Открыла семинар проректор по научной работе БГПУ, доктор педагогических наук, профессор Александра Валентиновна Позняк. В своем приветственном слове она отметила актуальность проведения семинара, что обусловлено трансформационными процессами в обществе, затрагивающими также сферу дошкольного образования и систему подготовки кадров для системы дошкольного образования. Эти изменения связаны с обновлением Кодекса Республики Беларусь об образовании, образовательного стандарта и учебной программы дошкольного образования, образовательных стандартов и учебных планов подготовки специалистов для системы дошкольного образования на уровне среднего специального и высшего образования.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук Давидович Альбина Леонидовна. После приветствия Альбина Леонидовна осветила в своем докладе основные направления совершенствования законодательства в сфере дошкольного образования.
Слова приветствия и возможные направления сотрудничества с факультетом дошкольного образования БГПУ прозвучали от декана факультета дошкольного образования Джизакского государственного педагогического университета имени А. Кадыри, доктора химических наук, профессора Яхшиевой Зухры Зиятовны. В продолжение выступления Зухра Зиятовна раскрыла специфику подготовки педагогических кадров дошкольного образования в Джизакском государственном педагогическом университете, организации и реализации сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьей и обществом в вопросах развития детей.
В выступлении заведующего кафедрой методик дошкольного образования факультета дошкольного образования, кандидата педагогических наук, доцента Мельниковой Марины Сергеевны прозвучали направления и механизмы модернизации подготовки будущих воспитателей дошкольного образования к формированию основ функциональной грамотности воспитанников дошкольного возраста.
Методистом центра научно-методического обеспечения профессионального образования Республиканского института профессионального образования Агеевой Наталией Вацлавовной были раскрыты вопросы подготовки воспитателей дошкольного образования на уровне среднего специального образования и новые подходы к разработке образовательных стандартов по специальностям профиля образования «Педагогика».
Выступление декана факультета дошкольного образования, кандидата педагогических наук, доцента Анцыпирович Ольги Николаевны было посвящено опыту организации и менеджмента волонтерской деятельности как средства формирования профессиональной компетентности студентов в современных социокультурных условиях.
В заключении пленарного заседания Палиева Татьяна Владиславовна, доцент кафедры педагогики и психологии Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина, кандидат педагогических наук, доцент, посвятила свой доклад влиянию современной социолингвистической ситуации в Беларуси на нормативное, программное и методическое обеспечение дошкольного образования.
После завершения пленарного заседания была организована работа 5 секций. На секциях обсуждались такие вопросы, как: развитие воспитанников раннего и дошкольного возраста в билингвальном пространстве; воспитание основ гражданско-патриотической культуры в дошкольном возрасте; эффективные практики психолого-педагогического сопровождения воспитанников раннего и дошкольного возраста; развитие личности воспитанника в условиях инновационной и цифровой среды; подготовка специалистов для системы дошкольного образования в современных социокультурных условиях. В работе секций приняли активное участие представители учреждений высшего и среднего-специального образования, педагогических колледжей Республики Беларусь, педагогические работники учреждений дошкольного образования г. Минска и Минской области, г. Могилева, г. Гомеля и Гомельской области.
Следует отметить, что одна из секций была посвящена 50-летию научной деятельности профессора кафедры методик дошкольного образования факультета дошкольного образования, доктора педагогических наук, профессора Старжинской Натальи Степановны. Наталья Степановна является основателем научной школы «Речевое и лингвистическое развитие детей дошкольного возраста в условиях близкородственного двуязычия», членом Международной ассоциации исследователей детской речи (International Association for the Study of Child Language, Psychology Department, University of Washington, Seattle, USA, 1995), академиком Международной академии наук педагогического образования (г. Москва).
Поздравления и теплые слова в адрес Натальи Степановны выразили Давидович Альбина Леонидовна, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, Дубинина Дина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Кудрявцева Екатерина Львовна, кандидат педагогических наук, доцент (Елабужский институт ФГАОУ ВО КФУ, г Елабуга), Цейтлин Стелла Наумовна, доктор филологических наук, профессор (РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург), Круглякова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент (РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург), Комарова Ирина Анатольевна, декан факультета педагогики и психологии детства МГУ имени А. А. Кулешова, кандидат педагогических наук, доцент, студенты Барановичского государственного университета, а также представители научной школы Н.С. Старжинской.
Во время проведении секции Наталье Степановне был вручен диплом Международной академии наук педагогического образования за выдающиеся заслуги в области педагогического образования, за руководство практикой профессиональной подготовки педагогических кадров и совершенствование их профессионализма. В преддверии проводимого семинара на факультете дошкольного образования был подготовлен и размещен стенд, посвященный деятельности научной школы Н.С. Старжинской.
Подводя итоги семинара, участники отметили актуальную проблематику научного-практического мероприятия, содержательные доклады и продуктивность дискуссий. По итогам семинара будет издан электронный сборник материалов с последующим размещением его в РИНЦ.