Предлагаем вашему вниманию лишь некоторые выдержки из выступления Александра Ивановича, которые подтверждают тот факт, что «настоящий период развития университета отличается внутренней динамикой, мощным позитивным влиянием не только на сферу образования, но и общество Беларуси» (А.И. Жук). Подробная информация о результатах деятельности университета в 2016/2017 учебном году будет представлена в третьем издании Ежегодника БГПУ, который выйдет ко Дню университета.
Непрерывное педагогическое образование
– БГПУ играет ведущую роль в процессе обновления целей и содержания непрерывного педагогического образования. По нашей инициативе в стране открыты педагогические классы. По поручению Президента с 2017 года в правилах приема в вузы введен особый порядок приема на педагогические специальности выпускников педагогических классов. Этот механизм апробирован во время завершившейся недавно приемной кампании, – отметил, выступая перед трудовым коллективом, Александр Иванович.
В этом году состоялся первый выпуск учащихся педагогических классов. Это 1350 человек по всей стране. 107 таких выпускников воспользовались правом поступать по результатам собеседования без экзаменов в БГПУ. Всего в университет в этом году зачислены 130 выпускников педклассов.
Кроме того, ведется постоянный мониторинг работы с педагогическими классами во всех регионах страны. Расширяется сотрудничество со школами и гимназиями, в которых открыты педклассы.
– В наступившем 2017/2018 учебном году количество педагогических классов и групп увеличилось на 122, теперь их насчитывается 441. Количество учащихся возросло на 1125 и составило почти 4700, – обратил внимание присутствующих Александр Иванович.
Модернизация структуры и содержания образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ
В контексте укрупнения специальностей и разработки соответствующих им актуальных направлений профилизации в университете ведется масштабная работа по модернизации структуры и содержания образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ высшего педагогического образования.
– На сегодняшний день подготовлены проекты образовательных стандартов поколения 3 + для специальностей I и II ступеней. В них унифицированы требования к определению универсальных компетенций бакалавра по модулям психолого-педагогических учебных дисциплин. Также в них предусмотрено увеличение объема управляемой самостоятельной работы студентов, расширение использования современных информационных технологий и усиление практико-ориентированной направленности подготовки будущих специалистов, – отметил Александр Иванович.
Наряду с традиционной системой практической подготовки студентов, включающей практику в детских оздоровительно-воспитательных учреждениях образования, педагогическую практику на третьем курсе и преддипломную практику, в БГПУ успешно апробированы ее новые виды – волонтерская практика и педагогическая практика с выделением одного «школьного дня» для студентов 2 курса.
Эффективности практической подготовки будущих специалистов также способствует активное взаимодействие кафедр университета с учреждениями дошкольного, общего среднего, специального образования путем создания на их базе своих филиалов.
– В 2016/2017 учебном году в учреждениях системы образования функционировало 42 филиала кафедр педагогического университета (39 – на базе учреждений г. Минска, 3 – в учреждениях образования Минской области: г. Заславль, г. Молодечно, г. Солигорск). На базе филиалов кафедр организуется постоянное педагогическое взаимодействие учителей-практиков, учащихся и преподавателей университета, изучается и обобщается их педагогический опыт, осуществляется педагогическая практика, выполняются курсовые и дипломные работы, ведется экспериментальная и исследовательская деятельность и профориентационная работа, – акцентировал внимание присутствующих Александр Иванович.
Модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса
С целью усиления преемственности и интеграции разных уровней непрерывного педагогического образования актуальным является создание ресурсных центров практико-ориентированного педагогического образования.
– В прошлом году в университете был открыт Республиканский ресурсный центр социально-педагогических технологий. Деятельность центра содействует проектированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов будущих специалистов социально-педагогической сферы. На базе данного центра сегодня в стране реализуется уникальный проект «Здоровая семья – здоровая нация», – отметил ректор БГПУ А.И. Жук.
При поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Институте инклюзивного образования создан Национальный ресурсный центр инклюзивного образования. Он обеспечивает внедрение передового опыта инклюзивного образования в стране, подготовку, повышение квалификации и переподготовку соответствующих специалистов.
В апреле 2017 года в Москве на заседании Совета по сотрудничеству в сфере образования стран-участников СНГ БГПУ присвоен статус базовой организации СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования.
Образование для устойчивого развития
– В феврале 2017 года по решению Министерства образования на базе БГПУ создан Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития». Эта структура призвана обеспечить кооперацию субъектов практики образования в интересах устойчивого развития в регионах и республике в целом, а также с международным сообществом, – рассказал Александр Иванович. – Это позволит обеспечить подготовку студентов – будущих педагогов к реализации идей устойчивого развития, обновления содержания и технологий школьного образования.
На базе университета в течение прошлой недели и на протяжении этой проходит декада «Образование в интересах устойчивого развития» в рамках Недель устойчивого развития – 2017.
Волонтерская деятельность
Одним из самых массовых и значимых направлений профессионального воспитания студенчества остается волонтерская деятельность, которая в последнее время стала брендом БГПУ. В 2016/2017 учебном году волонтерская деятельность реализовывалась по нескольким направлениям и на различных уровнях. Продолжили свою деятельность 11 волонтерских клубов и объединений БГПУ, в которых приняло участие более 1200 студентов дневной формы получения образования. Волонтеры БГПУ сотрудничали с 80 учреждениями и организациями г. Минска и республики.
– Наша деятельность в этом направлении получила высокую оценку на государственном уровне. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2016 коллектив университета награжден премией «За духовное возрождение», – отметил Александр Иванович. – В январе мы получили награду, а уже в феврале 2017 года во время визита делегации БГПУ в Кривичское специальное лечебно-воспитательное профессионально-техническое училище закрытого типа мы вручили коллективу училища сертификат на передачу денежных средств премии Президента.
За личный вклад и заслуги: награждение профессорско-преподавательского состава
Собрание трудового коллектива стало приятным поводом наградить преподавателей университета за их успехи в профессиональной деятельности.
За многолетнюю плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров и в связи с Днем учителя были награждены Почетной грамотой БГПУ и премированы денежной премией в размере трех базовых величин:
- Миницкий Николай Иосифович, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и методики преподавания;
- Дятко Дмитрий Васильевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой белорусского языкознания;
- Жукова Ирина Анатольевна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой морфологии и физиологии человека и животных;
- Егорова Валентина Петровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры химии.
За многолетнюю плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров и в связи с Днем учителя Грамотой БГПУ были награждены и премированы денежной премией в размере двух базовых величин:
- Гущинский Игорь Геннадьевич, кандидат исторических наук, доцент, заместитель декана по учебной работе факультета дошкольного образования;
- Петрашевич Инна Ивановна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой андрагогики;
- Евдокимова Елена Леонтьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики;
- Шавель Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры общей и организационной психологии;
- Кураленя Елена Сергеевна, старший преподаватель кафедры коррекционно-развивающих технологий;
- Ракова Ольга Петровна, преподаватель кафедры методики преподавания интегрированных школьных курсов;
- Самуленков Владимир Сергеевич, преподаватель кафедры физики и методики преподавания физики.
За плодотворную безупречную работу, образцовое исполнение служебных обязанностей и в связи с Днем учителя Грамотой БГПУ была награждена и премирована денежной премией в размере двух базовых величин воспитатель 1 категории общежития №1 Кондратенко Светлана Викторовна.
И в подарок!
Подарком для сотрудников университета в связи с празднованием Дня учителя стал показ спектакля театрального проекта «ТриТформаТ» по пьесе Бернарда Слейда «На том же месте, в будущем году…» с участием ведущих актеров Театра-студии киноактера (режиссер-постановщик Татьяна Троянович).