

 

 

 +

 +

27.

м. “противоположности”

11

 

 

 

 

 

 

 

 +

 +

                         

 

 

 

Методы исследования самооценки и уровня притязаний:

 

Название методики

с

до 3

3-4

 5

 6

 7

8-9

10

11

12

1.

м. Де Греефе

3

 

 +

 +

 +

 +

 +

 

 

 

2.

м. Якобсон - Щур

3

 

 +

 +

 +

 

 

 

 

 

3.

м. Дембо-Рубинштейн

7

 

 

 

 

+

 +

 +

 +

 +

4.

тест-фильм Рене Жилля

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

5.

м. “выбор задания”

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 +

6.

прием “альтернатива”

7

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

Методы исследования речи (экспресс-метод)

1.

оценка звукопроизношения

5

 

 

 +

  +

 +

 +

 +

 +

 

2.

исследование фонематического слуха

5

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

 

3.

исследование фонемати-ческого анализа

6

 

 

 

 +

 +

 +

 

 

 

4.

повторение фраз

6

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

5.

обследование граммати-ческой стороны речи

6

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 +

6.

анализ состояния чтения и письма

7

 

 

 

 

 +

 +

 +

 +

 +

 

 

 

 

СХЕМА СФОРМИРОВАННОСТИ

ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ ШКОЛЫ ФУНКЦИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ.

Разделы знаний по предметам

Приблизительные требования по возрастам

Математика

5-6 лет

6-7 лет

7-8 лет

Счет

 

 

 

Прямой числовой ряд (без сбоя)

До 15

До 20-30

До 40-60

Обратный числовой ряд

От 5

От 10

 От 10-20

Соотнесеный пересчет

 

 

 

Без называния итогового числа

До 10

До 20

Свыше 20

С называнием итогового числа

До 6-7

До 15+

Свыше 20

Сравнение групп предметов пересчетом

С разницей в 1-2 предмета

 

      +

 

        +

Представления о числах и цифрах

 

 

 

Знание цифр

       -

До 5

         +

Соотнесение цифры и числа

       -

До 10

         +

Письмо цифр под диктовку

       -

До 5

         +

Знание места числа в числовом ряду, соседей числа, "перед" и "после" данного числа

До 5

До 10

До 40

Устный счет в пределах

3-4

5-7

10

Ориентировка во втором десятке

       -

При сложе-нии в пре-делах 20

Сложение и вычита-ние в пре-делах 20

Ориентировка в сотне, тысяче и понимание разряд-ности в сотне и тысяче

        -

        -

Может не быть

Решение задач

 

 

 

Простых

         -

В пред-х 5

в пред-х 10

Составных

        -

         -

в пред-х 10

С косвенным вопросом

        -

         -

в пред-х 10

Чтение

 

 

 

Знание букв

5-10 букв

10-20 букв

         +

Готовность к слиянию

        +

        +

        +

Правильное слияние

        +

        +

        +

Чтение медленное послоговое

        +

        +

        +

Чтение правильное послоговое

        -

        +

        +

Чтение правильное послоговое, короткие слова целиком

        -

        -

        +

Чтение целыми словами, отдельные слова по слогам

        -

         -

        +

Беглое чтение

        -

10-20 сл.мин

До 60 сл.мин

Повторение прочитанного (пересказ)

        +

        +

        +

Понимание смысла прочитанного

        -

        +

        +

Письмо

 

 

 

Письмо отдельнослов печатными буквами

        +

        +

        +

Готовность руки к письму

        -

        +

        +

Умение списывать с печатного текста

        -

        -

        +

Умение писать под диктовку

        -

        -

        +

Знание правил (заглавная буква, точка в конце пред-ложения, правил написания жи-ши, ча-ща, чу-щу)

        -

        -

        +

            Оценка особенностей развития ребенка младшего школьного возраста

 Ф.и. ребенка____________________возраст______________класс_____________

            Оцениваются выраженность некоторых поведенчиских характеристик ребенка по результатам наблюдения.

            Необходимо, не пропуская ни одного признака поведения (развития), отметить (крестиком) только одно из трех значений: 0, 1, 2, что характеризует выраженность данной характеристики в настоящий момент:

  • "0" - данный признак поведения (развития) отсутствует
  • "1" - признак выражен в средней степени
  • "2" - признак выражен в значительной степени.

