Не был исключением и текущий учебный год, в первой половине которого состоялась своеобразная эстафета практик устойчивого развития.
Уже в первых числах сентября началась подготовка к проведению интернет-игры «Наша Беларусь» − ежегодного мероприятия Ассоциации «Образование для устойчивого развития», организуемого как волонтерский проект комплексно-целевой программы «Поддержка молодежных инициатив в интересах устойчивого развития местных сообществ».
В 2017 году интернет-игра проводилась под девизом «НАША Беларусь: Цели устойчивого развития – составные элементы мира». Основную работу по ее организации в этом году взяли на себя Партнерская сеть Школ устойчивого развития Ассоциации «Образование для устойчивого развития», а также студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИЛ) «Педагогическое образование в интересах устойчивого развития» факультета естествознания БГПУ при поддержке Молодежного образовательного клуба NEWLINE и Международной инициативы Хартия Земли. Вдохновителем и координатором всей работы по подготовке и проведению игры являлась София Савелова – эксперт и проектный менеджер Ассоциации «Образование для устойчивого развития», официальный представитель Международной инициативы Хартия Земли в Беларуси. Со стороны СНИЛ «Педагогическое образование в интересах устойчивого развития» наибольший вклад в проведение игры на всех ее этапах внесли студенты факультета естествознания Владислав Желнерович (председатель СНИЛ), Виктория Судник и Маргарита Сорокун. Они не только выступили в качестве разработчиков заданий интернет-игры, но и взяли на себя функции экспертов по отбору лучших команд, приславших творческие отчеты об осуществлении ими социально значимых региональных инициатив, а также участвовали в подготовке и проведении мастер-класса по результатам игры.
Днем начала интернет-игры было выбрано 21 сентября 2016 года − Международный день мира. Всего в интернет-игре приняли участие более 100 команд со всех областей Беларуси. Для участия в игре мало было отправить заявку с проектом, необходимо было в течение месяца после начала игры предоставить информацию о практическом воплощении задуманных идей. В указанные сроки отчеты о реализации заявленных инициатив представили 40 команд, объединяющих более 360 участников. На основании анализа представленных отчетов жюри определило лауреатов и победителей интернет-игры, которые были приглашены на заключительное мероприятие – мастер-класс интернет-игры «НАША Беларусь: Цели устойчивого развития – составные элементы мира».
В качестве основных задач мастер-класса были заявлены: обеспечение организационно-образовательной поддержки развитию региональной активности участников интернет-игры; распространение знаний о ценностях и принципах, а также целях в области устойчивого развития (ЦУР) среди различных групп населения Республики Беларусь; организация в местных сообществах практик образования для устойчивого развития. В 2017 году мастер-класс интернет-игры «НАША Беларусь: Цели устойчивого развития – составные элементы мира» был организован в рамках Global Education Week и информационной кампании «Инклюзивная Беларусь: никого не оставить в стороне в достижении Целей устойчивого развития». Поэтому после представления своих проектов на мастер-классе многие участники интернет-игры активно включились в региональные программы кампании «Инклюзивная Беларусь».
Заявки на участие в мастер-классе поступили от 34 команд. Местом его проведения был избран БГПУ. Мастер-класс состоялся 17 ноября 2016 года, на него со всех областей республики приехало более 70 человек – преимущественно представители команд (учащиеся и их руководители), ставшие лауреатами и победителями интернет-игры. Перед началом мастер-класса была организована выставка проектов, позволяющая участникам интернет-игры не только представить первые результаты реализации собственных проектов, но и познакомиться с работами других команд.
От БГПУ участников мастер-класса приветствовали проректор по учебной работе Владимир Владимирович Шлыков и декан факультета естествознания Наталья Владимировна Науменко. В качестве почетных гостей на подведение итогов интернет-игры присутствовали исполнительный директор Ассоциации «Образование для устойчивого развития» Анатолий Владимирович Муравьев, координатор проекта ПРООН «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике» Петр Владимирович Сачек, постоянный представитель Программы развития ООН (ПРООН) в Беларуси Екатерина Паниклова, а также Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию Ирина Анатольевна Старовойтова. В своих выступлениях почетные гости подчеркнули актуальность и общественную значимость проделанной участниками интернет-игр работы и пожелали им успешной реализации задуманных идей. Постоянный представитель ПРООН в Беларуси Е. Паниклова пригласила участников интрнет-игры, а также студентов БГПУ принять активное участие в мероприятиях информационной кампании ООН «Инклюзивная Беларусь: не оставляя никого позади в достижении Целей устойчивого развития», проведение региональных этапов которой было запланировано на период с 24 ноября по 10 декабря 2016 года. Завершился мастер-класс торжественным награждением лауреатов и победителей интернет-игры «НАША Беларусь: Цели устойчивого развития – составные элементы мира». Ценные подарки и сертификаты им вручил проректор по учебной работе БГПУ В.В. Шлыков.
Через неделю после проведения мастер-класса начался второй этап марафона устойчивого развития в БГПУ. Студенты факультета естествознания активно включились в информационную кампанию ООН «Инклюзивная Беларусь: не оставляя никого позади в достижении Целей устойчивого развития». В рамках кампании были запланированы многочисленные и разноплановые мероприятия, направленные на содействие диалогу между обычными белорусами, представителями уязвимых групп населения, политиками, должностными лицами и международным сообществом.
