Новости События Общее

Методические рекомендации и темы контрольных работ по основам психотерапии

23-03-2018 Методические рекомендации к контрольным работам
Подготовка контрольных работ направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. При подготовке контрольных работ необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на техническое оформление текста.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов по дисциплине «Основы психотерапии».

Подготовка контрольных работ направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. При подготовке контрольных работ необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на техническое оформление текста.

Объем контрольной работы может быть от 10 до 15 (но не более) страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Контрольная работа оформляется студентом аккуратно, с учетом требований, предъявляемых к литературной обработке научного труда.

Последовательность подготовки контрольной работы:

1.Выбор темы.

2.Определение ее структуры и содержания.

3.Сбор материала, поиск и изучение литературы по теме, формулирование основных положений и выводов, подготовка библиографии.

4. Представление подготовленного текста преподавателю.

5. Доработка, устранение отмеченных преподавателем недостатков и подготовка реферата к заслушиванию и обсуждению на занятии.

Студентам может быть предложена следующая структура контрольной работы:

введение (1 с.);

основная часть, состоящая из одного или двух небольших вопросов (8-13 с.);

заключение (1 с.);

список литературы (список источников и литературы) -1 с.,

приложения (не более 5 с.).

На 2-й странице - оглавление. На ней в порядке очередности располагаются: введение, названия вопросов, заключение, список литературы (список источников и литературы) и приложения (если они есть).

Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы контрольной работы, раскрывает цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.

Текст, расположенный между введением и заключением, является основной частью . В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. Вопросы формулируются самостоятельно, то есть на усмотрение студента.

В заключении кратко должны быть сформулированы выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.

В список литературы (список источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании контрольной работы.

В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. Приложение создается студентом только в том случае, если оно дополняет содержание основной проблемы исследования и не является обязательным.

Темы контрольных работ по дисциплине «Основы психотерапии».

