Новости События Общее

Достижения

В 2017 году сотрудники БГПУ принимали активное участие в проведении фундаментальных и прикладных исследований, которые были направлены на решение актуальных научных и научно-практических задач.

В исследованиях в области гуманитарных наук по заданиям ГПНИ «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» получены следующие значимые результаты.

В области философии:

  • осуществлен теоретический анализ динамики развития техногенного общества на ключевых этапах истории. Выявлены и проанализированы факторы, детерминирующие социальные трансформации техногенного общества.

В области истории:

  • разработаны методы, подходы и принципы исследования социально-экономического развития Беларуси в конце XVIII – начале XX в. Проведен анализ школ и направлений буржуазной исторической науки в Беларуси. Разработана историография советского периода (1917 – 1990 гг.) социально-экономической истории Беларуси исследуемого периода;
  • дана характеристика дворянскому землевладению в Беларуси (1772–1861 гг.). Проанализирована динамика дворянского землевладения в период капитализма (1861–1914 гг.). Помещичье земледелие (1772–1861 гг.). Изучен период перехода к капиталистической системе ведения хозяйства в земледелии (1861–1914 гг.);
  • проведен анализ содержания аграрных мероприятий властей и общественно-политических сил в избирательных кампаниях в І и ІІ Государственные Думы. Раскрыта сущность аграрных законопроектов кадетов (42-х), трудовиков (104-х), эсеров (33-х), депутатов крестьян и помещиков от Беларуси в Думе І созыва. Раскрыта сущность Указа от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» и обсуждение во ІІ Думе как основополагающего акта аграрной реформы;
  • изучено международно-правовое обоснование высшим политическим руководством СССР факта воссоединения западнобелорусских земель в едином белорусском государстве. Проанализирован Пакт Молотова-Риббентропа и его юридически-правовая оценка западными государствами и в СССР в современных зарубежных и отечественных исследованиях. Изучены позиции западноевропейских стран в вопросе признания воссоединения Западной Беларуси с БССР 1939-1941 гг. Проанализирована эволюция позиции западноевропейских стран по вопросу воссоединения Западной Беларуси с БССР на первоначальном этапе Великой Отечественной войны. Подписание советско-польского соглашения от 30 июля 1941 г.;
  • изучена реализация закона о начальном (1930 г.) и семилетнем (1949 г.) всеобщем обучении на территории БССР в 1944-1953 гг. Проанализированы основные направления учебно-воспитательной работы в советской школе послевоенного времени в БССР (1944-1953 гг.). Выявлены этапы становления и развития школ рабочей и сельской молодежи в БССР в 1944-1953 гг.;
  • определены особенности, принципы и перспективы развития белорусско-российского сотрудничества в интеграционных объединений на постсоветском пространстве на основе исследования нормативно-правовой базы, статистических данных. Выявлен геополитический и геостратегический потенциал сотрудничества в военной сфере в рамках Союзного государства Беларуси и России на основе анализа международной нормативно-правовой базы, отечественной и зарубежной научной литературы. Раскрыт геополитический потенциал белорусско-российского экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. Выявлены особенности влияния института общественного мнения на развитие сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России;
  • проведена систематизация историографических источников по теме исследования, включающих в себя научные, опубликованные в Российской империи в 1801–1917 гг. и посвященные процессам индустриализации и монополизации в американской экономике и их влиянию на положение населения, особенностям социальной политики и состоянию образования, специфики этнического состава американского общества и проблемы рабства в Соединенных Штатах Америки. Проведена реконструкция представлений и оценок в российских исторических трудах особенностей процессов индустриализации и монополизации в американской экономике, особенностей социальной политики и состояния образования, особенностей специфики этнического состава американского общества и проблемы рабства в Соединенных Штатах Америки;
  • выявлены информационные возможности источников по проблеме политических преобразований в западнославянских странах Центральной Европы в 2000-е гг. Установлена степень научной разработанности проблемы в историографии. Исследован политический процесс в западнославянских странах Центральной Европы в 1998–2005 гг. Дана характеристика развития политической системы в Польше, Чехии и Словакии с середины первого десятилетия XXI в. до наших дней.

В области филологии:

  • подготовлены дополнения к Историческому словарю белорусского языка на основе анализа памятников письменности. Выявлены направления эволюции деловой письменности полоцко-смоленского региона в старорусский и старобелорусский период и определены пути формирования дивергентных языковых особенностей в памятниках письменности полоцко-смоленского региона;
  • разработан фрагмент исходной теоретической концепции системной параметризации и кодификации динамических процессов в лексике белорусского языка и ее прикладных основ: выявлены и охарактеризованы особенности исторической динамики и современного состояния лексикографического представления белорусской лингвистической терминологии. Разработан фрагмент исходной теоретической концепции системной параметризации и кодификации динамических процессов в лексике белорусского языка и ее прикладных основ: созданы типологии лемм в словарях белорусской лингвистической терминологии. Разработаны основные теоретические положения имплицитности образных средств белорусского языка лексического уровня; исследована специфика комбинаторного приращения смысла; выявлен лингвистический механизм внешней и внутренней диалогизации текстов через лексические средства языка. Исследован состав средств выражения функционально-семантической категории поссесивности в современном белорусском литературном языке; сформулированы принципы систематизации и классификации поссесивных единиц, определен идентификатор поссесивного смысла отнесения языковых единиц к определенным средствам, используемым для передачи поссесивного значения;
  • праведзены ўлік уплыву экстралінгвістычных фактараў на развіццё беларускай тэрміналогіі і навуковай мовы. Інвентарызацыя і сістэматызацыя ажыццёўленай дзейнасці ў справе вывучэння беларускай навуковай мовы. Вызначаны асноўныя перыяды фарміравання беларускай навуковай мовы. Акрэслена роля тэрміназнаўцаў у станаўленні беларускай навуковай мовы;
  • изучено дискурсивно-диалоговое пространство в малой прозе Л. Улицкой. Изучен национально-культурный компонент в лирическом дискурсе В. Полозковой. Проанализировано языковое новаторство в художественном дискурсе современных прозаиков (Л. Улицкой, О. Славниковой, Д. Рубиной и др.). Выявлены теоретические аспекты дискурсивного пространства антропонимов в художественном тексте. Проанализирована устаревшая лексика в романе А. Белнина "Моя жена - ведьма", специальная лексика в лирическом дискурсе В. Полозковой. Социализация дискурса. Изучены языковые особенности образа «наблюдателя». Метаязыковой компонент современного художественного дискурса (на примере малой прозы Л. Улицкой, Д. Рубиной);
  • проведен анализ доминантных и периферийных лексико-грамматических языковых средств поэтики пассива в классическом и современном поэтическом дискурсе. Изучен лингвокультурный потенциал имен собственных как особых языковых знаков с целью перспективы исследования ономастики на пересечении с современными лингвистическими направлениями. Проанализировано функционально-семантическое поле как доминанта выражения речевого смысла художественного текста. Выявлены функции интертекста в детской художественной литературе. Подготовлен словарь «Ключевые антропонимы Великого княжества Литовского и Речи Посполитой в синхронии и диахронии»;
  • проведено пополнение картотеки вторичных субстантивных номинаций (выборка из произведений художественной и публицистической литературы, работа с Белорусским N-корпусом). Выявлена специфика вторичных номинаций в художественном и публицистическом дискурсе (на материале произведений Янки Купалы, Максима Богдановича, Владимира Дубовки, Владимира Жилки, Максима Танка, Аркадия Кулешова, Пимена Панченко, Нила Гилевича и др.). Выявлена специфика сферы-донора местоименных номинаций (фреймовая принадлежность, условия контекстуальной реализации, структура). Проведена языковая концептуализация мира во вторичных субстантивных номинациях. Рассмотрена семантическая модель как соотношение денотативно-сигнификативных сфер мотивирующего и мотивированного ЛСВ. Выявлены типичные ситуации развертывания семантических моделей;
  • выявлены внешние и внутренние факторы развития литературы: актуальные аспекты междисциплинарного исследования. Сетература как феномен современного литературного процесса. Танковедение и Танканиана: новые ракурсы прочтения наследия Максима Танка. Модернизация классических традиций в творчестве белорусских писателей; 
  • проведен анализ факторов взаимодействия переводной и оригинальной литературы в современном когнитивном пространстве. Выявлен нравственно-эстетический потенциал художественного текста как основы его изучения. Изучены интер- и кросскультурные коммуникации в романах Маргарет Этвуд. Определены современные тенденции развития социального романа: модификация жанра в творчестве Т. Моррисон и Д.К. Оутс.

