13 студентов 1-3 курсов выразили желание принимать участие в обучении ІТ – технологиям учащихся с расстройствами аутистического спектра, для этого им потребуются специальные знания и комптенеции. Доцентом кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Брыковой Александрой Сергеевной был разработат учебно-тематический план подготовки волонтеров.
В рамках реализации волонтерского проекта по организации и обеспечению деятельности IT-центра для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с 15.05.2023 по 31.05.2023 преподавателями Института инклюзивного образования БГПУ Брыковой Александрой Сергеевной и Ишмуратовой Еленой Михайловной проводилась серия обучающих мероприятий. Лекции, практические занятия и тренинги были направлены на формирование у волонтеров умений взаимодействовать с лицами с расстройствами аутистического спектра с учетом их особенностей.
В первый день со студентами был проведен социально-психологический тренинг «Корректная терминология и этические нормы общения с лицами с расстройствами аутистического спектра и их законными представителями». На тренинге участники смогли познакомиться, научились разделять «мифы и правду об аутизме», нашли своего партнера по описанию из медицинской и социальной модели понимания инвалидности, поработали с этическими нормами и обсудили корректность высказываний и суждений. Во время рефлексии волонтеры проявили интерес к заявленной теме, отметили расширение представлений о проблемах обучения лиц с расстройствами аутистического спектра.
Занятия были реализованы на базе БГПУ и семейного инклюзив-театра «I». Во время обучения волонтеры приняли участие в работе форум-театра. Форум-театр – это необычный творческий метод работы, направленный на решение социальных проблем. В предложенной ситуации можно найти несколько вариантов решения. Студентам было очень интересно попробовать себя в качестве артистов, выйти на сцену, изменить ситуацию, отмотав ее назад, и сыграть заданную роль по-своему. Такое метод крайне важен в отработке социальных умений у лиц с расстройствами аутистического спектра. Волонтеры БГУИР также посетили Республиканский центр развития инклюзивного образования, попробовали поработать с оборудованием и материалами ресурсного класса. В ходе практических занятий ребята находили ошибки в созданной образовательной среде, учились оказывать разные виды помощи и давать правильные подсказки. На последней встрече в формате настольной игры волонтеры отработали стратегии взаимодействия и поставили себя на место человека с расстройствами аутистического спектра.
Яна Белоножко, студентка 3 курса: «Обучение произвело на меня огромное впечатление. Особенно подход, который выбрали преподаватели для того, чтобы преподнести нам довольно сложную информацию. Нам наглядно показывали и рассказывали об особенностях взаимодействия с людьми с расстройствами аутистического спектра: о мифах и о том, как лучше общаться с такими ребятами, какие тонкости образовательного процесса мы должны учитывать, как помогать справляться с тяжелыми моментами и т.д. Лично мне педагоги помогли избавиться от страхов, неопределенности и вселили уверенность в том, что я делаю».
Виктория Бобр, студентка 3 курса: «Хочу отметить замечательных преподавателей Института инклюзивного образования БГПУ – доцента кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидата психологических наук, доцента Александру Сергеевну Брыкову и доцента кафедры специальной психологии, кандидата педагогических наук Елену Михайловну Ишмуратову за их неоценимый вклад при обучении волонтеров. Сразу становится понятно, что они очень любят свою профессию и людей, которым помогают».