С приветственным словом к участникам мероприятия обратился ректор БГПУ Александр Иванович Жук:
– Сегодня, когда общее среднее образование в Республике Беларусь ориентируется на компетентностную модель, а в системе педагогического образования начата разработка содержания и научно-методического обеспечения подготовки педагогов к реализации компетентностного подхода в школе, значимость этих семинаров трудно переоценить. В условиях присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу обсуждение вопросов, связанных с программами международного сотрудничества, а также ознакомление с опытом реализации таких программ для нас очень полезно, поскольку облегчает вхождение страны в общеевропейское образовательное пространство. Я желаю всем участникам, а их зарегистрировалось 116 (пятьдесят из них – представители БГПУ), плодотворной работы на семинарах и налаживания прочных деловых контактов.
Ректорат университета, со своей стороны, позаботился о создании необходимых для работы условий – организационном сопровождении, информационном обеспечении и многом другом.
Перед собравшимися выступил первый заместитель министра образования Республики Беларусь В.А. Богуш. Он пожелал участникам семинара активности в обсуждении заявленных тем и генерирования свежих идей. Кроме того, Вадим Анатольевич отметил рост взаимодействия Республики Беларусь с программой Эразмус+ и то, что развитие национальной системы образования идет в соответствии с требованиями Болонского соглашения. За последние три года, сообщил В.А. Богуш, показатели нашей профессиональной мобильности выросли в два раза.
Модератором международного семинара выступила член Комитета Программы Erasmus+, заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования БГУ, доктор наук, профессор О.Л. Жук. Ольга Леонидовна подчеркнула возросшую роль междисциплинарности в науке и образовании, что связано с бурным развитием технологий, обострением глобальных проблем, усилением интеграционных процессов в мире. Международная интеграция, по словам О.Л. Жук, может осуществляться через углубление проектно-исследовательской деятельности обучающихся, включение в содержание образования междисциплинарного контекста, применение активных, рефлексивно-деятельностных технологий его освоения.
С.Н. Сиренко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования БГУ, показала различные уровни реализации междисциплинарности в образовании. Суть вопроса Светлана Николаевна раскрыла на конкретных примерах из практического опыта учреждений образования как национальных (БГУ), так и зарубежных (Московский государственный университет, Московский физико-технический институт, Томский государственный университет, Оксфордский университет). С.Н. Сиренко затронула проблему связи междисциплинарности и компетенций, формируемых в период обучения, обозначила важность такой подготовки для специалистов, а в перспективе – для устойчивого развития нашей страны.
Перед участниками семинара выступила советник Ассоциации университетов Европы Ханне Шмидт (Швеция), которая озвучила опыт междисциплинарной подготовки на примере университета г. Лунд, где созданы и работают междисциплинарные факультеты, учебные курсы, реализуются проекты, ведется ряд исследований. Г-жа Шмидт также рассказала об эффективных формах организации работы студентов в междисциплинарных командах.
О компетентностно-ориентированных задачах, подходах к оценке компетенций студентов в области междисциплинарности белорусским коллегам рассказал еще один европейский эксперт – представитель Ассоциации университетов Ирландии Льюис Пурсер.
Присутствующие, что было предусмотрено регламентом семинара, смогли задать выступающим свои вопросы. Участников мероприятия заинтересовали проблемы подготовки профессорско-преподавательского состава, способного реализовать принцип междисциплинарности в работе с магистрами, наличие государственных регуляторов при разработке и открытии новых междисциплинарных программ, способы организации сотрудничества между университетами и производственными предприятиями в процессе разработки магистерских программ.
Работа семинара продолжалась до самого вечера. Завтра, 10 сентября, его участников ждет обсуждение не менее интересных тем – сопоставимости дипломов и степеней высшего образования, а также совместные образовательные программы.