В области педагогики:

  • разработаны теоретические обоснования модели профессиональной компетентности учителя учреждений общего среднего образования, организующего обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции и инклюзивного образования. Определено содержание профессиональных компетенций учителя учреждений общего среднего образования, необходимых для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции и инклюзивного образования. Разработана содержательная структура модели профессиональной компетентности учителя учреждений общего среднего образования, организующего обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции и инклюзивного образования. Разработана модель профессиональной компетентности учителя учреждений общего среднего образования, организующего обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции и инклюзивного образования;
  • разработаны терминологический аппарат, методологические основания, содержательная структура и проект Концепции национальной системы оценки качества педагогического образования.

В рамках выполнения задания ГПНИ «Природопользование и экология» проведены полевые экспедиционные исследования на тест-полигоне на мелиорированной территории. Исследован ресурсный потенциал ели в зоне снижения грунтовых вод. Проведены полевые экспедиционные исследования на тест-полигоне на немелиорированной территории. Исследован ресурсный потенциал ели при естественном уровне грунтовых вод.

Определено влияние доз калийных удобрений на накопление 137Cs в растениях. Изучено влияние доз азотных удобрений на параметры перехода 137Cs из почвы в растения. Определено влияние соотношения азота и калия в почве на накопление 137Cs в растениях.

В рамках задания ГПНИ «Конвергенция-2020»:

Определены активность отдельных антиоксидантных ферментов у растений, подвергшихся предпосевному электромагнитному воздействию, и содержание низкомолекулярных антиоксидантов у растений, подвергшихся предпосевному электромагнитному воздействию. Определено общее содержание фенольных соединений у растений, обработанных низкоинтенсивным ЭМИ в контролируемых и неконтролируемых условиях. Установлено взаимодействие электромагнитного поля сверхвысокочастотного диапазона с антиоксидантным клеточным комплексом.

В рамках задания ГПНИ «Фотоника, опто- и микроэлектроника» исследована зависимость дифракционной эффективности от периода решетки. Построена теоретическая модель записи решеток в кристаллах силленитов. Проведен сравнительный анализ характеристик пропускающих и отражательных динамических голограмм в фоторефрактивных кристаллах семейства силленитов и оптимизация схем записи пропускающих и отражательных динамических решеток.

В рамках выполнения задания ГПНИ «Физическое материаловедение, новые материалы и технологии» выявлены закономерности воздействия температурных режимов синтеза на формирование фаз в полупроводниковых соединениях серы на примере сульфида меди железа. Выявлены особенности структурных характеристик объемных образцов твердых растворов кристаллического сульфида меди железа и сульфида индия железа на основе рентгенометрии и гамма резонансной спектроскопии. Исследована тепловая устойчивость и ее воздействие на структурные превращения сульфидов меди железа непостоянной валентности по данным дифференциального термического анализа. Проведена работа по выявлению кинетики магнитного упорядочения объемных образцов в соединениях серы на примере сульфида меди железа в широком диапазоне воздействия по температуре и магнитному полю.

Получены пленки Cu-Zn-Sn методом химического осаждения с различными режимами термообработки. Исследованы структура и морфология поверхности пленок Мо, получаемых методом ионно-ассистированного осаждения. Исследована смачиваемость дистиллированной водой поверхности пленок Мо осажденных на стекло, структура и морфологии поверхности пленок халькогенидных материалов, получаемых методом химического осаждения. 

В рамках выполнения задания ГПНИ «Химические технологии и материалы» изучены возможности оптического расщепления вербенона через кристаллические производные. Получены структурные аналоги природных соединений конденсацией вербенона с ароматическими альдегидами. Отработана методика синтеза рацемических норборненовых кетонов и методика конденсации норборненовых кетонов с ароматическими альдегидами, изучены возможности оптического расщепления рацемических норборненовых кетонов (либо их синтетических предшественников) через кристаллические производные.

В рамках выполнения задания ГПНИ «Информатика, космос и безопасность» проведено пилотажное исследование по программе экспертизы текстов экстремисткой направленности. Созданы методические рекомендации по психолингвистической экспертизе текстов экстремисткой направленности.

В 2017 году завершилась работа по заданию ОНТП «Качество образования». В результате выполнения НИР были представлены макетный образец профессионального стандарта педагога (по предметным областям) и научно-методическое обеспечение психолого-педагогической и методической подготовки педагогических кадров к реализации компетентностного подхода в дошкольном, общем среднем и специальном образовании.

По результатам исследований по ГНТП «Эталоны и научные приборы» на 2016-2020 гг. в рамках задания «Разработать и изготовить электрохимический ДНК-наносенсорный комплекс для драйв-тестинга гибридизации и комплексообразования ДНК»  разработан дизайн и на его основе синтезирован флуоресцентный аллель-специфический ДНК-гибридизационный зонд с «цепляющим концом», функционирующий на основе реакции замещения/вытеснения цепи для детекции однонуклеотидных замен;  электрофоретическим методом продемонстрирована возможность использования данного типа зонда для дискриминации однонуклеотидных замен гена KRAS (транзиция Г-А во втором положении 12 кодона второго экзона).

