Новости События Общее

В помощь участникам СНИЛ кафедры логопедии ИИО "Лого-мастер": структура теоретической части исследования

27-09-2021 Публикации
В помощь участникам СНИЛ: представлена структура теоретической части исследования, в которой учтены важные моменты обоснования темы и методов, ключевые понятия и их грамотная аргументация.

Теоретическая часть исследования

 

Тема: «»

 

  1. Начинаем с того, что определяем главные понятия Вашей работы – это ее ключевые слова. Все ключевые понятия определены до Вас и это имеет свою историю. Некоторые понятия многозначны (как слово «среда») или рассматривались каждым ученым-исследователем по-своему. Поэтому исследователь всегда поясняет ЧТО конкретно он исследует и дает общее определение того явления, которое является ключевым. Если в названии (теме) научной работы несколько ключевых понятий, то мы даем определения по понятиям ;) Для этого мы используем СЛОВАРИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, НАИБОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫЕ ИЗДАНИЯ.
  2. Кроме того, чтобы сделать исследование более аргументированным, как правило, делают небольшую ретроспективу – буквально в одном/двух абзацах, показывают историю изучения данного явления или становление понятия. Можно и нужно указать на то КАК исследовали данное явление, с помощью чего (методы исследования или авторы/коллективы – Вам виднее!).
  3. Скорее всего, изучаемое Вами явление рассматривалось ранее с различных ПОЗИЦИЙ или СТОРОН (это парадигмы, подходы, теории или теоретические положения). Это значит, что у него уже есть ХАРАКТЕРИСТИКИ, которые показывают КАКОЕ может быть данное явление. Так возникают классификации: типы, виды или разновидности того, что Вы изучаете.
  4. В Вашем исследовании не последнюю роль занимают ФАКТОРЫ (их иногда называют переменными), которые являются очень важными для Вашего исследования. Например, фактор «возраст» или «вид речевого нарушения», «среда», «сохранность слуха» и пр. Исходя из этих факторов, Ваше исследование становится достаточно узким, емким и точным. Это означает, что каждый фактор имеет наиболее общие и достаточные характеристики, которые Вы описываете теоретически – на основе изученных Вами источников информации, а затем составляете Вашу программу исследования этих характеристик (свойств, качеств) в реальных условиях.
  5. Кстати, об условиях… Некоторые явления исследуются не один десяток, а то и сотню лет! Это дает основания для определения ПРОБЛЕМЫ – вроде бы явление исследуют уже долго, но меняются условия жизни (образования, обучения, коррекции и пр.) и появляется проблема! Это противоречие между тем, что существует объективно (например, нарушениями речи или голоса) и недостаточность чего-либо (средств, методов, приемов, способов и пр.) для преодоления или минимизации этого нежелательного явления. 
  6. Как Вам описать ПРОБЛЕМУ? Так, Вы можете указать на то, что ЯВЛЕНИЕ (ключевое понятие Вашей научной работы) в настоящее время претерпело некоторые изменения под воздействием неких новых или дополнительных ФАКТОРОВ, для чего требуется его рассмотреть с какой-либо ПОЗИЦИИ или СТОРОНЫ и описать его актуальные (сегодняшние, современные) ХАРАКТЕРИСТИКИ. Для чего? Для того, чтобы далее определить КАК влиять на позитивные изменения.
  7. В теоретической части исследования делаем анализ статей по выбранной Вами тематике: в поисковик вносим название темы, ключевых понятий с указанием факторов и изучаем научные работы 2015 – 2021 года. Остальные как-бы уже не актуальны. :))
  8. Обязательно смотрим те статьи, что находятся в репозитории БГПУ.
  9. На основе изученных статей своими словами делаем выводы о результатах исследований ученых-авторов. В Вашей статье это будет звучать как «На основе анализа статьи И. И. Ивановой можно сделать вывод, что автор считает ….» или так, И. И. Иванова считает, что… []. Делаем ссылку на текст статьи. Учимся правильно их оформлять.

Например:

  1. Горностай, П. П. Психологические игры в кабинете психотерапевта / П. П. Горностай // Журнал практикующего психолога. – 2004. – Вып. 10. – С. 68-80.   – это статья из журнала.
  2. Разенкова, Ю. А. Логопедическое обследование ребенка первого года жизни / Ю. А. Разенкова // Альманах Института коррекционной педагогики [Электронный ресурс]. – 2001. – №3. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/logopedicheskoe-obsledovanie-rebenka-pervogo-goda. – Дата доступа: 18.06.2019. – это статья из электронного источника.

 

ЧТО должно получиться в результате такого теоретического ПОИСКА?

ОБОСНОВАНИЕ актуальности и полезности Вашего исследования, НОВИЗНУ в подходах, методах или средствах изучения.

И, главное, ВАША ИДЕЯ или ЗАМЫСЕЛ, который состоит в том, КАК изучить определенное Вами явление, чтобы выявить ПОЧЕМУ существует ПРОБЛЕМА и наметить КАКИМ ОБРАЗОМ ее можно преодолеть.

 

ДЕЛАЕМ!

СНИЛ

Похожие публикации


Консультативно-коррекционная технология помощи детям раннего возраста

24-10-2018 Публикации
В монографии дается теоретико-методологический и научно- практический анализ проблемы оказания помощи детям раннего возраста с фактором риска в речевом развитии, рассматриваются варианты ее организации в системе образования. Книга адресована научным и практическим работникам системы специального образования, педагогам и студентам-дефектологам, изучающим способы оказания педагогической помощи детям с фактором риска в речевом развитии.
УМК
подробнее

Тактики стимуляции и развития речи детей раннего возраста

29-10-2019 Публикации
В статье рассматриваются различные тактики стимулирования говорения детей раннего возраста с риском речевого нарушения
подробнее