Цель семинара – поделиться опытом применения технологии ролевой игры на занятиях по учебной дисциплине «Кризисная психология» и возможностями междисциплинарного применения данной технологии. План семинара включал в себя теоретический и практический блоки.
В теоретической части ведущая семинара Наталия Леонидовна Пузыревич представила историческую справку о технологии ролевой игры, результаты современных исследований эффективности реализации технологии ролевой игры в образовательном процессе, возможности, трудности и риски использования технологии ролевой игры в высшей школе, вариативность реализации технологии ролевой игры, а также алгоритм работы по технологии ролевой игры в рамках преподавания учебной дисциплины «Кризисная психология» и в рамках междисциплинарного подхода.
Ведущим семинара было отмечено, что технология ролевой игры может быть реализована в двух вариантах: ролевая позиция студента обусловлена доминированием определенного личностного ресурса, и ролевая позиция студента обусловлена функцией, реализуемой в группе. Отличия представленных вариантов заключаются в используемом диагностическом инструментарии для распределения студентов, в соответствии с ролевыми позициями, по группам, в которых осуществляется работа по выполнению учебных заданий, направленных на овладение учебным материалом, а также акцентом на индивидуальном личностном и групповом потенциале.
В практической части методического семинара участники выполнили методику М. Lahad «Сочинение рассказа в шести частях», по результатам которой были распределены на группы с учетом выявленных ролевых позиций. Согласно методике, ролевые позиции участников семинара определялись доминированием одного из шести личностных ресурсов: ресурса веры, эмоционального ресурса, социального ресурса, ресурса воображения, когнитивного ресурса, физического ресурса.
На этапе рефлексии была проведена методика «Посткроссинг», в рамках которой каждый из участников на карточках записывал опыт, полученный в процессе учебного занятия, а затем делился этим опытом, перемещаясь по аудитории и обмениваясь карточками с коллегами. Состоявшийся обмен мнениями и рефлексия показали, что технология ролевой игры является удобным и эффективным способом структурировать, свертывать и развертывать любую учебную информацию, запоминать ее и воспроизводить, анализировать и обобщать. Данная технология эффективна на занятиях по многим преподаваемым учебным дисциплинам и способствует формированию у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.
При подведении итогов методического семинара «Технология ролевой игры на занятиях по кризисной психологии и в рамках междисциплинарного подхода» Наталия Леонидовна Пузыревич ответила на вопросы, касающиеся перспектив реализации технологии ролевой игры на занятиях по учебной дисциплине «Кризисная психология» и в рамках междисциплинарного подхода.