Состоялся Совет университета «Об итогах научно-исследовательской деятельности БГПУ и задачах развития учебно-научно-инновационного кластера в системе педагогического образования».
Заслушав и обсудив доклад проректора по научной работе Анны Васильевны Торховой «О результатах научно-исследовательской деятельности БГПУ и задачах развития учебно-научно-инновационного кластера в системе педагогического образования» было отмечено, что профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники осуществляли исследования согласно плану научно-исследовательских работ БГПУ.
В соответствии с решением Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2014 г. «О мерах по повышению эффективности инвестиционной и инновационной деятельности, ставится задача увеличить объемы привлекаемого внебюджетного финансирования научной и научно-технической деятельности с доведением их в 2015-2016 гг. до 55-60 %. На сегодняшний день вклад основных структурных подразделений БГПУ в развитие финансовой составляющей за счет выполнения оплачиваемых НИР выглядит следующим образом. Общеуниверситетские кафедры приносят доход 14,7% по отношению к общей сумме. Первое место по проведению финансируемых НИР занимает физический факультет − 12,7%. Далее следуют факультет белорусской и русской филологии (10,7%) и центр развития педагогического образования (10,1%). Затем в порядке убывания следуют исторический (9,3%) факультет, факультет специального образования (9,2%), отдел теории и истории белорусской культуры НИСа (8,8%) и факультет естествознания (8,4%).
Что касается отдельных кафедр, наиболее активно участвующих в выполнении финансируемых НИР, то выделяются кафедры общей физики, общего и русского языкознания, педагогики, тифлопедагогики, общей биологии и ботаники, истории Беларуси, политологии и права.
Всего в 2014 году завершено выполнение 27 НИР. Среди тем, внедрение результатов которых окажет значительное влияние на повышение качества педагогического образования, − концепция развития педагогического образования, кредитно-модульная система, межкультурная академическая компетентность и др.
При финансовой поддержке БРФФИ БГПУ развивает международное сотрудничество в рамках 3 научно-исследовательских проектов, которые выполняются совместно с Берлинским институтом геологических наук, Институтом педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования и Бакинским славянским университетом. БГПУ участвует в реализации Международного проекта Темпус «Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного образования» вместе с зарубежными партнерами по данному проекту из Германии, Испании, Швеции, Украины и Молдовы.
Была отмечена практико-ориентированность научно-исследовательской деятельности, проводимая университетом, которой во многом способствовало создание филиалов кафедр БГПУ. Анализ опыта в данном аспекте показал, что лишь единичные факультеты и кафедры университета пытаются реализовать появившуюся возможность НИР на базе филиалов в полном объеме, т.е. по всем направлениям. Это факультет социально-педагогических технологий, факультет специального образования, факультет естествознания.
Апробация результатов НИР осуществлялась на международных и республиканских научно-практических конференциях. В 2014 г. на базе БГПУ проведено 9 (в 2013 г. – 9) международных и 6 (в 2013 г. − 7) республиканских конференций. Стали традиционными университетские конференции студентов и молодых ученых.
В целом, согласно шкале результативности, процесс «Научная и инновационная деятельность» результативен, соблюдены сроки выполняемых работ, объемы фактически выполненных работ соответствуют запланированным, степень достижения целевого показателя удовлетворенности внутренних и внешних потребителей равна 100%. Однако резервы совершенствования научно-исследовательской деятельности в БГПУ есть.
Согласно с Программой совершенствования научной сферы Республики Беларусь на 2014-2020 гг., нашему университету необходимо обеспечить: формирование современного отраслевого сектора науки (для нас – психолого-педагогической науки); неразрывную связь образовательного процесса с научными исследованиями и инновационной педагогической практикой; расширение сети комплексов и филиалов кафедр вузов в учреждениях и организациях, для которых мы готовим педагогические кадры.
В свете указанных задач впервые в истории в системе непрерывного педагогического образования по инициативе нашего университета создается учебно-научно-инновационный кластер, управляющим ядром которого станет БГПУ как ведущее в отрасли учреждение высшего образования. Подготовлены проекты Концепции развития национальной системы непрерывного педагогического образования и План мероприятий по ее реализации. БГПУ становится координатором и организатором сетевого взаимодействия всех подструктур кластера.
Постановка масштабных задач развития педагогического образования требует и высокой квалификации кадров, которые их будет решать. Для БГПУ задача совершенствования подготовки научных работников высшей квалификации является чрезвычайно актуальной, поскольку среди штатных преподавателей университета больше половины (58%) не имеют ученой степени, а по числу защитившихся за последние 3 года работников университет занимает 9-е место из 23 вузов в системе МО. Следует отметить позитивные изменения. Разработана и утверждена система мер по включению талантливых студентов в научно-исследовательскую деятельность и отбор из их числа кандидатов для поступления в аспирантуру.
