С приветственными словами к участникам международной научно-практической конференции «Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика» обратились Позняк Александра Валентиновна, проректор по научной работе БГПУ, доктор педагогических наук, профессор; Давидович Альбина Леонидовна, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, и Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования БГПУ, доктор педагогических наук, доцент.
На пленарном заседании с докладами выступили ведущие ученые Республики Беларуси и Российской Федерации.
Давидович Альбина Леонидовна, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, выступила с докладом «Стратегические направления совершенствования содержания дошкольного образования».
Бинарный доклад «Образовательная инклюзия: парадигмальные и методологические основания» представили Лазуренко Светлана Борисовна, руководитель Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования (г. Москва, Российская Федерация) и Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования учреждения образования БГПУ, доктор педагогических наук, доцент. Предметом обсуждения стали новые подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в контексте принципа инклюзии.
Соловьева Татьяна Александровна, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», доктор педагогических наук (г. Москва, Российская Федерация) охарактеризовала актуальные научные исследования и разработки Института коррекционной педагогики РАО в сфере специального и инклюзивного образования. Особый интерес у участников дискуссии вызвали научные исследования, направленные на изучение современного контингента детей с особыми образовательными потребностями, а также научно-методические разработки сотрудников ИКП РАО по проблемам обучения и воспитания разных групп детей с ограниченными возможностями здоровья на разных уровнях и ступенях образования.
Характеристику системы специального образования от ранней помощи до профессиональной подготовки в Российской Федерации представила в своем докладе Кобрина Лариса Михайловна, проректор по научной работе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, доктор педагогических наук, профессор (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация). Особый акцент в выступлении она сделала на вопросах реализации межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приходько Оксана Георгиевна, директор Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва, Российская Федерация), выступила с докладом «Актуальные вопросы подготовки кадров для системы специального и инклюзивного образования в Российской Федерации». В своем выступлении Оксана Георгиевна раскрыла современные механизмы реализации практикоориентированного подхода в процессе подготовки педагогических работников.
Одной из актуальных проблем, обсужденных в рамках конференции, стала профессиональная подготовка лиц с особенностями психофизического развития. Опыт профессиональной подготовки лиц с инвалидностью в Российской Федерации представила в докладе «Ресурсный учебно-методический центр как ресурс развития высшего инклюзивного образования» Денисова Ольга Александровна, заведующий кафедрой дефектологического образования, директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», доктор педагогических наук, профессор (г. Череповец, Российская Федерация). Состояние и перспективы развития профессионального образования и профессионально-социальной реабилитации лиц с интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь раскрыла Лисовская Татьяна Викторовна – профессор кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ, доктор педагогических наук, профессор.
Бинарный доклад Гайдукевич Светлана Евгеньевны, доцента кафедры коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования БГПУ, кандидата педагогических наук, доцента, и Феклистовой Светланы Николаевны, заместителя директора по научно-методической работе Института инклюзивного образования БГПУ, доктора педагогических наук, доцента, был посвящен стратегии и практике подготовки педагогических работников к работе в условиях специального и инклюзивного образования.
В работе конференции приняли участие ученые и педагогические работники 7 стран: Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Армения, Французской Республики, Чешской Республики (в том числе 15 докторов наук, 43 кандидата наук). К началу конференции издан сборник статей.