В программе I тифлопедагогических чтений была представлена информация о профессиональном пути З.Г. Ермолович, ее научном творчестве, организаторской, методической и педагогической деятельности. В приветственном слове к участникам мероприятия заведующий кафедрой тифлопедагогики Ольга Вячеславовна Даливеля рассказала об идее и значении тифлопедагогических чтений.
– В 2017 году тифлопедагогические чтения собрали узкий круг заинтересованных сотрудников и студентов Института инклюзивного образования, однако в будущем, мы планируем, что кафедра тифлопедагогики, единственная в стране, объединит отечественных и зарубежных специалистов, станет площадкой для профессионального диалога по решению актуальных проблем образования детей с нарушениями зрения, – отметила О.В. Даливеля.
Преподаватели и студенты кафедры тифлопедагогики рассказали об истории развития тифлопедагогики в Республике Беларусь, как самостоятельного научного направления, раскрыли значение научно-методического наследия кандидата психологических наук, доцента, основателя и первого заведующего кафедрой тифлопедагогики З.Г. Ермолович.
Студенты Вероника Давыденко и Мария Коваль представили наиболее яркие биографические страницы из жизни Зои Григорьевны. Подчеркнули ее вклад в создание школы для детей с нарушениями зрения в г. Минске (1986 г.), в становление и развитие практики подготовки специалистов-тифлопедагогов на базе Минского государственного педагогического института имени А.М. Горького (БГПУ) (1990 г.).
Преподаватель кафедры тифлопедагогики Георгий Александрович Перуанский, студенты Юлия Смовж и Анна Самусевич рассказали о научном наследии З.Г. Ермолович в области тифлопсихологии. Выделили основные направления ее научных интересов, рассказали о наиболее значимых результатах ее исследований, поделились своими впечатлениями о прочитанных научных статьях.
Зоя Григорьевна Ермолович значительную часть своей профессиональной деятельности посвятила проблеме социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. Старший преподаватель кафедры тифлопедагогики Виктория Эдуардовна Гаманович, студенты Светлана Викторович и Ангелина Кунаховец раскрыли вклад Зои Григорьевны в развитие Национальной реабилитационной службы для людей с нарушениями зрения в Республике Беларусь. Работая в должности начальника отдела реабилитации Белорусского Товарищества инвалидов по зрению, З.Г. Ермолович принимала активное участие в разработке Концепции реабилитации лиц с нарушениями зрения и ее практическом воплощении.
Доцент Светлана Евгеньевна Гайдукевич и студентка Виктория Гвоздович представили деятельность З.Г. Ермолович в области научно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Под руководством Зои Григорьевны были разработаны первые Национальные программы коррекционных занятий для детей с нарушениями зрения дошкольного и школьного возраста, а также методические рекомендации по их практическому применению. Было отмечено высокое качество программно-методических материалов, имевшее место сочетание научности (опора на фундаментальные положения теории компенсации) и практической направленности (понимание особых образовательных потребностей ребенка в условиях зрительной депривации).
В рамках встречи участники I тифлопедагогических чтений (В.А. Шинкаренко, И.Н. Логинова, Т.В. Варенова, С.Е. Гайдукевич, В.Э. Гаманович, В.В. Гордейко, Е.С. Кураленя, Е.В. Паршонок) поделились воспоминаниями о Зое Григорьевне, как о коллеге, учителе, мудром наставнике. Особо отметили ее научный энтузиазм, организаторский талант, интеллигентность, бескорыстие, юмор, способность подставить дружеское плечо.
В завершении мероприятия директор института Вера Валерьевна Хитрюк обратила внимание присутствующих на роль личности ученого, педагога в становлении дела образования детей с особенностями психофизического развития. Акцентировала значение кафедры как учебно-научного подразделения в развитии теории и практики современного образования, в воспитании «настоящего» учителя-дефектолога, чтящего лучшие традиции прошлого и способного разумно созидать будущее.