В 2017 году БГПУ выполнял 7 проектов, направленных на обеспечение деятельности Министерства образования, 3 проекта завершились. По итогам годового этапа были представлены:

механизмы, методы и технологии взаимодействия субъектов кластера непрерывного педагогического образования, организационно-методическое обеспечение кластерного развития непрерывного педагогического образования, диагностическое обеспечение кластерного развития непрерывного педагогического образования, проект Положения о научно-педагогической школе учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования; проект Положения о школе-лаборатории учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования, проект Положения о наставничистве в системе педагогического образования. Предложения по внесению изменений в существующее законодательство;

  •  макетный образец двух разделов Методических рекомендаций по реализации Учебной программы дошкольного образовании в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения («Ребёнок и общество», «Искусство»), макетные образцы схем технологических карт занятий воспитателя с детьми с нарушениями зрения по Учебной программе дошкольного образования (5 примерных образцов схем с учетом вида занятий), макетные образцы технологических карт занятий  воспитателя с детьми с нарушениями зрения по Учебной программе дошкольного образования (35: по 5 макетных образцов к каждому разделу), макетные образцы примерного планирования занятий воспитателя с детьми с нарушениями зрения по годам обучения ко всем разделам Учебной программы дошкольного образования, макетный образец методического пособия для воспитателей, обеспечивающих воспитание и обучение дошкольников с нарушениями зрения;
  • макетный образец пособия по организации исследовательской деятельности в учреждениях дошкольного образования, макетный образец учебного наглядного пособия по организации исследовательской деятельности в учреждениях дошкольного образования;
  • пособие «Волонтёрская деятельность как педагогическая практика»;
  • методические рекомендации по использованию обновленных 10-балльных шкал по разделу «Основы видов спорта» учебной программы учебного предмета «Физическая культура и здоровье»;
  • атлас педагогических профессий и ролей для учащихся 10-11 классов; инструментарий для проведения углубленной комплексной профориентационной диагностики (применительно к сфере педагогических профессий), включая экспресс-тесты на выбор профессии педагогического профиля (на соответствие личностному типу, способностям и др.); методические рекомендации по педагогической профилизации образовательного процесса на III ступени общего среднего образования;
  • программное обеспечение деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования по профилактике и конструктивному разрешению конфликтов в сфере педагогического взаимодействия. Методические рекомендации для специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования по профилактике и регулированию конфликтного взаимодействия участников педагогического процесса. Методическое пособие для специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования по прогнозированию, предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в условиях учреждения образования.

В 2017 году выполнялось 11 научно-исследовательских работ при финансовой поддержке БРФФИ. Завершены 3 НИР, в результате выполнения которых  получены следующие результаты:

  • обоснована концепция содержания психолого-педагогической подготовки преподавателей вуза в контексте реализации компетентностного подхода. Разработан методологический конструкт проектирования содержания психолого-педагогической подготовки преподавателей вуза на основе реализации компетентностного подхода. Разработан проект типового учебного плана и пакет учебных программ дисциплин, обеспечивающих психолого-педагогическую подготовку преподавателей высшей школы. Разработана методика психолого-педагогической подготовки преподавателей вуза на основе реализации компетентностного подхода как условия их личностно-профессионального развития;
  • обоснована модель развития эмпатии как компетенции в контексте реализации компетентностного подхода. Разработан, апробирован и валидизирован диагностический инструментарий по выявлению уровня развития эмпатических компетенций у будущих и работающих специалистов социономических профессий в русле компетентностного подхода. Отобраны и апробированы методики для диагностики уровня развития эмпатии у будущих и работающих представителей социномических профессий. Операционализировано понятие «эмпатические компетенции». Подготовлен макетный образец учебно-методического пособия «Психодиагностика и развитие эмпатии в социономических профессиях». Разработана методика формирования эмпатических компетенций как основы профессионально-личностного развития будущих представителей социономических профессий в русле компетентностного подхода;
  • установлены основные механизмы формирования фаз в системе Fe - S, выявлены оптимальные режимы синтеза и получены тройные соединения халькогенидов. Выращены монокристаллы сплава CuFeS2 - CuInS2 установлен фазовый состав, оценена степень корреляции характеристик по данным рентгенографической метрологии и показаниям мессбауэровской спектроскопии. Установлены фазовые соотношения и выявлена взаимосвязь физических параметров с химическим составом и дефектностью кристаллической структуры в системах CuFeS2-e - CuInS2.

Выполнены исследования по 4 грантам Министерства образования докторантами, магистрантами, аспирантами, студентами. Получены следующие результаты:

  • подготовлено теоретическое обоснование содержания и методики использования народных игр в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Разработано содержание (тексты) белорусских народных игр (подвижных) для детей младшего и старшего дошкольного возраста, расширяющих представления ребенка о родном крае, формирующих отношение к нему, воспитывающих патриотические чувства. Выявлены структурные составляющие методики использования белорусских народных игр в физическом воспитании детей. Подготовлено методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, раскрывающее содержание белорусских народных игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а также методику их использования в образовательной работе с дошкольниками;
  • изучен опыт организации методической работы как ресурса развития инклюзивного образования и разработки сайтов специальных общеобразовательных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Разработан конструкт методического раздела сайта специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Разработана модель методического раздела сайта специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и информационной базы методических материалов;
  • разработан макетный образец электронного учебного пособия- тренажера "Тэорыя літаратуры. 5 клас". Проведено конструирование программных продуктов и разработан инструментарий для управления функциями электронного учебного пособия- тренажера "Тэорыя літаратуры. 5 клас";
  • разработан проект концепции исследовательской деятельности в условиях преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования. Разработана технологическая модель и критериально-диагностическое сопровождение исследовательской деятельности в учреждениях дошкольного образования. Разработан макетный образец учебного наглядного пособия для организации исследовательской деятельности с воспитанниками учреждений дошкольного образования.
 

 

2018 год для нашего университета в плане науки был знаковым. За достижение наилучших показателей в сфере социально-экономического развития среди научных организаций в 2018 году БГПУ был занесен на Республиканскую доску Почета. Наш университет стал единственным учреждением высшего образования, победившим в данной номинации.

Относительно нашего университета этот статус означает планомерное усиление роли научно-исследовательской и инновационной деятельности в повышении качества образовательного процесса и его социально-экономической эффективности, в наращивании своего потенциала как управляющего центра кластерного развития непрерывного педагогического образования.

В 2018 году сотрудники БГПУ принимали активное участие в проведении фундаментальных и прикладных исследований, которые были направлены на решение актуальных научных и научно-практических задач.

В исследованиях в области гуманитарных наук по заданиям ГПНИ «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» получены следующие значимые результаты.

В области философии:

• осуществлен философско-теоретический анализ кризиса современного техногенного общества на основе эколого-футурологической парадигмы социально-гуманитарного знания. Определены альтернативы развития техногенного общества в XXI веке.

