Новости События Общее

Статьи по дате "Декабрь 2018"

Учебный предмет: эпистемологический кризис и его преодоление

01-12-2018 Публикации
Статья посвящена анализу онтологических, гносеологических и педагогических условий изменений в образо-вании, и прежде всего – статуса учебного предмета. В онтологическом плане они связаны с переходом от «вещной» онтологии к коммуникативно-деятельностной, в гносеологическом – от натурализма к трансцен-дентализму, в педагогическом – от авторитарно-дисциплинарной организации учебного процесса к сту-дентоориентированной модели. В первой части работы описаны функции учебного предмета в процессе образовательного воспроизводства. Учебный предмет трактуется не в аспекте содержащегося в нём зна-ния, а как сложный лингвистический код, организующий и регулирующий образовательное взаимодействие. Описаны его основания и структура, механизм конституирования образовательной реальности, а также её конструктивные особенности, тормозящие изменения в образовании. Введено различение учебного и научно-го предмета. Во второй части статьи осуществлена критика практики учебного предмета в универси-тетском образовании. В качестве центрального события рассматривается дифференциация и диверсифи-кация формы учебного предмета, распад его целостности на локальные автономные лингвистические обла-сти. В завершающей части сформулирована идея преодоления кризиса учебного предмета, суть которой – дискурсивное преобразование практики его репрезентации. Опираясь на идеи Ж. Делеза, авторы полагают условием изменения образования трансформацию речевых практик, в которых воплощён учебный предмет. Речь идёт о переходе от центрированного порядка высказываний к децентрированному, от экспрессивного употребления языка – к генеративному, от ценности общности языка – к осознанию продуктивности взаи-модействия языковых различий.
СНИЛ
подробнее