Итоговая аттестация студентов 5 курса вступила в свою завершающую стадию. В этом учебном году 21 студенту выпускного курса, проявившему способности в научно-исследовательской работе, было предоставлено разрешение на выполнение дипломных работ вместо сдачи одного государственного экзамена по специальности. Еще 9 дипломных проектов представили к защите студенты специальности «Биология. Фитодизайн ландшафта и интерьера»: для них выполнение и защита данного проекта является обязательной формой итоговой аттестации по дополнительной специальности.
На факультете естествознания дипломные и магистерские работы студентов традиционно имеют ярко выраженную прикладную исследовательско-экспериментальную направленность. Многие из них выполняются в рамках государственных научно-технических программ и государственных программ научных исследований. Так, в текущем учебном году по кафедре химии магистерская диссертация Елизаветы Сабинской (тема «Высокочувствительный метод генотипирования однонуклеотидных замен на основе комплексов УНТ-ДНК») и дипломные работы Артура Асаенка (тема «Выделение цитоплазматических ДНК-мембранных комплексов из клеток млекопитающих»), Лилии Орешко (тема «Спектрофотометрическая и электрофоретическая характеристики цитоплазматических ДНК-мембранных комплексов») и Елисея Баранова (тема «Детектирование цитоплазматических ДНК-мембранных комплексов электрофоретическим методом») выполнялись в рамках задания «Разработать и изготовить электрохимический ДНК-наносенсорный комплекс для драйв-тестинга гибридизации и комплексообразования ДНК» (ГНТП «Эталоны и научные приборы», 2016–2020 гг.).
Магистерская диссертация Михаила Бондаренко на тему «Разделение рацемических соединений на оптические изомеры через кристаллические производные» выполнена в рамках задания «Препаративный синтез соединений фенилпропанового и терпенового ряда, проявляющих биологическую активность» (ГПНИ «Новые технологии и материалы», 2016–2020).
Дипломные работы студентов Виктории Шапоревой (тема «Ризогенез in vitro и адаптация ex vitro клоновых подвоев яблони») и Татьяны Викс (тема «Особенности морфогенеза растений-регенерантов сортов вишни in vitro») выполнялись на базе отдела биотехнологии РУП «Институт плодоводства» в рамках программы «Агрокомплекс – 2020» подпрограммы «Агрокомплекс – эффективность и качество» (задание «Разработать технологии производства одно- и двухкомпонентного посадочного материала трудноразмножаемых плодовых и ягодных культур, оздоровленных от системных патогенов in vitro»).
Важным направлением исследовательской работы студентов в текущем учебном году являлась разработка на основе компетентностного подхода образовательных ресурсов по целому ряду дисциплин для лабораторных и практических занятий, и учебно-методических материалов для преподавания учебных предметов в школе. Значительное место среди представленных на суд государственных комиссий результатов такого рода исследований занимают электронные образовательные ресурсы. Например, в рамках работы СНИЛ «Информационно-коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании» под руководством Натальи Станиславовны Сологуб были выполнены работы Евгении Коренихи (тема «Использование электронных средств обучения с возможностями 3D моделирования в начальном курсе школьной географии») и Ксении Пищако (тема «Электронные образовательные ресурсы на основе облачных технологий в курсе школьной географии»).
Активно включаются студенты факультета и в исследовательскую работу по проблематике устойчивого развития. В этом году выпускниками факультета являются несколько студентов, стоящих у истоков созданной на факультете в 2015 года СНИЛ «Педагогическое образование в интересах устойчивого развития». Результаты исследовательской работы этих студентов под руководством Николая Леонидовича Стрехи нашли отражение в трех дипломных работах, выполненных Владиславом Клевжицем (тема «Устойчивое развитие как концептуальная основа трансформации мировой экономики и объект географического изучения»), Стефанией Новик (тема «Реализация ключевых идей устойчивого развития в современном биологическом образовании») и Владиславом Желнеровичем (тема «Зеленая экономика как элемент современного мирового хозяйства и объект географического изучения»).
Результаты защиты дипломных работ и проектов, а также магистерских диссертаций показали, что курс на придание исследовательской работе студентов и магистрантов прикладной и практикоориентированной направленности полностью себя оправдал. Как итог, абсолютное большинство дипломных работ и проектов по результатам защиты в ГЭК получили самые высокие отметки – 9 и 10 баллов.
Впереди защита более тридцати дипломных работ студентами четвертого курса. Хочется надеяться, что проведенные ими исследования не менее значимы с прикладной точки зрения и также будут по достоинству оценены членами государственных экзаменационных комиссий.