Отборочный тур продолжался в течение трех месяцев и состоял из нескольких этапов, где учащиеся исследовали собственные педагогические способности и демонстрировали их в ходе проведения педагогических проб. Около 50 видеоматериалов и карт профессиональной самопрезентации педклассовцев из различных регионов республики прошли экспертную оценку. В качестве экспертов выступили преподаватели БГПУ и лучшие педагоги страны. В результате отбора финалистами стали 11 учащихся педагогических классов.
С приветственным словом к участникам финала обратилась проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор Александра Валентиновна Позняк, которая отметила, что финалисты проделали большую работу по исследованию своих способностей, и пожелала им успехов в дальнейшем исследовании собственного «Я».
Финалисты Научного Explorer представили профессиональные самопрезентации с позиции трех «Я»: «Я» в моем представлении – Что я знаю о себе как о педагоге?», «Я» идеальное – Каким я хочу быть?», «Я» зеркальное – Что обо мне думают другие люди как о педагоге?». При поддержке студентов, членов клуба «ПРОФиль+», учащимися были разработаны рекомендации для будущих педагогов по развитию педагогических способностей. Завершающим заданием стало разрешение педагогических ситуаций, где финалисты смогли проявить свои педагогические способности.
Жюри отметили целеустремленность, мотивированность и креативность участников финала, а также практическую значимость Научного Explorer. Созданный банк диагностических инструментов для исследования педагогических способностей, «карточки педагогических способностей», в которых зафиксированы их основные признаки, рекомендации для будущих педагогов по развитию педагогических способностей могут быть использованы в процессе проведения факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», а также в работе со студентами педагогических специальностей.
Справочно: 8 лет подряд ЦРПО приглашает учащихся педагогических классов к участию в Декаде студенческой науки в БГПУ. И это всегда неформальные мероприятия и интересные форматы: это дистанционная деловая игра «Собеседование» (2016) республиканский конкурс «Будущие педагоги – о школе будущего» (2017), форсайт-форум «Будущие педагоги – о технологиях подготовки педагога» (2018), научный STAND UP «Будущие педагоги – о современном ребенке» (2019), КЕЙС-марафон «Лучшее педагогическое решение» (2021). Учащиеся педагогических классов выступали авторами КВИЗ-вопросов и заданий для команд-финалистов Международной научной олимпиады по педагогике (2020).