Участниками семинара стали преподаватели и студенты Института инклюзивного образования и факультета эстетического образования БГПУ, представители ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», администрация и учителя-дефектологи учреждений образования г. Минска, музыкальные руководители, ребята с особенностями психофизического развития и их родители, которые принимали активное участие в мероприятиях в рамках проекта.
– Необычайно теплая и доброжелательная атмосфера воцарила с первых минут встречи. Выступающие, рассказывая о мастер-классах, семинарах, в которых приняли участие, искренне делились своими впечатлениями, вспоминали наиболее яркие моменты, восторгались профессиональными и личностными открытиями и новыми знаниями, – отметила доцент кафедры сурдопедагогики Екатерина Николаевна Сороко, которая выступила в качестве ведущего семинара.
За период реализации проекта было осуществлено большое количество значимых мероприятий. Началом проекта стало путешествие по областным городами на поезде «Экспресс ООН-70 в Беларуси для Целей устойчивого развития» в рамках инициативы Организации Объединенных Наций (ООН) и Министерства иностранных дел Республики Беларусь. В ходе семинаров-презентаций «Сценическое искусство как инструмент достижения социальной инклюзии» широкой аудитории был продемонстрирован опыт сотрудничества БГПУ и Share Music & Perfoming Arts, показана значимость используемых методов и необходимость применения их на практике с целью включения людей с особенностями психофизического развития в жизнь общества.
Одной из главных задач проекта было расширение границ использования методов Share Music. В связи с этим особо значимыми стали мастер-классы и мини-курсы, проведенные творческими руководителями Share Music & Perfoming Arts, в ГУО «Средняя школа № 25 г. Минска», ГУО «Городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Минска», ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Минска». Наиболее знаковым стал мини-курс «Музыкально-сценическое искусство как средство образовательной и социальной инклюзии», проходивший в Гомеле, куда были приглашены специалисты со всей республики. Студентка 5 курса Института инклюзивного образования Екатерина Шеститко отметила, что после участия в мини-курсе у нее изменилось отношение к своей профессии и к людям с особенностями психофизического развития.
– Я увидела, с какой любовью творческие специалисты Share Music & Perfoming Arts относятся к своему делу. Мне интересно работать с людьми с особыми потребностями, открывать их новые способности и таланты, – отметила Е. Шеститко.
Важным результатом проекта является внедрение в учебный план Института инклюзивного образования факультативной дисциплины «Музыкально-сценическое творчество как средство достижения социальной инклюзии». Авторами учебной программы стали не только преподаватели института (И.В. Кижло), но и преподаватели факультета эстетического образования (К.О. Успенский, И.Э. Тишкевич). Студентка 3 курса института Мария Недбайло в своем выступлении отметила практическую направленность дисциплины, поделилась своими впечатлениями о постановке зачетного инклюзивного спектакля «Космос», поблагодарила за уникальную возможность принять участие в онлайн-лекции Франка Лайонса, профессора Ольстерского университета (Северная Ирландия).
– Особо трогательным моментом стал подарок от ребят с особыми потребностями, которые в благодарность студентам и преподавателям БГПУ преподнесли коллаж из фотографий в виде сердца, – рассказала старший преподаватель кафедры логопедии Инга Владиславовна Кижло.
Кульминацией проекта стал трехдневный мини-курс «Инклюзивное творчество», позволивший его участникам стать артистами концерта «Не оставляя никого в стороне», организованного в честь 50-летия ПРООН и кампании «Инклюзивная Беларусь» на сцене Белорусской государственной филармонии.
– Подобные проекты позволяют людям с особыми потребностями на равных участвовать в творческом процессе, проявить свои артистические таланты. Проект «Софит» стал одним из шагов к достижению социальной инклюзии в нашей стране, – отметила преподаватель кафедры олигофренопедагогики Екатерина Николаевна Рагель.
Директор Share Music & Perfoming Arts София Александерссон выразила благодарность всем участникам проекта, отметив, что благодаря совместным усилиям удалось реализовать задуманное.
Завершением семинара стала встреча с директором Института инклюзивного образования Верой Валерьевной Хитрюк, в ходе которой были обозначены направления дальнейшего сотрудничества. В ближайшей перспективе – создание обучающих фильмов, которые послужат дидактическим материалом для факультативной дисциплины, а также подача совместной заявки на участие в международной программе «Горизонт – 2020».