В ходе семинара участники познакомились с теорией проактивности (работы В. Франкла и С. Кови) и инструментами проактивности: матрицей Эйзенхауэра, квадратом Декарта, диаграммой Ганта и навыками высокоэффективных людей по С. Кови.
Все инструменты использовались на практике, обсуждались в малых группах, иллюстрировались примерами. Для формирующей оценки понимания различий в реактивном и проактивном подходе участникам была предложена интерактивная викторина на платформе Quizizz, после чего проактивные установки были еще раз проработаны в групповом формате.
Вторая часть семинара была посвящена имплементации проактивного подхода в систему педагогического образования. О.Ю. Шиманская предложила перечень проактивных навыков, которые могут совершенствовать как преподаватели, так и студенты, и подчеркнула, что обеспечение опережающего характера (то есть проактивности) подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных педагогических работников, обладающих гибкостью и функциональной грамотностью, готовых к осуществлению профессиональной деятельности в изменяющихся социокультурных условиях, является одной из приоритетных задач Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021 – 2025 гг.
О.Ю. Шиманская указала на общее и различное в дифференцированном подходе и универсальном дизайне образования, а также познакомила участников со средствами обеспечения вариативности содержания образования и особенностями разработки силлабуса – проактивного образовательного ресурса для студента.
В конце семинара участники смогли сформулировать проактивные задачи усовершенствования их профессиональной (и личностной) траектории на 2023 год, а также представили обратную связь в виде интерактивного задания «Цели. Ресурсы. Шаги».
О.Ю. Шиманская предоставила авторские методические материалы по теме семинара, а также перечень публикаций и онлайн-ресурсов для дальнейшего изучения проактивного подхода и его инструментов.