В конференции, которая прошла в онлайн-режиме, приняли участие около 130 студентов, магистрантов и аспирантов из Беларуси, России, Армении, Кыргызстана, Узбекистана, Украины. Результаты научных исследований представили молодые ученые из 5 учреждений высшего образования Беларуси и 14 зарубежных университетов.
Пленарное заседание открыла директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук, доцент Вера Валерьевна Хитрюк. В приветственном слове она говорила о развитии инклюзивных процессов в образовании, необходимости переосмысления и научного обоснования новых подходов в образовании детей с особенностями психофизического развития, а также учета этих изменений в процессе подготовки педагогических кадров. Вера Валерьевна отметила особую роль научно-исследовательской работы студентов как фактора формирования профессиональных компетенций будущих учителей-дефектологов.
Заместитель директора по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент Светлана Николаевна Феклистова в докладе «Об организации и результатах научно-исследовательской работы студентов в Институте инклюзивного образования БГПУ» раскрыла основные направления научно-исследовательской работы студентов, охарактеризовала достижения и перспективы работы студенческих научно-исследовательских лабораторий, их роль в развитии профессиональных компетенций будущего специалиста.
С докладом выступила доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий, кандидат педагогических наук, доцент Светлана Евгеньевна Гайдукевич на тему «Развитие субъектности ребенка – ключевая образовательная стратегия современного учителя-дефектолога». Она отметила, что внедрение гуманитарной образовательной парадигмы способствует переосмыслению и корректировке целей, содержания, средств, критериев оценки качества педагогической деятельности. Ориентир на развитие субъектности ребенка отражает сущность трансформации современного образования, а также происходящих в нем инклюзивных процессов.
На пленарном заседании доклады также представили магистрант Института инклюзивного образования БГПУ Анастасия Сасс на тему «Проблемы социального развития детей раннего возраста с особенностями психофизического развития», магистрант факультета специального и инклюзивного образования Армянского государственного педагогического университета им. Хачатура Абовяна Аревик Алавердян – «Преимущества использования инновационных технологий в инклюзивном образовании», студентка Института инклюзивного образования БГПУ Александра Репникова – «Современные научные исследования в области профессиональной ориентации учащихся с интеллектуальной недостаточностью», магистрант естественного факультета Харьковского национального педагогического университета им. Г.С. Сковороды Наталья Злобина – «Основные направления работы учителя-дефектолога в условиях инклюзивного обучения», студентка Института инклюзивного образования БГПУ Полина Гацко – «К проблеме изучения готовности родителей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к сотрудничеству с учителем-логопедом», студентка дефектологического факультета Института детства Московского педагогического государственного университета Арина Баштовая – «Особенности формирования читательской компетентности у детей с нарушением слуха», аспирант факультета специального (дефектологического) образования Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина Елена Трошина – «К проблеме актуальности изучения эмотивности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», студентка Института инклюзивного образования БГПУ Евгения Новосельцева (Садовская) – «Волонтерское сопровождение театральной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра».
В рамках конференции в заочном режиме была организована работа четырех секций. Были представлены исследования, посвященные современным подходам и инновационным образовательным технологиям в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития, вопросам реализации принципа инклюзии в образовании, социальной инклюзии лиц с особыми образовательными потребностями.
По итогам работы IV Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» будет опубликован электронный сборник материалов конференции. Лучшие исследования войдут в печатный сборник «Студенческая наука – инновационный потенциал будущего».