Цель конференции – содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в области теории и практики обновления содержания образования в соответствии с принципами методологии ОУР, ЦУР 4 и задачами Дорожной карты ОУР 2030.
Работа Конференции была организована в смешанном формате. К онлайн трансляции присоединилось более 80 педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и высшего образования, учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, Молодежные послы ЦУР, сотрудники НАН Беларуси, а также педагоги из Российской Федерации, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики.
С приветственным словом к участникам Конференции обратился заместитель Министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубай. Александр Владимирович отметил значимость образования в достижении Целей устойчивого развития и подчеркнул ведущую роль педагога в формировании навыков и компетенций, необходимых для принятия обоснованных решений и действий в интересах устойчивого будущего.
С основным докладом о комплексной интеграции принципов ОУР в национальные образовательные стратегии выступил ректор БГПУ, доктор педагогических наук, профессор А.И. Жук. В своем выступлении Александр Иванович охарактеризовал ключевые задачи, стоящие перед национальной системой образования в контексте приоритетов Дорожной карты ОУР – 2030, и продемонстрировал эффективные способы имплементации методологии ОУР в систему непрерывного педагогического образования на примере опыта БГПУ.
В работе пленарного заседания приняли участие представители Министерства образования Республики Беларусь:
- начальник управления дошкольного образования, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь А.Л. Давидович;
- начальник управления общего среднего образования, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь И.В. Каржова;
- начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования, заместитель начальника Главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь А.Н. Петрова;
- начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь С.А. Касперович;
- директор УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи» Министерства образования Республики Беларусь Н.В. Васильченко;
- консультант отдела дополнительного образования взрослых Главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Т.В. Кривонос.
В своих выступлениях они определили приоритетные задачи и вызовы национальной системы образования в контексте платформ ускорения, указанных в Дорожной карте по реализации ЦУР в Республике Беларусь и приоритетных областей Дорожной карты ОУР – 2030.
Региональный опыт реализации практик ОУР был представлен в рамках тематической площадки «Панорама лучших ОУР практик». Ее спикеры были отобраны по результатам анализа присланных на конференцию 217 статей в пяти тематических областях.
I. Роль педагога в продвижении принципов ОУР:
- Междисциплинарные проекты в школе в интересах устойчивого развития (проект «Ответственное потребление и производство») И.В. Адамович, учитель ГУО «Средняя школа №20 г. Борисова».
- STEAM-технологии как пример междисциплинарной интеграции и средство развития экологической культуры обучающихся в интересах устойчивого развития (проект «Экология души») О.Д. Дрозд, директор «СШ №1 г. Шклова».
- Организация практик образования в интересах устойчивого развития в детской и молодежной среде (интерактивный фестиваль «Устойчивому городу и миру») О.А. Гудень, завуч ГУО «Гимназия г.Щучина».
II. Формирование культуры устойчивого развития: философские, психологические, лингвистические, дидактические подходы:
- «Фестиваль науки» как одна из практик ОУР. А.В. Зайцев, координатор проекта «Фестиваль науки» НАН РБ
- «Достинем ЦУР вместе» (из опыта работы Ресурсного центра комплексной поддержки ОУР Гимназии № 19 г.Минска) В.А. Сечкова, завуч ГУО «Гимназия № 19 г.Минска»;
- «Proдвижение педагогики счастья и субъективного благополучия» (опыт межшкольного проекта) Л.В. Луцевич, БГЭУ; О.Н. Гончар, учитель ГУО «Средняя школа №15 г.Минска»; Е.С. Гук, учитель ГУО «Средняя школа №3 г.Бреста»; Т.В. Филазопович, учитель ГУО «Привольненская средняя школа» Минского района.
III. «Образование для всех»: перспективные инклюзивные практики:
- Актуальные подходы к формированию инклюзивного сообщества учреждения образования в условиях организации практик ОУР (проекты «Школа рачительных хозяев», «УРА!Гродно!», «My eco country», «Энергосбережение в формате 5-D») Г.А. Богдан, учитель ГУО «Средняя школа № 12 г. Гродно»;
- Инклюзивный образовательный проект «Наследие» как средство социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями О.А. Савчик, С.В. Шрейдер, учителя ГУО «Средняя школа № 16г. Гродно»;
- Реализация инклюзивной образовательной среды средствами мультимедийных технологий. А.Ю. Коротчук, преподаватель УО «Витебский государственный индустриальный колледж»; Е.П. Ляшенко, преподаватель УО «Витебский государственный индустриальный колледж».
- Принцип «Никого не оставить в стороне» в действии (деятельность волонтерского сообщества «Душка») Е.Анищенко, студентка МГЛУ, Молодежный посол ЦУР.
IV. Гуманитаризация содержания экологического образования:
- Включение молодежи в процессы адаптации к изменениям климата (проект TeRRIFICA) Л.Н. Пескова, учитель ГУО «Гимназия № 19 г.Минска»;
- Элективный курс «Экологическая пропедевтика как средство формирования экологической компетентности» А. Кастелей, студент БГПУ, Молодежный посол ЦУР.
V. Молодежь – движущая сила перемен в поддержку устойчивого развития:
- Популяризация идей гендерного равенства в современном обществе (проект «ОНА в искусстве и жизни») В. Столерова, студентка БГПУ, Молодежный посол ЦУР;
- Презентация проекта «Уроки устойчивого развития» И.В. Зубрилина, начальник Координационного центра ОУР БГПУ;
- Реализация практик ОУР на международном уровне в контексте развития партнерской сети учреждений общего среднего образования А.А. Личик, директор ГУО «Гимназия №2 г.Волковыска».
Авторы лучших социально-значимых проектов и ОУР практик представили свой опыт коллегам. Модерировала работу тематической площадки И.В. Зубрилина, начальник Координационного центра ОУР БГПУ.
С материалами конференции можно познакомиться на сайте конференции. Электронный сборник статей конференции будет размещен на сайте Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ, а также в e-library и РИНЦ.