Подготовили и провели семинар доценты и преподаватели кафедр общей биологии и ботаники, физиологии человека и животных Екатерина Вячеславовна Жудрик, Анастасия Александровна Деревинская, Владимир Семенович Бирг и Татьяна Владимировна Абросимова.
Участие в семинаре приняли 35 человек, в т.ч. проректор по учебной работе Александр Васильевич Маковчик, представители ЦОМООД, ЦРИТ, ИПКиП, факультетов и институтов БГПУ. В ходе работы участники познакомились с формами и методами интеграции целей устойчивого развития (ЦУР) в образовательный процесс во время учебных полевых практик по ботанике и зоологии.
Следует отметить, что учебные полевые практики – эксклюзивная форма учебной работы студентов естественнонаучных специальностей. Она дает уникальную возможность обеспечить формирование у них целого комплекса компетенций и практикоориентированных умений и навыков как по дисциплинам специальности, так и общеакадемических, социально-личностных, профессиональных; через проектное обучение развить навыки научной и исследовательской работы. Все это позволит им в будущем эффективно реализовывать свою деятельность в качестве учителя-предметника.
Достижение ЦУР – задача, на выполнение которой будущий учитель должен нацелить своих учеников. Сохранение разнообразия живых систем на Земле – необходимое условие для выживания человека и устойчивого развития цивилизации, а сохранение биологического разнообразия в Республике Беларусь и обеспечение его устойчивого использования – одно из приоритетных направлений государственной политики в экологической сфере. Понимание каждым, в т.ч. молодежью, системы взаимодействия между человеком, природной средой и его производственной деятельностью – важное условие достижения этого результата. Ключевой вклад каждого человека – осознанность. Ведя экологически дружественный образ жизни, каждый человек совершает свой вклад в достижение целей устойчивого развития.
В период учебной практики в ходе биологических экскурсий студенты знакомятся с особенностями строения живых организмов, их разнообразием в естественной среде обитания, с флорой и фауной района практики. При этом устанавливается связь между растительным покровом, животным миром и экологическими условиями: студенты на своем опыте и своими глазами видят и самостоятельно «открывают» главные законы, обеспечивающие устойчивость экосистем.
Формой проведения семинара стала «Образовательная экспедиция» – обучение через непосредственный контакт с внешней образовательной средой, наблюдение ситуаций в природной среде и их проживание, погружение в закономерности развития, действующие повсюду. В ходе виртуальной экскурсии участники семинара были вовлечены в диалоговое общение по изучению природного биоценоза.
На практической части семинара было предложено ответить на проблемные вопросы, выполнить интерактивные упражнения, созданные в сетевом сервисе Learning.apps, что позволило реализовать такие приемы обучения, как «Группировка», «Классификация», «Найди пару», «Логическая цепочка», «Моделирование ситуации», «Мозговой штурм», «Кроссенс».