В Аспирантских чтениях приняли участие более 90 магистрантов, аспирантов, докторантов, ученых и учителей-практиков из Беларуси, России, Китая.
Пленарное заседание прошло в онлайн-режиме. С приветственным словом к участникам чтений обратилась проректор по научной работе БГПУ, доктор педагогических наук, профессор А.В. Торхова. Она отметила, что Аспирантские чтения проходят в 18-й раз и стали доброй традицией БГПУ, которая позволяет молодым ученым осознать ответственность за процесс и результат научно-педагогической деятельности.
Декан факультета социально-педагогических технологий В.В. Мартынова в своем приветственном слове затронула вопросы актуальности научных исследований в области педагогики, возможности университета в организации успешных диссертационных исследований, поддержки аспирантов в достижении результативности работы.
Заведующая кафедрой педагогики факультета социально-педагогических технологий С.Н. Сиренко отметила, что ХVIII Аспирантские чтения проходят в знаменательный для кафедры год. В 2022 году кафедре педагогики исполняется 100 лет. Проводимая кафедрой значительная исследовательская и научно-методическая работа позволяет успешно осуществлять подготовку аспирантов и докторантов.
С докладами на пленарном заседании выступили ведущие специалисты кафедры и аспиранты. Доктор педагогических наук, профессор О.Л. Жук в своем выступлении раскрыла актуальные направления развития образования, которые задают проблематику научно-педагогических исследований; обосновала основные требования к определению методологической базы научно-педагогического исследования; сформулировала важнейшие положения нейропсихологии о развитии ребенка, которые должны быть учтены педагогами-исследователями при изучении процессов обучения, воспитания, формирования личности; представила результаты международной программы PISA-2018 и определила пути и условия их учета в научно-педагогических исследованиях. Доцент Л.А. Козинец отразила основные этапы развития кафедры педагогики в контексте развития профессиональной подготовки учителя за период с 1922 по 2022 гг. Аспирант кафедры педагогики Д.С. Данильчик раскрыла пути и способы формирования у будущих педагогов компетенций в области устойчивого развития.
Работа секций на Аспирантских чтениях также прошла в онлайн-формате. Были представлены 63 доклада.
На секции 1 «Проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в современных социокультурных условиях. Модернизация профессиональной подготовки будущих педагогов» обсуждались вопросы использования современных форм и методов воспитательной работы с обучающимися, среди которых были отмечены метод проектов, виртуальные экскурсии, волонтерская деятельность, экологические стартапы и др. Большой интерес и обсуждение вызвали доклады Г.В. Боровик, В.Д. Карчевской (г. Могилев), К.Ф. Аюповой (г. Уфа,) и Д.О. Павловской (г. Минск).
Вопросы совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов обсуждались в логике модернизации педагогического университета на основе модели «Университет 4.0». Они рассматривались через призму кластерного развития непрерывного педагогического образования как механизма устойчивого социально-экономического развития страны и обосновывались на основе компетентностного подхода, а также принципа педагогической профилизации школьного образования.
На секции 2 «Реализация компетентностного подхода в теории и практике современного образования в целях устойчивого развития. Межпредметность и метапредметность содержания школьного образования» представлены доклады, отражающие опыт реализации образования для устойчивого развития в БГПУ, использования межпредметных проектов и компетентностно ориентированных заданий в образовательном процессе школы. Участники представили результаты экспериментальной работы по формированию у обучающихся функциональной грамотности. Обсуждались вопросы развития профессиональных компетенций будущих учителей и интенсификации их профессиональной подготовки. С докладами выступили Я.С. Барткявичюте (г. Минск), А.С. Белая (г. Ивацевичи), Н.В. Буйко (г. Минск), М.И. Токарева (г. Минск), Т.В. Фролова (г. Минск) и др.
На секции 3 «Эффективные современные образовательные стратегии и технологии» обсуждались вопросы использования информационных и интерактивных технологий в подготовке специалистов, повышения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников, проблемы экологического воспитания, развития основ инженерного мышления у обучающихся. Участниками затронуты вопросы усиления воспитывающего характера процесса обучения в учреждениях высшего образования, организации проектной деятельности в системе социального партнерства учреждений высшего образования и общественных организаций.
С докладами выступили О.Ю. Алешкевич (г. Минск), К.А. Лушинская
(г. Минск), Ю.А. Третьякова (г. Минск), И.М. Шиманская (г. Мозырь) и др.
По итогам Аспирантских чтений планируется издание сборника научных статей.