Разработали программу и провели семинар сотрудники Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития». Участие в работе приняли 33 слушателя – проректор по учебной работе А. В. Маковчик, представители ЦОМООД, ЦРИТ, факультетов и институтов БГПУ.
Цель семинара-практикума заключалась в выявлении участниками образовательных вызовов и ключевых условий организации профессиональной подготовки будущих педагогов к осуществлению практик ОУР как фактора реализации социальных функций учреждений образования в контексте достижения Целей устойчивого развития (ЦУР).
На организационном этапе сотрудничества ведущая встречи – И.В. Зубрилина, начальник Координационного центра, представила цель и программу проведения занятия. Представляясь, его участники согласовали проблемное поле совместной работы и, актуализировав личностный опыт, подтвердили актуальность для сотрудничества в рамках заседания научно-методического семинара его учебной цели: рефлексивное осмысление метода «проблемная лаборатория» как ресурса организации практик ОУР в системе профессиональной подготовки в БГПУ будущих педагогов.
Содержательному погружению в проблематику встречи было посвящено установочное сообщение С.Б. Савеловой, заместителя начальника Координационного центра. Рассуждая о новый социальных функциях учреждений образования в контексте достижения ЦУР, она проанализировала ключевые положения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года «Преобразование нашего мира»; Хартии Земли; Дорожной карты по достижению ЦУР в Республике Беларусь; проекта Национальной стратегии устойчивого развития – 2035; Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (ОУР). И, опираясь на эти материалы, раскрыла актуальность и содержание процессов развития образовательных практик в интересах устойчивого развития.
Более предметно участникам лаборатории было предложено проанализировать компетенции преподавателей-организаторов практик ОУР, разработанные исследовательской группой проектов ЕЭК ООН по ОУР. Включаясь в интерактивный режим, участники семинара использовали технические возможности виртуальной доске Jamboard и выделили на стикерах наиболее проблемные позиции с точки зрения профессиональной подготовки выпускников БГПУ к реализации идей УР и ОУР в образовательной процессе школы.
Лабораторная часть работы была организована группами в трех сессионных залах Zoom, в которых участники обсудили проблемы и определили ключевые условия, необходимые для освоения студентами БГПУ компетенций по осуществлению практик ОУР в контекстах формирования целостности видения, а также приобретения способностей к предвидению изменений и осуществлению преобразований образовательного процесса. Модерировали работу лабораторных групп И.В. Зубрилина, Е.В. Способ, С.Б. Савелова. Техническую поддержку оказали специалисты Координационного центра Т.В. Костенкова, Е.Е. Донскова, Е.П. Лапунова. Наработки групп были представлены на общее обсуждение в виде заполненных google документов и google презентации.
На этапе рефлексии участники семинара сформулировали свое представление о проблемной лаборатории как методическом ресурсе организации в БГПУ профессиональной подготовки будущих педагогов на основе реализации методологии ОУР. Проанализировав совместно разработанный список требований к ее организации, они зафиксировали перспективность этой деятельности с точки реализации социальной функции университета в контексте актуальной задачи формирования системы по образовательному сопровождению ЦУР в Республике Беларусь.