В области истории:

  •  сформирована историографическая концепция проблемы социально-экономического развития Беларуси в конце XVIII – начале XX в. Разработана историография и археография социально-экономических процессов в Беларуси в период вхождения ее территорий в состав Российской империи. Изучена советская историография социально-экономического развития белорусских губерний в конце XVIII – начале XXв. Систематизированы и проанализированы источники по исследуемой проблеме;
  • изучено дворянско-помещичье коневодство, крупнорогатое животноводство, овцеводство и свиноводство. Изучен переход от зернового к мясомолочному производству в дворянско-помещичьих хозяйствах Беларуси;
  • определена специфика избирательного закона от 3 июня 1907 года в отношении белорусско-литовских губерний. Систематизирован и проведен анализ политических позиций депутатов от Беларуси. Изучена позиция крестьянских депутатов по аграрному вопросу. Проведен анализ представителей монархических партий в парламенте по аграрному вопросу;
  • показано влияние фактора нападения Германии на СССР и его роль в изменении международно-правовых подходов в вопросе территориальных приобретений СССР в 1939 г. Раскрыто содержание советско-польских соглашений 1941-1943 гг. о военно-политическом, дипломатическом сотрудничестве и их влияние на развитие советско-польских межгосударственных взаимоотношений. Дана характеристика международных соглашений СССР с государствами-участниками Атлантической хартии по проблемам территориальных изменений в ходе войны и проблеме послевоенной советско-польской границы. Определены различия и сходства позиций западноевропейских стран-участниц антигитлеровской коалиции на заключенные советско-польские межгосударственные договоры и соглашения;
  • изучены мероприятия правительства БССР по реформированию системы школьного образования в 1953–1957 гг. Выявлены основные направления государственной политики СССР в области школьного образования (1953-1957 гг.). Проведен анализ состояния материально-технического обеспечения школ БССР в 1953-1957 гг.;
  • изучены основные направления реализации стратегии национальной безопасности Республики Беларусь в рамках двусторонних отношений в военной, политической, экономической, социальной и культурной областях. Систематизированы основные этапы, достижения и проблемы двусторонней интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства. Проанализированы основные направления и приоритеты в области диаспоральной политики в Беларуси и России как фактора интеграции Союзного государства. Разработаны рекомендации и экспертные оценки по улучшению эффективности интеграционных процессов в научно-технической и информационной сфере;
  • выявлены и систематизированы историографические источники, посвященные  направлениям и тенденциям освещения российской историографией особенностей политики в социально-экономической сфере различных фракций законодательной и исполнительной власти Франции и общественной реакции на ключевые для страны проблемы укрепления республиканского строя. Реконструированы представления и оценки, имеющиеся в российских исторических трудах в отношении особенностей социальной политики и состояния образования во Франции в хронологических границах заявленной темы. Проведен анализ историографических источников, посвященных общественной реакции на ключевые для Франции проблемы укрепления республиканского строя в годы Третьей республики;
  • выявлены информационные возможности источников по проблеме экономических преобразований в Польше, Чехии и Словакии в 1990-е гг. Установлена степень научной разработанности проблемы в историографии. Изучена экономическая политика славянских стран Центральной Европы на начальном этапе их трансформационного развития. Дан анализ экономической политики в Польше, Чехии и Словакии на этапе закрепления рыночных основ ее развития;

 

В области филологии:

  • изучены теоретические основы системной параметризации и кодификации динамических процессов в лексике белорусского языка и ее прикладных основ. Типологизация магистральных научных направлений (на материале металексикографии). Проведена лексикографическая каталогизация компонентов парадигмы имен существительных в переводном словаре. Изучены средства выражения посессивности в современном белорусском литературном языке (словообразовательный уровень). Изучена структурная связь между отдельными компонентами системы наименований периодических изданий первой половины ХХ в. Разработаны теоретические положения имплицитности образных средств белорусского языка лексического уровня;
  • сістэматызаваны тэарэтычныя веды аб прапановах і шляхах фарміравання беларускай навуковай мовы і тэрміналогіі. Вызначаны асноўныя падыходы і спосабы да распрацоўкі беларускай навуковай мовы. Выяўлены асаблівасці фарміравання беларускай навуковай мовы ў славянскім кантэксце;
  • выявлены традиционное и новое в языковой организации пространства белорусского и русского литературно-художественного дискурса конца ХХ – начала ХХI века. Установлены основные тенденции в развитии русского и белорусского русскоязычного литературно-художественного дискурса в функционально-сопоставительном аспекте. Дана характеристика национальной специфики в отражении нравственных категорий в русском белорусском русскоязычном литературно-художественном дискурсе. Установлена роль антропонимов в дискурсивном пространстве русской художественной литературы конца ХХ – начала ХХI века;
  • проведен сопоставительный анализ лексико-грамматической структуры ЛФСП в поэтических текстах современных и классических поэтов. Выявлены интертекстуальные и интермедиальные включения в произведения детской художественной литературы. Выстроена ассоциативно-смысловая структура художественного текста как результат сотворчества автора и читателя. Микротекстология имени собственного. Проведен лингвистический анализ расширенных антропонимических формул как микротекстов в сопоставительном аспекте (на материале восточнославянских и польского языков). Выявлены приемы ассоциативного развёртывания смысла в художественном тексте. Определены особенности реализации категории интермедиальности в детской художественной литературе. Установлена типология интермедиальных отношений с учетом особенностей детской художественной литературы. Изучено функционирование ключевых имен культуры в динамике взаимодействия ядерных и периферийных разрядов  ономастического поля;
  • выяўлена спецыфіка ад’ектыўных і субстантыўных другасных ментальных намінацый. Выяўлена спецыфіка аўдыльных субстантыўных, ад’ектыўных і дзеяслоўных другасных намінацый; дзеяслоўныя маўленчыя намінацыі. Пабудавана мадэль беларускай нацыянальнай карціны свету. Устанаўлены прамыя і абарачальныя семантычныя мадэлі і іх разнавіднасці. Устанаўлены спосабы другаснай намінацыі эмоцый. Другасныя канататыўныя лексіка-семантычныя варыянты і іх спецыфіка ў розных лексіка-граматычных разрадах слоў;
  • вывучана літаратурная класіка ў аспекце іерархіі ўзаемаадносін "аўтар/стваральнік-твор/артэфакт-рэцыпіент/спажывец". Даследавана ўзаемасувязь сучаснай рускамоўнай прозы з класічнай рускай літаратурай. Вывучана рэцэпцыя творчасці Максіма Танка ў сучасным літаратурным працэсе. Вывучаны сучасныя творы ў аспекце іерархіі ўзаемаадносін "аўтар/стваральнік-твор/артэфакт-рэцыпіент/спажывец";
  • изучено значение классического национального литературного наследия в формировании ценностных установок личности. Разработана методика формирования ценностных ориентаций в процессе изучения литературы в современной школе. Проанализировано художественное воплощение моббинга в романе М. Этвуд «Кошачий глаз» и сопоставлено художественное решение этой проблемы с романом А. Браво “Імя Ценю – Святло”. Выявлены и изучены традиции Т.Моррисон в современной прозе: Л. Эскивель, К. С.