  1. История становления психотерапии.
  2. Роль и функции психотерапевта в различных направлениях психотерапии.
  3. Этические аспекты деятельности психотерапевта.
  4. Потребность в психотерапии и формирование мотивации клиента.
  5. Сравнение индивидуальных и групповых методов работы в психотерапии.
  6. Ограничения и ресурсы психотерапии. Общие и специальные факторы психотерапии.
  7. Понятие «групповая динамика» и ее основные законы (доминирование целого над частями, объединение элементов в целое). Основные элементы групповой динамики, фазы развития группы.
  8. Психокоррекционное влияние групповой терапии (по И. Ялому и С. Кратохвилу).
  9. Психодинамический подход в психотерапии. Ранние объектные отношения по М. Кляйн.
  10. Концепции М. Балинта и Д. Винникотта.
  11. Концепции Х. Хартмана и О. Кернберга.
  12. Теория привязанности и ее значение для психотерапии.
  13. Методы групповой психотерапии, применяемые в рамках аналитической психотерапии.
  14. Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. Современный этап развития экзистенциальной психотерапии (И. Ялом).
  15. Гештальт-подход в психотерапии. Теоретические истоки гештальт-терапевтического направления. Понятие о механизмах прерывания контакта. Современное состояние и тенденции развития гештальт-терапии.
  16. Клиент-центрированная психотерапия. Современное состояние и тенденции развития клиент-центрированной и групп-центрированной терапии.
  17. Телесно-ориентированные подходы в психотерапии. Работа с телесной феноменологией и телесным процессом.
  18. Психодрама. История создания. Этапы психодрамы и основные техники. Действующие лица и основные элементы психодрамы. Современное состояние и тенденции развития психодрамы.
  19. Арт-терапия. Современное положение и успешность применения метода. Использование арт-терапевтических техник в других подходах.
  20. Кататимно-имажинативная психотерапия. Актуальное состояние теоретической базы. Методы и техники символдрамы в индивидуальной и групповой психотерапии. Использование стандартных мотивов.
  21. Составляющие классического трансактного анализа. Подходы к основным жизненным позициям в трансактном анализе. Структура личности в трансактном анализе. Виды трансакций. Типы коммуникации. Психологические игры.
  22. Гипноз и аутотренинг. Психологические и физиологические результаты, достигаемые посредством гипноза.
  23. Краткосрочный подход в психотерапии. Подходы, базирующиеся на форме и функции (Дж. Хейли). Подходы, концентрирующиеся на процессе и замкнутом круге (В. Сатир, П. Вацлавик).
  24. Концепция эриксоновской психотерапии (М. Эриксон).
  25. Краткосрочная мультимодальная психотерапия (А. Лазарус).
  26. Нейролингвистическое программирование (Р. Бэндлер, Д. Гриндер).
  27. Основные положения мультимодальной психотерапии (BASIC.I.D). Показания и противопоказания краткосрочной терапии. Основные техники мультимодальной терапии.
  28. Бихевиоральный подход в психотерапии (Д. Вольпе, Г. Айзенк). Методы поведенческой терапии. Методические компоненты группы тренинга умений. Терапевтическая модель группы тренинга умений.
  29. Когнитивная психотерапия. Основные черты когнитивной терапии. Основные теоретические положения рационально-эмотивного подхода. АУП-теория личности (АВС). Иррациональные идеи.
  30. Основные терапевтические техники РЭПТ. Когнитивные техники (научный опрос, обсуждение, домашнее задание, селекция иррациональных убеждений, сократовский диалог). Эмотивные техники (энергичное дискутирование, безусловное принятие, рациональная ролевая игра, эмоционально насыщенное разубеждение). Поведенческие техники (тренинг навыков, вознаграждение и наказания, моделирование).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Браун Д. Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики / Д.Браун, Дж.Педдер. – М., 2013. – С. 116-131.
  2. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т.Кондрашенко, Д.И.Донской. – Минск, 2012. – 464 с.
  3. Романин, А.Н. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. за­ведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
  4. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008.
  5. Хайгл-Эверс, А. Базисное руководство по психотерапии / А.Хайгл-Эверс, Ф.Хайгл, Ю.Отт, У.Рюгер. – СПб.: «Речь», 2011. – 784 с.
  6. Фурманов, И.А. Основы групповой психотерапии: Учеб. пособие / И.А.Фурманов, Н.В.Фурманова. – Мн.: Тесей, 2013. – 256 с.
  7. Ялом, И. Теория и практика групповой психотерапии / И.Ялом. – СПб., 2014. – 576 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Акерман, С. Психодрама, ориентированная на группу / С.Акерман // Московский психотерапевтический журнал. – 1993. – № 4. – С. 35 – 41.
  2. Берн, Э. Структура и динамика организаций и групп / Э.Берн. – Мн., 2008. – 352 с.
  3. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков: Коллектив.моногр. / Под общ.ред.Ю.С.Шевченко. – СПб.: Речь, 2003. – 552 с.
  4. Блазер, А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / А.Блазер, Э.Хайм, Х.Рингер, М.Томмен. – М.: «Класс», 1998.
  5. Гордон, Т. Лидерство и управление: группцентрированный подход / Т.Гордон, // Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. – М, 1997. – С. 245-250.
  6. Киппер, Д. Клинические ролевые игры и психодрамма / Д.Киппер. – М., 1993.
  7. Клюева, Н.В. Программа социально-психологического тренинга / Н.В.Клюева М.А.Свистун. – Ярославль, 1992.
  8. Булюбаш, И.Д. Руководство по гештальт-терапии / Серия: Золотой фонд психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. –  768 c.
  9. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р.Кочюнас. – М.: Академический проект, ОППЛ, 2002. – 384 с.
  10. Куттер, П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую теорию / П.Куттер. – СПб., 1998. – 200 с.
  11. Кэдьюсон, X. Практикум по игровой психотерапии / X.Кэдьюсон, Ч.Шефер. – СПб., 2000.
  12. Лебедева, Н. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н.Лебедева, Е.Иванова. – СПб., 2004. – 650 с.
  13. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К.Левин. – СПб., 2000.
  14. Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено / Г.Лейтц. – М., 1994. – 352 с.
  15. Лоуэн, А. Физическая динамика структуры характера / А.Лоуэн. – М.: Издательская фирма «Компания ПАНИ», 1996.
  16. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика / Н.Мак-Вильямс. – М., 1998. – 480 с.
  17. Натаров, В.И. Группо-аналитическая психотерапия: методы, принципы, методики / В.И.Натаров // Психологический журнал. – 1994. – №2, Т.15. – С. 127 – 134.
  18. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А.А.Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – С. 376 – 398.
  19. Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия / Прикл.разделы: Э.Дорфман, Н.Хоббс, Т.Гордон; Пер.с англ. В.В.Лях, А.П.Хомик. – М.: Релф-бук;Ваклер, 1997. – 320 с.
  20. Руководство по телесно-ориентированной терапии. – СПб., 2000.
  21. Рутан, Дж. Психодинамическая групповая психотерапия / Дж.Рутан, У.Стоун. – СПб., 2002. – С.96-121.
  22. Символдрама / Сб. научн. трудов. – Мн., 2001.
  23. Хоббс, Н. Группцентрированная психотерапия / Н.Хоббс // Роджерс К. Клиентцентрированная терапия – М., 1997. – С. 193 − 240.
  24. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Составитель В.Ю.Баскаков – М.: НПО «Психотехника», 1992. – 108 с.
  25. Этевенон, М. Дорога тела / М.Этевенон. – СПб.: «Мирра», 1996. − 346 с.
  26. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И.Ялом. – М., 1999.
задание

Похожие публикации


Список литературы по дисциплине "Психодраматические техники в работе психолога"

24-04-2020 Методические рекомендации к контрольным работам
Список литературы для подготовки проекта.
Первоисточники
подробнее