На заседание были приглашены руководители структурных подразделений, заместители директоров институтов и заместители деканов факультетов по научной работе, заведующие кафедрами, представители студенческого актива и общественных организаций БГПУ.
С докладом по рассматриваемому вопросу выступила заместитель директора по научной работе Института инклюзивного образования кандидат педагогических наук Светлана Николаевна Феклистова.
С.Н. Феклистова подчеркнула, что Институт инклюзивного образования, созданный в сентябре 2016 года, на качественно новом уровне продолжает лучшие традиции, заложенные на факультете специального образования, постепенно смещая акценты на исследование нового феномена – процесса инклюзивного образования.
В 2015 – 2017 гг. сотрудники института осуществляли руководство и принимали участие в реализации Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь, Государственной программы «Образование и молодежная политика», Государственной программы научных исследований «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества», а также ряда других важных программ и грантов (всего − 20 тем исследований).
Результатом научных исследований стала разработка образовательных стандартов, учебных программ и программ коррекционных занятий для детей с особенностями психофизического развития разного возраста, методических рекомендаций к программам коррекционных занятий. Были созданы учебно-методические пособия для педагогов и студентов, электронные хрестоматии по учебным дисциплинам, разработан инструментарий мониторинга результативности инклюзивного образования и др. Результаты внедрены в образовательный процесс учреждений, обеспечивающих образование детей с особенностями психофизического развития, а также процесс подготовки педагогических кадров.
По целевому бюджетному финансированию институтом в 2017 году было привлечено свыше 32 тыс. рублей, что почти в два раза больше, чем в 2015 году. В этом году дополнительно были привлечены средства детского фонда ООН в Беларуси ЮНИСЕФ в объеме более 28 тыс. долларов США на разработку тем НИР, проведение научно-образовательных семинаров; разработку учебно-методических пособий.
Важным условием активизации научно-исследовательской деятельности является участие в конкурсах научных, научно-технических и инновационных программ, грантов. На 2018 год подготовлено 4 заявки на реализацию НИР по обеспечению деятельности Министерства образования Республики Беларусь, а также 5 заявок на конкурс совместных научных проектов БРФФИ-РФФИ.
Получила развитие идея реализации сетевой магистратуры. В сентябре 2017 года в режиме экспериментальной деятельности начата апробация двух сетевых магистерских программ с Московским городским педагогическим университетом. В соответствии с заключенными договорами о сотрудничестве с зарубежными университетами, в 2017 году начата разработка стандартов, образовательных программ и учебно-методического обеспечения, а в 2018 году планируется внедрение трех программ магистерской подготовки в сетевой форме совместно с Балтийским федеральным университетом имени И. Канта и Линаньским педагогическим университетом (Китай).
Стимулом для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности сотрудников выступают научно-образовательные стажировки. В 2016 – 2017 годах 14 сотрудников института приняли участие в 8 научно-образовательных стажировках в Израиле, Польше, США, Хорватии, Чехии. Результатами стажировок явились разработка стратегии создания и функционирования Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования, 7 обучающих курсов для студентов и педагогов, реализация двух программ сетевой магистратуры и др.
Важнейшей составляющей эффективности научно-исследовательской работы является апробация и внедрение ее результатов. Сотрудники института осуществляют активное руководство 6 экспериментальными и 3 инновационными проектами Министерства образования Беларуси.
В докладе была отмечена устойчивая динамика публикационной активности сотрудников: в 2015 году было опубликовано 119 работ, то 2016 – 2017 учебном году подготовлено около 200 публикаций.
В институте осуществляется планомерная работа по подготовке кадров высшей научной квалификации. В 2016 – 2017 учебном году состоялись защиты трех кандидатских диссертаций, на проблемном совете БГПУ обсуждены 2 диссертации, в аспирантуре обучается 9 аспирантов.