 

 

Оцениваемая характеристика

Отсут-т

слаб

значит

 

                                                                                              баллы:

   0

   1

   2

1.

Внешний вид. Отношение родителей.

 

 

 

1.

Ребенок неопрятен. Родители не уделяют достаточно внимания его внешнему виду и одежде

 

 

 

2.

Ребенка забирают из группы одним из последних

 

 

 

3.

Родители мало общаются с воспитателями

 

 

 

4.

Родители не интересуются жизнью ребенка в группе

 

 

 

2.

Поведение ребенка в группе

 

 

 

5.

Не сразу воспринимает требования воспитателя (как бы "отсутствует")

 

 

 

6.

Не выполняет правила распорядка жизни группы

 

 

 

7.

Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин

 

 

 

8.

Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого

 

 

 

3.

Игра и общение с детьми и взрослыми

 

 

 

9.

Предпочитает играть в одиночестве

 

 

 

10.

Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит

 

 

 

11.

Не умеет поддержать игру

 

 

 

12.

Часто плачет. Очень ждет родителей, малоконтактен

 

 

 

4.

Речевое развитие

 

 

 

13.

Речь невнятная. Имеются трудности произношения.

 

 

 

14.

Словарный запас беден.

 

 

 

15.

Речь грамматически неправильна.

 

 

 

16.

Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе

 

 

 

17.

Отказывается от речи

 

 

 

5.

Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем

 

 

 

18.

Недостаточен объем знаний об окружающем мире

 

 

 

19.

Путается в понятиях "дни недели", "времена года", "время суток"

 

 

 

20.

Неопрятно ест, небрежно одевается, затруднения с произвольной организацией отправления нужд

 

 

 

21.

Не улавливает причинно-следственных связей между явлениями окружающего мира (что из чего следует)

 

 

 

6.

Отношения к занятиям и их успешность

 

 

 

22.

Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога

 

 

 

23.

С трудом овладевает необходимым объемом знаний

 

 

 

24.

Неусидчив, не доводит дело до конца

 

 

 

25.

Мешает педагогу и/или детям на занятиях

 

 

 

7.

Темповые характеристики деятельности

 

 

 

26.

Часто сонлив и вял в течении дня

 

 

 

27.

Темп работы на занятиях неравномерен

 

 

 

28.

Работает медленно и невнимательно

 

 

 

29

Темп работы быстрый, но работает хаотично и "бестолково"

 

 

 

8.

Физическое развитие

 

 

 

30.

Недостаточно развит физически

 

 

 

31.

Быстро устает, истощается, становится вялым либо неуправляемым, расторможенным

 

 

 

32.

Не посещает группу по болезни более семи раз в году

 

 

 

33.

Плохо ест.Беспокойно спит днем и трудно засыпает

 

 

 

9.

Моторное развитие

 

 

 

34.

Плохо развита мелкая моторика рук

 

 

 

35.

Нарушена общая координация. Неуклюжий.

 

 

 

36.

Медлителен в движениях.

 

 

 

37.

Предпочитает действовать левой рукой

 

 

 

 

Общее количество баллов по каждому столбцу:

 

 

 

 

Общее количество баллов:

 

 

 

 

            Ребенок может быть отнесен к группе риска и направлен на дополнительное обследование психолога, врача, логопеда и др. в том слуае, если общее количество баллов превышает 28 баллов.

 

 

                              Диагностическая карта

 №____ от_________________________

 

поведение

во время обследования

 

визуальный портрет

 

 

 

круг интересов

 

 

 

личностная сфера, фон настроения

 

 

 

самооценка, критичность

 

 

 

поведенческая сфера

 

 

 

двигательная сфера

 

 

 

состояние мелкой моторики

 

эмоциональная сфера

 

 

 

внимание, сосредоточение

 

 

 

мышление невербальное, вербальное

 

 

 

состояние речи, коммуникатив-ные навыки

 

 

 

деятельность,

реакция на помощь

 

 

волевая регуляция

 

 

 

состояние

ШуиН

 

 

 

Прогноз развития

 