В области педагогики:

  • разработано теоретическое обоснование системы оценки качества профессиональной подготовки учителей к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования. Определены цели, содержание, критерии и показатели оценки качества профессиональной подготовки учителей к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования. Определены методы и инструменты оценки качества профессиональной подготовки учителей к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования. Разработаны методические рекомендации по оценке качества профессиональной подготовки учителей к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования;
  • разработаны теоретико-методологические основания определения условий построения и реализации национальной системы оценки качества педагогического образования (детерминанты и методологические инструменты). Выявлены и обоснованы условия построения и реализации национальной системы оценки качества педагогического образования в контексте гармонизации внутристрановых и международных исследований качества (система условий и ее содержательная характеристика). Проведена оценка адекватности обоснованных условий построения и реализации национальной системы оценки качества педагогического образования в контексте гармонизации внутристрановых и международных исследований качества (методика «Оценка удовлетворенности научно-педагогического сообщества предложенной системой условий» и описание результатов ее применения). Операционализированы условия построения и реализации национальной системы оценки качества педагогического образования в контексте гармонизации внутристрановых и международных исследований качества (технологическая карта операционализации условий и ее развернутое описание).

В рамках выполнения заданий ГПНИ «Природопользование и экология»:

  • проведен поиск информации о состоянии насаждений сосны на территории планируемых полевых исследований. Исследованы почвенно-литологические, гидрогеологические и погодно-климатические условия для выяснения причин массового усыхания сосны в Белорусском Полесье. Выполнены полевые экспедиционные исследования с отбором образцов древесины сосны, проведены измерения годичных колец, визуализированы дендрометрические ряды и проведен дендроклиматический анализ полученных дендрограмм. Выявлены причины массового отмирания сосны в Белорусском Полесье после крупномасштабной осушительной мелиорации в изменяющихся климатических условиях с привлечением радиального прироста разновозрастного древостоя;
  • определена допустимая плотность загрязнения почвы 137Cs для возделывания многолетних злаковых трав при разном соотношении азотно-калийного питания для получения продукции различного целевого назначения. Изучено влияние доз и соотношений азотных и калийных удобрений на продуктивность многолетних злаковых трав. Установлены зависимости между поступлением 137Cs в растения и продуктивностью многолетних злаковых трав. Проведена оценка экономической эффективности применения разных доз и соотношений азотных и калийных удобрений под многолетние злаковые травы на антропогенно-преобразованной торфяной почве.

В рамках задания ГПНИ «Конвергенция-2020» изучен характер влияния низкоинтенсивного электромагнитного излучения (ЭМИ) на активность отдельных амилолитических ферментов у с/х растений. Проанализировано влияние ЭМИ на активность ингибиторов амилаз у с/х растений. Изучен характер влияния ЭМИ на активность протеолитических ферментов у с/х растений. Проанализированы особенности влияния ЭМИ на активность РУБИСКО у с/х растений на разных этапах онтогенеза.

В рамках задания ГПНИ «Фотоника, опто- и микроэлектроника» проведен анализ модели формирования и релаксации динамических решеток в фоторефрактивных кристаллах и выбраны схемы исследования динамики фотоиндуцированных процессов. Разработана модель формирования и релаксации динамических решеток в кристаллах семейства силленитов. Создана и проведена апробация экспериментальной установки для исследования динамики фоторефрактивных решеток. Осуществлена запись динамических решеток в фоторефрактивных кристаллах семейства силленитов и проведен анализ времени формирования и релаксации. Определены условия проявления различных фотоиндуцированных процессов. Проведен сравнительный анализ процессов формирования и релаксации динамических решеток и выявлены характерные фотоиндуцированные процессы.

В рамках выполнения заданий ГПНИ «Физическое материаловедение, новые материалы и технологии»:

  • выявлены закономерности воздействия фазового состава сульфидных тернарных соединений на основе меди-железа, включая материалы переменной валентности, на равновесные и неравновесные характеристики и свойства в тепловых процессах и магнитном упорядочении. Сопоставлены параметры корреляции состава сульфидных фаз с характеристиками магнитного упорядочения по данным метрологии объемных образцов сульфида меди железа в функции температуры. Выявлен механизм воздействия теплового движения кристаллической решетки на свойства тернарных сульфидов по результатам регистрации теплового расширения и теплопроводности на примере объемных образцов медно-железного сульфида. Дана характеристика уровней воздействия одно-, двух- и трех- зарядовых ионов Cu и Fe на структуру медно-железных сульфидов при варьировании их химического элементного состава в пределах устойчивой стехиометрии. Проведена оценка степени локализации конкретных зарядовых состояний ионов железа в сульфиде меди железа по данным гамма резонансной спектроскопии;
  • изучена смачиваемость дистиллированной водой поверхности тонкопленочных материалов для фотопреобразователей. Проанализирована взаимосвязь топографии и смачиваемости поверхности тонкопленочных материалов для фотопреобразователей. Проведен анализ взаимосвязи свойств поверхностных характеристик изучаемых пленок с параметрами процесса их получения и обработки. Разработаны рекомендации по созданию многокомпонентных пленочных микроструктур. 

В рамках выполнения задания ГПНИ «Химические технологии и материалы» отработана методика очистки флавоноида гесперетина. Изучен процесс каталитического гидрирования гесперетина в условиях, отработанных для α,β-ненасыщенных кетонов. Ацилированием терпенового спирта цис-вербенола получены кристаллические производные. Изучен процесс разделения энантиомеров цис-вербенола в процессе кристаллизации его производных.

В рамках выполнения задания ОНТП «Воспитание через обучение» разработаны концептуальные положения подготовки студентов педагогических специальностей к формированию у обучающихся личностных и метапредметных компетенций в образовательном процессе, включающие: характеристику сущности и функций онтологического, психологического, профилактического направлений воспитания в образовательном процессе; методологические подходы к организации образовательного процесса подготовки будущих педагогов с учетом актуализации функций онтологического, психологического, профилактического аспектов воспитания; направления и механизмы модернизации социогуманитарной, психолого-педагогической и предметной подготовки педагогов в ориентации на усиление воспитательного потенциала образовательного процесса в онтологическом, психологическом, профилактическом аспектах; педагогические требования к целевому, содержательному, процессуальному и результативному компонентам социогуманитарной, психолого-педагогической и предметной подготовки педагогов в заявленном контексте.

