Новости События Общее

Итоги вебинара "Проблемный подход в преподавании психологических дисциплин"

19 октября 2016 года кафедра психологии образования института психологии БГПУ проводила вебинар на тему: «Проблемный подход в преподавании психологических дисциплин». К участию в онлайн режиме приглашались преподаватели психологических дисциплин, студенты старших курсов.

Открывала вебинар постановкой его целей и определением задач кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования Алла Викторовна Музыченко.  Проблематика семинара назрела в виду поиска продуктивных возможностей для стимулирования познавательной активности студентов, для разработки разноуровневых заданий и оценки компетенций, для определения оптимального соотношения разных подходов и технологий в преподавании психологических дисциплин. Конкретизируя задачи и вопросы предстоящего обсуждения, остановилась на необходимости уточнения степени новизны открываемого субъектом знания, от обобщения индивидуального опыта, от терапевтических инсайтов до теоретических находок в плане выявления закономерностей, формирования способов мышления. Отметила интерес к дифференциации проблем по типам, соотношению конкретной ситуации с типом проблем. Кроме возможностей развития творческого, проектного мышления в условиях предоставляемой свободы обучающемуся подняла вопрос о технологизации формирования исследовательского мышления на основе планомерного поэтапного усложнения задач, исходя из соотношения характеристик ориентировочной основы деятельности.  Оправданы ли временные затраты на подготовку, «выращивание» уже сделанных открытий? Какие именно открытия необходимо самостоятельно осуществить студенту-психологу?

Далее о теоретических основах проблемного обучения выступила кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Светлана Евгеньевна Покровская. Доклад «Проблемный подход как современная педагогическая технология» сопровождался презентацией. Отметила, что проблемный подход ориентирует на изучение как тех проблем, которые принято считать вечными и которые каждое молодое поколение решает для себя (жизненного выбора, самоопределения и др.); так и тех проблем, которые приобрели особую актуальность для данного поколения в связи с изменениями, происходящими в обществе. Управлять формированием личностных качеств нельзя, но можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств. Основной акцент был сделан на условиях успешного применения проблемного обучения, приведены примеры педагогического взаимодействия со студентами на практике.

В ходе обсуждения выступлений приняли активное участие: кандидат психологических наук, заместитель директора института психологии БГПУ Сергей Никифорович Жеребцов, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологического обеспечения профессиональной деятельности Милана Фёдоровна Бакунович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Татьяна Сергеевна Юрочкина, старший преподаватель кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Ольга Михайловна Евдокимова, старшие преподаватели кафедры психологии образования Валентина Алексеевна Попкович, Галина Дмитриевна Немцова, преподаватель Ольга Евгеньевна Аксёнова.

Высказаны аргументы в защиту непротиворечивости проблемному обучению ряда методов обучения: метода проектов, метода кейсов, рефлексивного, контекстного, развивающего, интерактивного обучения. Проблемное обучение эффективно в плане развития субъектности, «выхода за границы себя»: через рефлексию обучающийся приходит к собственной позиции, отличной от диспозиции. Отмечена необходимость стратегий  индивидуализации и дифференциации в реализации проблемного обучения; продуктивные возможности реализации предоставляют современные компьютерные технологии.

Содержание и структура заданий в рамках проблемного подхода будет разная в зависимости от организационной формы занятия. При составлении заданий важно учитывать профессиональные интересы студентов и формировать их профессиональное сознание. Необходимо учить студентов воспроизводить проблемы, гипотезы и решения. Построить новое теоретическое знание на базе индивидуального эмпирического опыта обучающегося довольно трудно, и требует эта задача значительных временных затрат. Решение проблем сообща задает динамичность процессу обучения, и обобщений, в частности.

Внесено предложение сохранять определенную свободу и вариативность в планировании задач занятия. Так, тема лабораторного занятия «Память» может не конкретизироваться, чтобы студенты имели возможность сами определить, что в памяти им важно изучить.

В ходе обсуждения остановились на возможностях метода проблемного изложения, реализации диалогического подхода. Отметили, что цель подготовки выпускника вуза состоит в обучении исследованию, поэтому разработки требуют исследовательские задания курсового и дипломного проектирования.