 

 

 

 

Диагностическая карта ребенка  код________дата заполнения________

параметры

баллы

праксис ведущей руки:

 

 

 

точность мелкой моторики

 

 

 

самостоятельный рисунок

 

 

 

рисунок по образцу

 

 

 

 

 

 

 

реципрокная организация движений

 

 

 

двигательная сфера

 

 

 

зрительно-пространственная организация движений

 

 

 

слухомоторные координации

 

 

 

стререогнозис

 

 

 

конструктивный праксис

 

 

 

развитие речи

 

 

 

сенсорная функция речи (понимание)

 

 

 

моторная функция речи (говорение)

 

 

 

чтение

 

 

 

письмо

 

 

 

развитие памяти

 

 

 

объем кратковременной вербальной памяти

 

 

 

объем кратковременной зрительной памяти

 

 

 

объем кратковременной слуховой памяти

 

 

 

развитие интеллекта

 

 

 

перенос и действия по аналогии

 

 

 

счетные операции

 

 

 

решение  невербальных задач

 

 

 

решение вербальных задач

 

 

 

поведенческая сфера

 

 

 

саморегуляция

 

 

 

адаптивность

 

 

 

сформированность мотивации к учению

 

 

 

самооценка

 

 

 

Условия воспитания ребенка:

уровень образования родителей

 

 

 

общий культурный уровень семьи

 

 

 

материальная обеспеченность

 

 

 

жилищно-бытовые условия

 

 

 

взаимоотношения в семье

 

 

 

наличие вредных привычек у родителей

 

 

 

состояние здоровья родителей

 

 

 

адекватность оценки родителями состояния ребенка

 

 

 

уровень родительской мотивации к сотрудничеству

 

 

 

 

Схема  анализа  результатов психологического обследования  ребенка.

Ф.и.__________________________________________________

дата рождения_____________класс_____

 

  1.  

Поведение  ребенка в процессе обследования

  • отношение к ситуации обследования
  • контактность
  • ориентированность на деятельность
  • интерес при выполнении  заданий
  • заинтересованность в результате
  • изменение эмоционального  фона

 

  1.  

Характер  деятельности

  • целенаправленность
  • способ действий
  • сохранность структуры деятельности
  • обучаемость
  • работоспособность

 

  1.  

Сформированность социально-бытовой ориентировки уровень сформированности знаний :

  • о настоящем,
  • возраст, адрес, место проживания,
  • состав семьи, родственные отношения
  • бытовая адаптированность

 

  1.  

Моторная  ловкость

  • координация движений
  • ритмические движения
  • сформированность мелкой  моторики
  • графическая  деятельность
  • бытовые мелкие точные движения
  • доминантная рука, нога, глаз, ухо

 

  1.  

Особенности внимания

  • сосредоточение
  • произвольность
  • распределение
  • переключение
  • устойчивость
  • объём
  • зашумленность

 

  1.  

Особенности  мнестической  деятельности

  • объем непосредственной слухоречевой памяти (воспроизведение ряда слов)
  • скорость запоминания
  • полнота отсроченного воспроизведения
  • опосредование
  • особенности зрительной, тактильной, двигательной (кинестетической) памяти

 

  1.  

Пространственный гнозис

  • целостность восприятия
  • анализ объекта ( по величине, форме, цвету)
  • ориентация в пространственных отношениях

 

  1.  

Сформированность представлений о  времен-ных  отношениях

  • представления о вчера, сегодня, завтра
  • представления о смене пор года
  • представления о временных соотношениях
  • актуализация последовательного автоматизированного ряда (дни недели)

 

  1.  

Конструктивная деятельность

  • принятие цели, ориентировка в задании,
  • возможность анализа пространственных соотношений частей объекта
  • воспроизведение (творчество)
  • контрольный анализ объекта
  • оценивание работы

 

  1.  

Интеллектуальное  развитие

  • понимание скрытого смысла
  • осознание причинно-следственных связей
  • умение обобщать, прогнозировать
  • самостоятельность мышления
  • активность и широта мышления
  • критичность  мышления
  • динамика мыслительной деятельности

 

  1.  