В 2018 году выполнялась научно-исследовательская работа в рамках Государственной программе о социальной защите и содействию занятости населения на 2016-2020 гг. По окончанию работы были получены следующие результаты: методические рекомендации по развитию социального ориентирования молодых инвалидов в условиях ОДПИ-центров и домах-интернатах для детей-инвалидов с ОПФР; методические рекомендации по организации досуговой деятельности молодых инвалидов в условиях ОДПИ-центров и домах-интернатах для детей с ОПФР.

По результатам исследований по ГНТП «Эталоны и научные приборы» на 2016-2020 гг. в рамках задания № 071/09/01 «Разработать и изготовить электрохимический ДНК-наносенсорный комплекс для драйв-тестинга гибридизации и комплексообразования ДНК» созданы флуоресцентные ДНК-зонды с «цепляющим концом», функционирующие на основе реакции вытеснения/замещения комплементарной цепи (ДНК-зонды с «цепляющим концом»); получены иммобилизованые на УНТ-платформе ДНК-зонды с «цепляющим концом», функционирующие по типу молекулярных маяков, ДНК-зонды с «цепляющим концом»; предложен прототип системы драйв-тестов на основе иммобилизованыех на УНТ-платформе ДНК-зондов с «цепляющим концом», для гибридизационного анализа состояния полиморфных сайтов ядерного генома.

В 2018 году БГПУ выполнял 3 проекта, направленные на обеспечение деятельности Министерства образования. По итогам работы представлены:

  • мультимедийный учебный тренажер для учащихся 10-11-х классов педагогической направленности;
  • методические рекомендации к отбору средств воспитания, обучения, развития детей для педагогических работников учреждений дошкольного образования. Разработан перечень оборудования и средств воспитания, обучения, развития детей, необходимых для организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования;
  • макетный образец пособия для организаторов отдыха и оздоровления «Формирование инклюзивной культуры в условиях оздоровительного лагеря».

В 2018 году выполнялось 11 научно-исследовательских работ по грантам Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований. Завершена 1 НИР, в результате которой получены следующие результаты: препаративные схемы получения ненасыщенных кетонов на основе оптически активных терпеноидов камфоры и вербенона и схожие по строению продукты конденсации ароматических альдегидов с кетоном норборненового ряда. Разработана методика повышения оптической чистоты вербинона путем кристаллизации его бисульфитного производного.

Также выполнены исследования по 7 грантам Министерства образования докторантами, магистрантами, аспирантами, студентами. Получены следующие результаты:

  • теоретически обоснованы потребности осуществления пропедевтики предметно-методической подготовки учащихся педагогических классов. Создана концептуальная модель пропедевтики методической подготовки учащихся педагогических классов по химии. Выявлены формы и методы реализации пропедевтики методической подготовки учащихся педагогических классов по химии с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Разработаны методические рекомендации по практической реализации пропедевтики методической подготовки учащихся педагогических классов по химии;
  • исследована возрастная динамика самоидентификации в норме. Исследованы качественные и количественные особенности функциональной структуры самоидентификации у лиц, страдающих химическими и нехимическими зависимостями. Разработана и апробирована программа психологической коррекции функциональной структуры самоидентификации при химических и нехимических зависимостях;
  • распрацаваны метадалагічныя асновы для фарміравання корпуса металінгвістычнага кантынуума ўсходнеславянскіх моў. Зфарміравана база ўсходнеславянскіх тэрмінаграфічных выданняў. Створаны беларускі сегмент агульнага корпуса металінгвістычнага кантынуума ўсходнеславянскіх моў і яго верыфікацыя;
  • отработана методика модифицирования поверхности пористых полимерных матриц методом Ленгмюра–Блоджетт для получения нанокомпозиционных материалов. Получены нанокомпозиционные материалы. Проведены исследования структуры и механических свойств, полученных нанокомпозиционных материалов микроскопическими методами на микро- и наноуровне. Дана оценка возможности применения модифицированных полимерных матриц в качестве фильтров, ионоселективных электродов и биоматериалов;
  • выяўлены фактары і шляхі абнаўлення жанравай сістэмы беларускай паэзіі канца XX – пачатку XXI стст. Вызначаны асаблівасці функцыянавання жанравых адзінак у межах аўтарскіх літаратурных канцэпцый. Праведзены эксперымент з паэтычнай формай у працэсе творчага асэнсавання сродкаў масавай камунікацыі. Вызначаны асаблівасці адаптацыі жанравых узораў іншанацыянальных літаратур у сучаснай беларускай паэзіі;
  • разработаны методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода в процессе коррекционной работы по развитию связной речи детей с нарушением слуха дошкольного возраста. Разработан электронный учебно-методический комплекс «Развитие связной речи детей с нарушением слуха дошкольного возраста»;
  • выявлена динамика количественного и внутрисословного состава высшего сословия Беларуси. Проведен анализ системы местных органов государственной власти и управления на территории Беларуси (1772-1914). Изучена государственная служба дворянства Беларуси (1772-1914 гг.).

В 2019 году сотрудники БГПУ принимали активное участие в проведении фундаментальных и прикладных исследований, которые были направлены на решение актуальных научных и научно-практических задач.

В исследованиях в области гуманитарных наук по заданиям ГПНИ «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» получены следующие значимые результаты. В области истории:

  • определено экономическое и политическое положение Республики Беларусь в современной экономической мир-системе; рассмотрены тенденции и альтернативы экономического и политического развития Республики Беларусь; проведен анализ внешних экономических  и политических условий, благоприятствующих социальному развитию Республики Беларусь;
  • дана характеристика позиции западных стран-участников антигитлеровской коалиции в советско-польских международно-правовых отношениях и соглашениях, проведен анализ позиции партийно-советского руководства БССР в вопросе государственно-территориального статуса западнобелорусских земель и белорусского участка советско-польской границы; определено правовое признание воссоединения Западной Беларуси с БССР в документах международных конференций и двусторонних  советско-польских соглашениях; показано международно-правовое закрепление государственно-территориального статуса западнобелорусских земель и белорусского участка советско-польской границы после вступления БССР в ООН;
  • раскрыты сущность, особенность, формы и этапы экономической интеграции Беларуси и России в рамках двухсторонних и многосторонних интеграционных процессов на постсоветском пространстве; выявлена специфика процесса формирования согласованных подходов к сотрудничеству в сфере образования, здравоохранения, спорта, туризма, молодёжной политики, развития средств массовой коммуникации, межкультурных и межконфессиональных вопросов в рамках Союзного государства Беларуси и России; разработана теоретико-методологическая научно-техническая и инновационная политика Союзного государства Беларуси и России в рамках государственных приоритетов научно-технического развития на основе осуществляемых в обеих странах мероприятий по переводу национальных экономик на четвёртый технологический уклад в рамках устойчивого развития; обоснована цельная концепция и типология эволюция белорусско-российских отношений на постсоветском пространстве в контексте мировых интеграционных процессов и формирования региональных кластеров инновационного устойчивого развития;
  • выявлены информационные возможности источников по проблеме экономического развития славянских стран Центральной Европы в 2000-е гг.; установлена степень научной разработанности проблемы в историографии; проанализированы результаты экономической трансформации в Польше, Чехии и Словакии в период роста мировой экономики (2000–2007 гг.); дана оценка результатов экономической трансформации в Польше, Чехии и Словакии в период кризисного развития мировой экономики и его преодоления (2008–2018 гг.).