Старт региональному этапу кампании был дан в 21 ноября 2016 года в Гродно. На базе молодежно-развлекательного центра «Галактика» были организованы фотовыставка, посвященная людям с инвалидностью, выставки плакатов «Я мигрант» и рисунков жертв торговли людьми, фотовыставки, инициаторами которых выступили Посольство Израиля и Швейцарский Красный Крест. Для любителей спортивных состязаний ПРООН в Беларуси проходили соревнования по настольному теннису, где можно было сыграть партию с профессиональными теннисистами с ослабленным зрением. В программе также были мастер-классы, тренинги, уроки школы лидерства, акция по добровольному экспресс-тестированию на ВИЧ.
Эстафету «Инклюзивной Беларуси» 24 ноября продолжил Брест, 30 ноября – Гомель, 2 декабря – Могилев, 6 декабря – Витебск, 9-10 декабря – Минск. Практически во все перечисленные города для участия в мероприятиях кампании отправлялась группа, сформированная из студентов и преподавателей факультета естествознания БГПУ. Подробный отчет об участии в региональном этапе организованной ПРООН кампании «Инклюзивная Беларусь: не оставляя никого позади в достижении Целей устойчивого развития» был представлен на сайте БГПУ под названием «Новый шаг в сотрудничестве БГПУ с Программой развития ООН (ПРООН) в Беларуси».
Заключительным аккордом марафона устойчивого развития стало завершение волонтерского эколого-образовательного проекта «Образовательные практики скандинавских школ в области энергоэффективности». Данный проект был организован Ассоциацией «Образование для устойчивого развития» в партнерстве с культурно-экологическим учреждением «Эка-Майстэрні» при поддержке Совета Министров Северных стран в Литве и посольства Швеции в Республике Беларусь.
Проект направлен на интеграцию скандинавских практик обеспечения энергоэффективного образа жизни в систему уклада жизни местных сообществ через создание и организацию деятельности детско-взрослых «эко-команд» на базе учреждений образования. К участию в данном проекте члены СНИЛ «Педагогическое образование в интересах устойчивого развития» подключились еще в 2015 году. Работа по реализации данного проекта строилась поэтапно.
На первом этапе усилия студентов были направлены на изучение самих практик энергоэффективности и оценку возможности их адаптации к условиям Республики Беларусь. Результатом данного этапа стала разработка методических рекомендаций по использованию опыта скандинавских стран в местных (школьных) сообществах Беларуси.
На втором этапе к реализации проекта подключились школьные сообщества. На протяжении нескольких месяцев «эко-команды» учащихся со всей страны вели собственные блоги в социальной сети «ВКонтакте», в которых они представляли свой опыт работы в области распространения практик энергоэффективности, делились проблемами и успехами и давали советы или консультации другим участникам проекта. Работа «эко-команд» предусматривала тесное сотрудничество с местными сообществами, семьями, малыми социальными группами. Итоги второго этапа проекта были подведены 11 мая 2016 года в городе Несвиже, где состоялась встреча участников проекта – Фестиваль школьных эко-мастерских. В Несвижском замке участники эко-команд смогли поделиться своими достижениями перед представителями посольств, государственных структур в сфере энергоэффективности и экспертами в области неформального образования Беларуси. Информация об участии студентов факультета естествознания в этом мероприятии ранее была представлена на сайте БГПУ под названием «Участие студентов в экологическом проекте».
Третий заключительный этап проекта представлял собой своеобразную рефлексию проделанной его участниками работы. Студенты – члены СНИЛ «Педагогическое образование в интересах устойчивого развития совместно с тренерами-фасилитаторами, представляющими культурно-экологическое учреждением «Эка-Майстэрні», в составе своеобразных мини-команд отправились в учреждения образования, чтобы там, в реальных условиях, попробовать реализовать разработанные и адаптированные к условиям Беларуси практики энергоэффективности. На протяжении ноября-декабря месяца 2016 года подобного рода мастер-классы были проведены в учреждениях образования Минска, Дзержинска, Борисова, Молодечно, Полоцка.
− В качестве примера можно привести работу по реализации проекта, которую выполнила Ольга Веремейчик вместе с тренером-фасилитатором Елизаветой Ковтяк. 29 ноября они посетили ГУО СШ № 4 города Дзержинска. Сначала учащимся 10 класса была продемонстрирована презентация, которая позволила им получить полную информацию о цели проекта, а также о тех информационных материалах, которые могут быть использованы для реализации проекта в местном сообществе. В частности был представлен сайт, на котором размещена соответствующая информация и варианты работы с разными возрастными группами учащихся, − рассказал руководитель СНИЛ, заместитель декана факультета естествознания Николай Леонидович Стреха.
После презентации был проведен мастер-класс с участием членов эко-команды «3Э-Quattro». Для проведения мастер-класса была выбрана тема «Смывая деньги в канализацию». Детально ознакомившись с темой проекта, эко-команда вместе с учащимися приступила к выполнению практической и расчётной части. Полученные результаты продемонстрировали учащимся, какую экономическую и экологическую пользу может принести правильная организация процесса водопотребления в одном отдельно взятом учреждении образования
Завершая первую половину учебного года члены СНИЛ «Педагогическое образование в интересах устойчивого развития» факультета естествознания не собираются прерывать эстафету практик устойчивого развития в БГПУ и выражают надежду, что к этой эстафете будут присоединяться все новые и новые участники.