Характеристика  речи

  • речевая активность
  • понимание обращенной  речи
  • качество звукопроизношения
  • степень развернутости речевого высказывания, объем активного словаря
  • наличие аграмматизмов, аморфных слов
  • особенности речевой среды ребенка
  • коммуникативная компетенция ребенка

 

  1.  

Развитие графической деятельности, рисунок

  • готовность руки к рисованию, письму
  • стадия  развития  рисунка
  • рисунок как проекция личностных особенностей ребенка

 

  1.  

Эмоционально-личностные особенности ребенка

  • характер привязанности к матери
  • эмоциональное  восприятие себя
  • характер отношений со сверстниками
  • отношение к педагогам
  • ситуации, вызывающие тревогу, страхи
  • характер игры ребенка
  • степень сформированности самооценки и уровня притязаний
  • проявление эмоций
  • реакция на похвалу или порицание

 

  1.  

Мотивация к школьному обучению

  • познавательные интересы
  • положение в группе учащихся

 

  1.  

Дата заполнения

 

 

            Диагностическая  карта  психолога

1.Диагностические  методики:_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта  наблюдений

симптом

степень

выражен

примечания и отношения

1.активность

 

 

2.заинтересованность

 

 

3.внимательность, сосредоточенность

 

 

4.работоспособность

 

 

5.уровновешенность

 

 

6.самостоятельность

 

 

7.быстрота реагирования

 

 

8.утомляемость

 

 

9.импульсивность

 

 

10.контактность

 

 

11.тревожность

 

 

12.уверенность в себе

 

 

13.обидчивость,плаксивость

 

 

14.раздражительность

 

 

15.конфликтность

 

 

16.возбудимость

 

 

17.стремление к уединению

 

 

18.нормативность поведения

 

 

19.адекватность реакций (п)

 

 

20.адекватность реакций (э)

 

 

Синдромы  дезадаптивности:

1

эмоциональное  напряжение

 

2

невротические  симптомы

 

3

враждебность к детям, взрослым, психологу

 

4

асоциальное поведение

 

5

подчеркнутое дружелюбие

 

6

потребность в сверхвнимании

 

7

избегание  общения

 

8

уход в себя

 

Препочитаемая  сфера деятельности:

1

игра

 

2

конструирование

 

3

настольная развивающая игра

 

5

межличностное  общение

 

5

рисование

 

6

драматизация

 

 

 

Сформированность  структур деятельности:

1

мотив

 

2

цель

 

3

программа

 

4

деятелньость

 

5

контроль

 

6

оценка

 

 

3.Заключение :_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Направления  и  цели  работы______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Используемая программа,  литература  и материалы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Результаты  работы  на_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

подпись психолога:________________________________

 

 

Заключение и рекомендации психолога.

                              (дошкольный возраст)

В заключении резюмируются наиболее важные сведения, полученные при исследовании.

  • Здесь содержатся данные, имеющие диагностическое значение, описывающие обобщенными словами совокупный комплекс основных, выступающих на первый план особенностей развития высших психических функций ребенка и его эмоционально-личностных особенностей.
  • Отмечаются соответствие уровня актуального развития возрастным нормам, степень готовности к обучению.
  • С учетом анамнестических и социокультурных данных анализируются причины тех или иных особенностей развития ("Это происходит потому, что ....").
  • По возможности, дается прогноз дальнейшего развития, предполагаемые виды программы, формы обучения, тип образовательного учреждения.
  • В рекомендациях определяются основные направления коррекционной работы с ребенком.
  • В краткой форме описывается возможная работа по коррекции выявленной несформированности высших психических функций.
  • Даются рекомендации родителям и воспитателям по возможным формам работы с ребенком, с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения.
  • При этом необходимо учитывать игровые интересы ребенка и строить рекомендации в соответствии с "зоной ближайшего развития" ребенка, опираясь на ведущую роль игры в дошкольном возрасте.
  • Здесь же приводится перечень необходимых специалистов, которые, по мнению психолога, должны участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности, а также необходимые консультации и исследования.
  • Родителям (лицам, их заменяющим) даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и осознанием проблем ребенка.

 

 

Заключение и рекомендации психолога.