В области филологии:

  • установлены особенности синтаксического строя памятников деловой письменности полоцко-смоленского региона, выявлены возможные диалектные черты, сопоставлены с имеющимися  диалектными чертами других восточнославянских регионов; изучены особенности реализации коммуникативной стратегии и тактики, отразившейся в языке памятников деловой письменности полоцко-смоленского региона, выявлены возможные диалектные черты, сопоставлены с имеющимися  диалектными чертами других восточнославянских регионов; проведена систематизация полученных данных о синтаксических особенностях памятников деловой письменности полоцко-смоленского региона, сделаны предварительные выводы о диалектных особенностях  коммуникативной стратегии и тактике;
  • разработаны теоретические основы системной параметризации и кодификации динамических процессов в лексике белорусского языка и ее прикладных основ (на материале метатерминографии); сформулированы принципы классификации и систематизации посессивных единиц, переданных синтетическим и синтетическо-аналитическим способами; установлены критерии отнесенности языковых единиц к синтетическому и синтетическо-аналитическому способам передачи функционально-семантической категории посессивности в современном белорусском литературном языке; описаны средства выражения посессивности, переданные синтетическим и синтетическо-аналитическим способами в современном белорусском литературном языке;
  • дана характеристика языка как части информационно-художественного пространства семиосферы и необходимости его экологии; выявлена на основе анализа современных русскоязычных фантастических текстов специфика использования слова как магического средства; установлена специфика экологического дискурса в художественной литературе; прослежена концептуальная трансформация от описания природы к её защите; выявлены колоронимы в «мире детства» и их текстообразующей функции в малой прозе современных авторов; определено дискурсно-лингвистическое поле «понимания» в контексте взаимодействия взрослого и ребенка (на материале художественной прозы «для взрослых»); выявлены основные тенденции в развитии русского и белорусского русскоязычного литературно-художественного дискурса в функционально-сопоставительном аспекте (на материале современной восточнославянской фантастической литературы);
  • проанализированы текстовые и смысловые единицы художественного текста (лексико-функционально-семантическое поле, ассоциативно-семантическое поле) и их логико-синтаксические отношения на уровне целого текста; определены формы реализации интермедиальности в детской художественной литературе; выявлена когнитивная текстовая деятельность адресанта и адресата как лингвистически и экстралингвистически репрезентированная и дискурсивно обусловленная ментальная форма отображения идиастиля языковой личности; охарактеризированы адетнонимические фамилии как отражение языковых и культурных контактов жителей ВКЛ;
  • исследован художественный диалог классики и современности в аспекте проблемы традиции и новаторства в литературном процессе; разработана методика формирования ценностных ориентаций в процессе изучения литературы в современной школе; рецепция европейского литературного дискурса в современном американском женском романе; описаны художественные традиции Тони Моррисон в современной англоязычной прозе: этнос, социум, личность;
  • завершена работа по составлению первого в лексикографической практике «Большого словаря вторичных номинаций белорусского языка»; составлен индекс вторичных лексико-семантических вариантов фрейма «человек» и дана характеристика его представленности в белорусском языковом континууме;
  • разработана новая методология анализа языка художественной литературы как глобального средства коммуникации в аспекте современной антропоцентрической парадигмы  взаимодействия автора и читателя.

В области педагогики:

  • разработан состав комплексов практикоориентированных заданий,  виртуальных практик, заданий по педагогической практике как диагностических инструментов оценки качества профессиональной подготовки учителей к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования; разработано содержание (в том числе инвариантной и вариативной составляющих) комплексов практикоориентированных заданий, виртуальных практик, заданий по педагогической практике как диагностических инструментов оценки качества профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования;
  • разработано теоретическое обоснование критериев и показателей качества непрерывного педагогического образования на социально-философском, психолого-педагогическом, квалиметрическом уровнях; разработаны критерии и показатели качества результатов, процесса и условий непрерывного педагогического образования; разработана критериальная модель качества на разных уровнях непрерывного педагогического образования;
  • разработан прототип дидактических единиц для второй ступени высшего образования, производящих учебную реконтекстуализию практической (прикладной) и научной рациональностей; осуществлена спецификация требований к учебному взаимодействию в условиях практической (прикладной) и научной ориентаций образовательных программ второй ступени высшего образования; разработана концепция учебного предмета, интегрирующего научную и практическую рациональности, для проектирования образовательных программ второй ступени высшего образования; разработана полифункциональная модель учебного взаимодействия в образовательном процессе на второй ступени высшего образования, основанная на концепции учебного предмета, интегрирующего научную и практическую рациональности;

В рамках выполнения задания ГПНИ «Природопользование и экология» выполнены полевые экспедиционные исследования с отбором образцов древесины сосны, измерены годичные кольца, визуализированы дендрометрические ряды и проведен дендроклиматический анализ полученных дендрограмм.

В рамках задания ГПНИ «Конвергенция-2020»:

  • проведена оценка характера воздействия низкоинтенсивного электромагнитного излучения (ЭМИ) на активность ингибиторов протеаз у диплоидных форм гречихи; определено частотно-мощностное влияние ЭМИ на активность ингибиторов протеаз у тетраплоидных сортов гречихи, изучены особенности влияния ЭМИ на интенсивность процесса дыхания у с/х растений на начальных этапах онтогенеза;
  • теоретически обосновано преимущество метода выдвижения встречных гипотез в когнитивистике по сравнению с классическим статистическим методом анализа когнитивных процессов; сформирована база экспертных мнений учителей и база встречных гипотез учеников о наборе типичных их когнитивных мотивов как проявлений любознательности школьника в предметной области знаний: географии, биологии, физике, химии, информатике, математике; определены психотипы подростков с различным приоритетом мотивов.

В рамках задания ГПНИ «Фотоника, опто- и микроэлектроника» проведен анализ схем одновременной записи нескольких голограмм в фоторефрактивных кристаллах и отобраны схемы мультиплексной записи динамических голограмм; создана и апробирована экспериментальная установка по мультиплексной записи голограмм и исследованию динамики фоторефрактивных решеток.

В рамках выполнения задания ГПНИ «Физическое материаловедение, новые материалы и технологии» модифицирован в ходе синтеза процесс формирования многокомпонентных соединений халькогенидов.

В рамках выполнения задания ГПНИ «Химические технологии и материалы» проведен синтез аналогов природных соединений: фенилпропаноидов, терпеноидов, в том числе модифицированнных амидными остатками; разработана методика исследования протеолитической активности пепсина на фибриновых пластинах.