В результате ряда проведенных мероприятий впервые за последние годы был полностью выполнен план приема в аспирантуру и докторантуру. Увеличился процент аспирантов и соискателей, которые закончили аспирантуру с прохождением предварительной экспертизы диссертации (c 7% в 2013 г. до 13% в 2014 г.), значительно повысилось количество публикаций. Вместе с тем ситуация с научными кадрами высшей квалификации БГПУ вызывает серьезную тревогу. Особенно это касается факультетов эстетического образования и физического воспитания.
Главный резерв в пополнении плеяды молодых ученых − студенческая НИР. Всего в НИРС принимало участие 2 330 (41 % от общего числа) студентов дневной формы получения образования, 19 из которых участвовали в выполнении финансируемых НИР. В Республиканском конкурсе научных работ студентов и выпускников высших учебных заведений приняли участие 53 представителей БГПУ.
Опубликовано 123 статьи, 311 тезисов докладов, 190 электронных публикаций авторами (соавторами) которых являются студенты.
Одной из эффективных форм организации НИРС являются студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ). Так, в 2014 году на факультетах и кафедрах университета работала 33 СНИЛ, (2013 – 21).
БГПУ вступил в такую фазу развития теории и практики педагогического образования, будущее которой определяется уровнем научно-инновационной деятельности. Необходимо в этом вопросе консолидироваться, найти понимание и приложить усилия, тем самым обеспечить дальнейшее успешное развитие ведущего педагогического вуза, как управляющего центра учебно-научно-инновационного кластера системы непрерывного педагогического образования.
На заседании Совета университета были награждены преподаватели вуза Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь, Грамотой Министерства образования Республики Беларусь, Почетной грамотой БГПУ и др.
За многолетнюю работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров и в связи с Днем белорусской науки награжден Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь – Соболь Валерий Романович – декан физического факультета.
За многолетнюю работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров и в связи с Днем белорусской науки награждены Грамотой Министерства образования Республики Беларусь:
Бонина Татьяна Александровна – доцент кафедры общей биологии и ботаники факультета естествознания.
Егорова Валентина Петровна – доцент кафедры химии факультета естествознания.
За многолетнюю работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров и в связи с Днем белорусской науки награждены Почетной грамотой БГПУ:
Анцыпирович Ольга Николаевна – заместитель декана по учебной работе факультета дошкольного образования.
Кавцевич Валентина Николаевна – доцент кафедры общей биологии и ботаники факультета естествознания
Лобанов Александр Павлович – доцент кафедры возрастной и педагогической психологии факультета социально-педагогических технологий.
Мазец Жанна Эмануиловна – доцент кафедры общей биологии и ботаники факультета естествознания.
Олифирович Наталья Ивановна – доцент кафедры возрастной и педагогической психологии факультета социально-педагогических технологий.
Стреха Елена Анатольевна – доцент кафедры методик дошкольного образования факультета дошкольного образования.
За многолетнюю работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров и в связи с Днем белорусской науки награждены Грамотой БГПУ:
Варенова Тамара Васильевна – доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии факультета специального образования.
Василевич Владимир Александрович – доцент кафедры теории и методики преподавания искусства факультета эстетического образования.
Дроздова Нина Викторовна – доцент кафедры логопедии факультета специального образования.
Исакова Татьяна Антоновна – доцент кафедры общей и детской психологии факультета дошкольного образования.
Полякова Елена Степановна – доцент кафедры музыкально-инструментальных дисциплин факультета эстетического образования.
Чурило Наталья Вячеславовна – заведующий кафедрой сурдопедагогики факультета специального образования.
За плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров и в связи с Днем белорусской науки награждены Грамотой БГПУ:
Антонович Наталья Михайловна – преподаватель, кафедра белорусского и русского языкознания факультета начального образования.
Гробовикова Инна Юрьевна – преподаватель, кафедра медико-биологических основ физического воспитания факультета физического воспитания.
За многолетнюю работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров и в связи с Днем белорусской науки объявлена Благодарность БГПУ:
Брыковой Александре Сергеевне – преподавателю кафедры основ специальной педагогики и психологии факультета специального образования.
Грибу Николаю Васильевичу – доценту кафедры алгебры и геометрии математического факультета.
За плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров и в связи с Днем белорусской науки объявлена Благодарность БГПУ Киштымовой Елизавете Андреевне – преподавателю кафедры методологии и методов психологических исследований факультета психологии.
За многолетнюю работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров и в связи с 50-летием со дня рождения награждена Грамотой БГПУ Суленко Дина Михайловна – старший преподаватель кафедры общей биологии и ботаники факультета естествознания.