Конференцию открыла проректор по научной работе БГПУ доктор педагогических наук, профессор Александра Валентиновна Позняк, которая в своем приветственном слове подчеркнула актуальность обсуждаемых проблем и отметила, что представленные доклады позволяют определить основные тенденции в подготовке современного учителя начальных классов – практикоориентированность, реализацию компетентностного подхода и воспитательного потенциала содержания образования, использование инновационных технологий в высшем образовании и начальной школе, обеспечение качества и непрерывности подготовки специалистов.
С приветственным словом к участникам конференции обратился декан совместного узбекско-белорусского факультета «Инновационная педагогика» Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами кандидат экономических наук, доцент Омилхон Шукуруллаевич Исмаилов, который отметил инновационный характер подготовки будущих учителей начальных классов в условиях реализации совместных образовательных программ.
Декан факультета начального образования БГПУ кандидат филологических наук, доцент Наталья Владимировна Жданович в своем докладе охарактеризовала направления подготовки будущих учителей начальных классов, обеспечивающие их практическую готовность к профессиональной деятельности, и представила опыт работы факультета в этой области.
О ключевых факторах подготовки современного конкурентноспособного специалиста и путях преодоления существующих дефицитов профессиональной подготовки учителя начальных классов рассказала в своем выступлении профессор кафедры начального, дошкольного и специального образования Государственного социально-гуманитарного университета (Россия), доктор педагогических наук, профессор Оксана Богдановна Широких.
Декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого, доктор педагогических наук, профессор Светлана Васильевна Митрохина в своем докладе раскрыла роль педагогического дизайна в проектировании современных программ подготовки будущих педагогов.
Пленарный доклад заместителя директора по науке и международным связям Института педагогики и психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, доктора педагогических наук, профессора Марфуги Абсатовны Абсатовой затрагивал проблему готовности современного преподавателя вуза к работе в условиях цифровизации образования.
Профессор кафедры языкового и литературного образования ребенка Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор Лариса Владимировна Савельева отметила важность методической подготовки будущих учителей начальных классов к формированию информационных умений младших школьников.
Проблему формирования финансовой грамотности младших школьников и студентов представила в своем выступлении профессор кафедры естественнонаучных дисциплин БГПУ, доктор педагогических наук Мария Анатольевна Урбан.
После пленарного заседания прошли мастер-классы учителей-методистов, преподавателей вузов, участники которых познакомились с цифровыми инструментами и инновационными технологиями, используемыми в вузе и начальной школе.
Работа конференции продолжилась на 3 секционных заседаниях, участники которых обсуждали проблемы совершенствования системы подготовки учителей начальных классов, внедрения инноваций в начальном образовании, развития функциональной грамотности обучающихся на всех ступенях образования, развития образовательного пространства современного вуза (колледжа), внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс.
Подводя итоги конференции, участники отметили, что современная социокультурная ситуация характеризуется следующими тенденциями в подготовке будущих учителей начальных классов: усиление практикоориентированности, бинарность и направленность на личностно-профессиональное саморазвитие, широкое использование современных образовательных и цифровых технологий. Образовательное пространство вуза постоянно модернизируется и превращается в среду подготовки мобильных специалистов, владеющих широким спектром компетенций и способных к самообразованию.
По итогам конференции будет издан сборник научных статей.