В рамках выполнения задания ОНТП «Воспитание через обучение» разработаны: обновленные образовательные стандарты, примерные учебные программы, дидактические материалы (сборники упражнений, задач, кейсов, текстов, ситуативных заданий воспитательной направленности), технологии подготовки будущих педагогов филологического, историко-обществоведческого, математического, художественно-эстетического образования, специалистов дошкольного, первой ступени общего среднего, специального и инклюзивного образования, специалистов социальной и психолого-педагогической поддержки к формированию у обучающихся личностных и метапредметных компетенций в образовательном процессе.

В 2019 году БГПУ выполнял 4 проекта, направленные на обеспечение деятельности Министерства образования. По итогам работы представлены:

  • методика обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста; комплекс диагностических заданий и способов оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста; методические рекомендации к организации и проведению мониторинга физической подготовленности детей дошкольного возраста с учетом специфики образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования разного вида;
  • теоретическое обоснование и проект содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра; методические рекомендации по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
  • модель научно-методического обеспечения занятий в рамках факультативного курса «Введение в педагогическую профессию. Модуль 4. Познай самого себя»; макетные образцы учебного пособия и хрестоматии по факультативному курсу «Введение в педагогическую профессию. Модуль 4. Познай самого себя»;
  • модель организации деятельности специалистов СППС по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей; программно-методическое обеспечение деятельности специалистов СППС по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей; макетный образец пособия «Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения образования по организации социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей».

В 2019 году завершено выполнение 7 проектов при финансовой поддержке БРФФИ. Были получены следующие результаты:

  • разработана общая концепция роли и места дворянства Беларуси в системе социально-экономических модернизационных процессов на этапе становления и развития капиталистических отношений в крае (1861–1914 гг.); выявлена динамика численного, конфессионального и национального состава высшего сословия; определены роль и место дворянства Беларуси в модернизации сельскохозяйственного и промышленного производства в крае;  установлен вклад дворянства в реализацию правительственной аграрной политики в Беларуси;
  • разработаны каноническое ядро и инновационная составляющая современного педагогического знания, а также кластеры понятий, их тезаурус и развернутые определения (толкования) в области теории воспитания, педагогической инноватики, инклюзивного образования, современных информационно-коммуникационных технологий; изучены закономерности и тенденции развития педагогического знания при смене образовательной парадигмы; обоснованы принципы отбора содержания образования для учебников по педагогике нового поколения; подготовлена рукопись совместной с российскими учеными монографии «Систематика терминологического аппарата современной образовательной парадигмы как методология отбора содержания педагогического образования»;
  • создана система инструментальных средства (концепции, парадигмы, теории, модели, технологии), способствующая конвергенции и перспективному развитию научного и образовательного исторического знания в контексте диалога когнитивных практик; разработана методика реализации объемно-пространственного метода в построении концептуальных моделей исторического знания (вербально-логических и знаково-символических); определена общая типология и видовая специфика моделей, выявлена их системообразующая роль в конструировании и представлении знаний;  
  • разработан полисубъектный инструментарий для изучения запроса к качеству инклюзивного образования его участников, диагностический инструментарий мониторинга результативности и оценки качества инклюзивного образования;
  • определены принципы адаптации оценочных шкал и требования к отбору и адаптации средств оценивания; теоретически обоснованы критерии и показатели оценки учебно-познавательной деятельности младших школьников, обеспечивающие дифференциацию процесса оценивания в условиях интегрированного и инклюзивного образования; разработаны и апробированы на практике методические рекомендации для педагогов по применению индивидуально-дифференцированного подхода к оценке учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях интегрированного и инклюзивного образования; 
  • теоретически обоснована концепция непрерывной методической подготовки учителя химии к работе в условиях информатизации образования, основанная на расширении (аугментации) компетентностного подхода; создана инновационная компетентностно-ориентированная модель непрерывной методической подготовки учителя химии в контексте информатизации образования, охватывающая вузовский и поствузовский этапы; разработан инновационный комплекс учебно-методического обеспечения непрерывной методической подготовки учителя химии к работе в условиях информатизации;
  • разработаны материалы, содержащие описание изученных патологических нарушений функциональной структуры самоидентификации у лиц, страдающих химическими и нехимическими видами зависимости; получен диагностический комплекс, направленный на исследование самоидентификации; разработана научно обоснованная программа психологической коррекции, базирующаяся на методах когнитивно-поведенческого подхода, направленная на работу с механизмами самоидентификации с целью коррекции имеющихся патологических нарушений и формирование целостной, позитивной идентичности, а также нормализации самооценки, уровня притязаний, самоотношения, уровня депрессивности и тревожности.

Выполнены исследования по 11 грантам Министерства образования докторантами, магистрантами, аспирантами, студентами. Получены следующие результаты:

  • обоснованы этапы эволюции судебной системы на территории Беларуси в 1772–1917 гг.; построена теоретическая модель системы судоустройства и судопроизводства на территории Беларуси на разных этапах их эволюции в период нахождения края в составе Российской империи;
  • обоснована научная концепция влияния транспорта, торговли и финансов в совокупности с особенностями экономической политики Российской империи на процесс формирования индустриального общества в Беларуси в конце XVIII – начале ХХ вв.;
  • выявлены и обоснованы этапы процесса формирования и трансформации системы местных органов государственного управления, осуществлявших деятельность по охране лесов на территории Беларуси;
  • разработан макет пособия по  формированию компетенций у психологов в области предупреждения виктимного поведения подростков из замещающих семей;
  • разработан макет пособия по  профилактике эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития;
  • разработан макетный образец методических рекомендаций к использованию комплекса игр и упражнений по формированию предложно-падежных конструкций на компетентностной основе у детей с общим недоразвитием речи;
  • распрацаваны слоўнік канатонімаў з нацыянальна-культурным кампанентам; зроблены семантычны і стылістычны аналіз канатонімаў на базе беларускіх мастацкіх тэкстаў;
  • сконструирован ДНК-зонд с «цепляющим концом», иммобилизованный на МУНТ, для электрохимического детектирования SNP; 
  • разработан макет методического пособия для педагогических работников учреждений дошкольного образования, включающего комплекс дидактических игр и методику их использования в процессе  воспитания у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к природным ресурсам;
  • представлена аналитическая записка о современном состоянии и проблемах практической подготовки будущих педагогов в области предупреждения суицидального поведения молодежи; раскрыты социально-психологические факторы суицидального поведения современных подростков; разработаны структурно-функциональная модель и научно-методическое обеспечение формирования компетенций у будущих педагогов в области предупреждения суицидального поведения современных подростков; создан макет пособия «Компетенции педагогов в области предупреждения суицидального поведения современных подростков»;
  • разработаны теоретико-методические положения использования системного подхода при построении алгоритмов анализа движений со сложной структурой, автоматизированная методика диагностики двигательно-координационного потенциала спортсменов.
 

 

Расскажи друзьям: Достижения