Руководители практики (доценты А.И. Луговский, О.В. Урбан, Т.А. Дикун, А.И. Гаранина) и присутствующие методисты-предметники отметили важность и целесообразность его проведения у студентов младших курсов.
Для организации учебно-ознакомительного практикума на факультете были организованы 20 микрогрупп, задействованы 14 учреждений образования (средние школы № 1, 30, 54, 85, 90, 189, 191, 218; гимназии № 3 (педкласс), 12, 18, 29, 61). Каждая микрогруппа была закреплена за одним школьным учителем. Всего было задействовано 18 школьных учителей и 17 преподавателей факультета.
В процессе работы были реализованы все основные функции учебно-ознакомительного педагогического практикума: образовательная (во время практикума студенты приобрели новые знания и первоначальный педагогический опыт, предопределяющие в будущем уровень их педагогического мастерства); развивающая (практикум способствовал развитию педагогических способностей, ценностных ориентаций и умений, необходимых для осуществления педагогической деятельности в современной школе); воспитательная (студенты осознали собственные профессионально значимые и личностные качества, у них сформировалось ответственное отношение к педагогической деятельности); коммуникативная (осуществлялось наблюдение за педагогическим общением на уроке); диагностическая (у студентов сформировалось умение оценивать результаты деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы, составлять диагностические методики для выявления уровня сформированности читательских интересов); аналитическая (анализ студентами деятельности учителя и учащихся, самоанализ); социальная (адаптация студентов к профессиональной деятельности, осознание социальной значимости личности учителя).
Такие результаты были достигнуты благодаря осуществлению разных видов учебной деятельности в школе. Поэтапно микрогруппы знакомились с учебно-воспитательным процессом школы, с требованиями, которые предъявляются в учреждении к обучению учащихся, учебными программами, системой оценивания разных видов деятельности.
Студенты вели дневники, в которых фиксировали положительные и отрицательные моменты урока, делали выводы. Наблюдение за работой учителя на уроке позволило студентам составить наброски своих конспектов, увидеть построение урока и планировать его время, научиться ставить цели, подбирать и составлять разноуровневые задания.
В период проведения практикума было организовано тьюторское сопровождение. Так, например, на базе средней школы № 191 г. Минска была проведена мини-конференция по итогам педпрактики, в которой приняли участие студенты четвертого курса, проходившие активную практику в этой же школе. Конференция прошла с применением мультимедийных технологий, студенты старшего курса поделились своими впечатлениями и методическими находками.
Студенты отметили дружескую атмосферу во всех школах, где они практиковались. Администрация, учителя и учащиеся были внимательны к студентам, помогали по мере возможности. Особенно это было важно для студентов из Туркменистана. В своих выступлениях практиканты отметили, что интересного они вынесли с практики (использование на уроке разнообразных рубрик: «Это интересно», «Это мы знаем» и др.), что запомнилось (как организовать на уроке внимание учеников, дисциплину), чему научились (формулировать цели урока, отбирать дидактический материал к уроку, изучать читательские интересы учеников, проводить внеклассные мероприятия по предмету), что их удивило (способность учителей за 45 минут не только изучить новый материал, но и закрепить, повторить, оценить). Все микрогруппы представили презентации своих учебных исследований, темы которых были самыми разнообразными: дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы, использование мультимедиа, способы проверки домашнего задания, использование лингвокультурологического материала и др.). В заключительном слове каждой микрогруппы звучали слова благодарности своим учителям и руководителям микрогрупп от кафедр.
Как отметил декан филологического факультета Василий Денисович Стариченок, Педагогическая практика – это только начало вхождения в педагогическую профессию. Такое раннее «погружение» студентов в школьную среду адаптирует студентов к школьной жизни и практической педагогической деятельности, позволяет наблюдать разные педагогические ситуации, способствует изучению предметных методик, формированию профессиональных качеств. Это важный этап в профессиональной подготовке учителя-предметника. Студенты второго курса ждут с нетерпением новую практику.