                              (школьный возраст)

Заключение по результатам психологического обследования, не повторяя описательную часть обследования, должно явиться кратким ответом на вопрос, поставленный перед психологом педагогом, другими специалистами или самим психологом, что и почему происходит с ребенком.

В заключении обоснованно резюмируются наиболее важные результаты, полученные при исследовании. Здесь предельно кратко приводятся данные, имеющие ведущее диагностическое значение, описывается обобщенно совокупный комплекс ключевых, выступающих на первый план особенностей развития ребенка.

          В первую очередь, должно быть отмечено соответствие (или несоответствие: задержка или, наоборот, опережение) уровня актуального развития возрастным и социально-психологическим нормативам.

В структуре комплексного психологического диагноза отмечается феноменология наблюдаемого состояния ребенка, которая может быть описана в терминах одной из имеющихся современных классификаций (феноменологический уровень психологического диагноза). Кроме того, практическому психологу необходимо в соответствии с имеющейся квалификацией проанализировать причины наблюдаемых особенностей поведения и состояния высших психических функций и сфер ребенка, в также прогноз его дальнейшего развития и обучения.

 

Рекомендации

В рекомендациях должны быть четко и ясно сформулированы необходимые для оптимального развития ребенка требования к режиму, нагрузкам, типу программы обучения, необходимая степень ее индивидуализации, типу и форме учебного учреждения (образовательный маршрут).

Даются рекомендации по оптимизации взаимодействия в окружении ребенка (семья, учителя, воспитатели, детский коллектив). В данном разделе в обязательном порядке должны быть сформулированы рекомен­дации педагогам, работающим с ребенком, по организации учебного процесса, с учетом его темповых характеристик, особенностей работоспособности, развития мотивационно-волевой сферы при обучении в режиме фронтального урока, возможный (или необходимый) уровень индивидуализации процесса обучения.

В рекомендациях определяются основные направления развивающей и/или коррекционной работы с ребенком с учетом выявленных особенностей развития высших психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер.

Предположительно намечаются сроки динамического обследования для оценки эффективности предложенных программ обучения и работы специалистов. Здесь же приводится перечень специалистов, которые, по мнению психолога, должны участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности.

 

Заключение психолога

1.

  • формальные данные (Ф.И., дата рождения, адрес, учреждение, запрос…)
  • дата обследования
  • поведение и настроение ребенка во время обследования, условия.

2.

  • контактность, активность при выполнении заданий
  • сформированность социального поведения (воспитанность + состояние социальных навыков + ориентированность в социуме)

3.

  • описание структуры деятельности: целенаправленность при выполнении заданий, ориентировка в задании, определение ближних целей, программирование, выполнение собственно деятельности, осуществление контроля, оценивание результата деятельности
  • принятие и перенос помощи, работоспособность

4.

  • состояние когнитивной сферы и интеллекта (особенности вербального и невербального интеллекта, динамики мыслительной деятельности, процессов мышления - анализа, синтеза, обобщения, сравнения)
  • личностные особенности, критичность, уровень притязаний

5.

  • состояние учебных навыков и умений (чтение, письмо, математика - для школьников; графический навык, основы грамоты, готовность к обучению - для дошкольников

6.

  • положение в социально-значимой группе, особенности межличностного взаимодействия в семье (предположения на основе…)
  • по результатам обследования можно сделать вывод о том, что …(данная картина развития соответствует картине…; состояние ребенка можно квалифицировать как…; данное поведение ребенка обусловлено…; в условиях консультации не представляется возможным установить истинные причины…)

7.

  • прогноз развития: в существующих условиях воспитания (обучения) без надлежащей помощи со стороны… не ожидается существенного прорыва (прогресса, изменения, позитивной динамики)

8.

  • рекомендации( снизу вверх): купирование, коррекция, развитие, предупреждение, профилактика
  • для педагогов и психолога учреждения, родителей
  • дата обследования, подпись психолога, печать учреждения.

 

Похожие публикации


Темы_15_16_ПМПК

31-10-2018 ППД НР
Описание организации, содержания, стратегии и тактик деятельности ПМПК
УМК
подробнее

Схема анализа результатов обследования

14-01-2019 ППД НР
Схема анализа результатов обследования
подробнее