С философским альтернативным взглядом на заявленную проблему выступил с докладом «Психологическая культура: от проблемного обучения к эмблемному нарративу» кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Евгений Леонтьевич Малиновский. Задав целевой ориентир подготовки специалиста-психолога через психологическую культуру, остановился на процессе её постижения: принятии, освоении, осмыслении.

Эмблемы нарративов в постижении культуры были переведены участниками вебинара в маркёры проблем, ошибок и достижений в обучении, необходимые для объективации исследуемых психических явлений. Отметили возможность измерения  компонентов психологической культуры в рамках компетентностного подхода.

Преподаватели института психологии БГПУ были очень рады вышедшим на связь в ходе вебинара коллегам из Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина. С докладом «Проблемный подход в обучении студентов непсихологических специальностей» выступили кандидаты психологических наук, доценты кафедры психологии Алла Виленовна Даниленко и Любовь Алексеевна Цыбаева.

Специфическим принципом в преподавании психологических дисциплин является принцип учета психологической предобразованности каждого обучающегося, что требует анализа субъективного опыта, концептуализации знания. В работе преподавателя велика ценность педагогических находок приемов, заданий для конкретной аудитории обучающихся, что составляет основу в реализации им проблемного подхода с учетом контекста ситуации.

С докладом «Модель компетентностного подхода в подготовке специалистов по социальной работе в сфере взаимодействия с семьёй» выступила Лариса Александровна Силюк, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии БрГУ им. А.С. Пушкина.  Важным ориентиром в разработке проблемных ситуаций для студентов и реализации проблемного обучения является  социальный заказ и требования работодателя, что вызывает необходимость системного изучения компетенций и компетентностей.

Участники вебинара подводили итоги вместе. Вопросы, предварительно вынесенные для обсуждения, были рассмотрены:   житейские и научные представления о проблеме; проблемное обучение, проблемный подход, технология и метод; проблемы организации проблемного обучения; специфика реализации проблемного подхода в преподавании психологических дисциплин.

Вебинар позволил найти заинтересованных проблемным подходом в преподавании психологических дисциплин. Зарегистрировавшиеся магистранты Барановичского государственного университета, студенты имеют возможность дальнейшей переписки по интересующим вопросам.

При подведении итогов отмечен как значимый опыт наставничества, определена необходимость его научно-методического обобщения.

Расскажи друзьям: Итоги вебинара "Проблемный подход в преподавании психологических дисциплин"

Контакты

Приемная комиссия:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 217

+375 (17) 311-20-72
​внутр.тел.: 204

+375 (17) 311-21-28
​внутр.тел.: 203

E-mail: priem@bspu.by


Управление воспитательной работы с молодежью:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 325, 324 (3 корпус)

+375 (17) 311-23-21
Внутр. тел.: 133

+375 (17) 327-83-67

E-mail: uvrsm@bspu.by


Управление международного сотрудничества:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 121, 126, 127 (корпус 1)

+375 (17) 311-23-28
Внутр. тел.: 125

+375 (17) 200-21-95

E-mail: dfr@bspu.bybspu.int@gmail.com


Отдел кадров:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 321, 323, 231 (корпус 3)

+375 (17)  311-21-05
внутр.тел.: 126

+375 (17)  311-21-04
внутр.тел.: 213

+375 (17)  311-21-03
внутр.тел.: 230, 231, 232

+375 (17) 311-21-06
внутр.тел.: 214, 215

+375 (17) 226-56-19

E-mail: bgpu2011@mail.ru,  stud_ok@bspu.by


Oтдел документационного обеспечения и делопроизводства:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 116 (корпус 3)

+375 (17) 311-20-97
Внутр. тел.: 140, 210

Факс:
+375 (17) 226-40-24

E-mail: bspu@bspu.by


Пресс-служба БГПУ

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 120 (корпус 3)

+375 (17) 311-21-29
Внутр. тел.: 127

+375 (17) 311-23-80
внутр.тел.: 233, 234

+375 (29) 700-73-85

E-mail: press.bspu@mail.ru


Центр организационно-методического обеспечения образовательной деятельности:

Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18, каб. 315 (корпус 3)

+375 (17) 327-84-97 

+375 (17) 327-82-06                      

+375 (17) 200-71-12

E-mail: umu@bspu.by