Важным для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности является совершенствование материально-технической базы научных исследований. В марте 2017 года в структуре института при финансовой поддержке ЮНИСЕФ был открыт Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования. Уже проведено 35 научно-образовательных семинаров для студентов, педагогов и родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития, в которых приняли участие более 850 человек.
Одним из основных инструментов усиления информационной поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности выступает сайт института, который характеризуется удобством системы представления и поиска информации.
На современном этапе научно-исследовательская работа студентов приобретает все большую актуальность и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов. Координатором студенческой науки выступает студенческое научное общество. В институте функционируют 6 СНИЛ (в том числе 1 – межуниверситетская). Для привлечения студентов 1 курса к участию в работе СНИЛ ежегодно проводится презентация их деятельности, ежеквартально проводятся межкафедральные семинары СНИЛ. Итоги деятельности СНИЛ традиционно подводятся в рамках декады студенческой науки БГПУ. Отмечается тесная взаимосвязь научно-исследовательской деятельности членов СНИЛ с научно-исследовательской и экспериментальной деятельностью сотрудников института, деятельностью филиалов кафедр. Это обеспечивает формирование у студентов устойчивой мотивации к научно-исследовательской деятельности, осознания ее значения для профессионального развития.
Преподаватели института повышают мотивацию студентов к участию в научно-исследовательской работе через активизацию их участия в различных конкурсах. В 2016 и 2017 гг. в конкурсе грантов Министерства образования Беларуси получили поддержку 4 студенческих гранта.
Студенческие научные исследования имеют выраженную прикладную направленность, их результаты востребованы в учреждениях образования. Тематика дипломных работ студентов согласуется с учреждениями образования, являющимися заказчиками. Значительная часть дипломных работ выполняется на базе филиалов кафедр. Полученные студентами результаты в обязательном порядке обсуждаются на педагогических советах учреждений образования, внедряются в образовательный процесс.
Вместе с тем в Институте инклюзивного образования есть потенциальные возможности для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности. Существуют проблемы подготовки кадров высшей квалификации в докторантуре, неполного использования кадрового потенциала при проведении научных исследований, требуется усиление публикационной активности преподавателей в изданиях, имеющих высокий импакт-фактор, а также зарегистрированных в наукометрических базах данных (РИНЦ, Scopus). Преодоление этих проблем – актуальная задача администрации и сотрудников Института инклюзивного образования.
На заседании Совета БГПУ также выступила заместитель декана по научной работе факультета дошкольного образования Елена Ивановна Смолер, которая возглавляла комиссию по оценке результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности в Институте инклюзивного образования. Анализ работы института позволил выделить следующие направления и приоритеты научно-исследовательской деятельности: обеспечение фундаментализации образования за счет существенного повышения качества преподавания психолого-педагогических дисциплин; обеспечение инновационного характера образовательной деятельности, включение всех преподавателей кафедр в экспериментальную, исследовательскую, инновационную и проектную деятельность; создание при институте научной школы по проблемам педагогики высшей школы, профессионального педагогического образования и субъектного развития специалиста; продвижение научного педагогического знания в среде студенческой молодежи.
Члены комиссии предложили осуществлять работу по повышению научного рейтинга публикаций, активизировать подготовку диссертационных исследований в соответствии с отраслевой программой «Кадры», развивать научные школы как эффективную среду воспитания нового поколения ученых-педагогов.
В выступлении преподавателя-стажера института, магистра педагогических наук Светланы Леонидовны Рубчени акцент был сделан на тех возможностях, которые предоставляются студентам в институте и БГПУ для осуществления научно-исследовательской работы как важнейшей составляющей и базы их будущей профессиональной деятельности. С особой теплотой она рассказала о тех преподавателях, которые сыграли особую роль в ее становлении как молодого ученого.
Выпускница института, учитель-дефектолог Республиканского центра для детей дошкольного возраста с нарушением слуха Александра Николаевна Пудовкина подчеркнула, что ее студенческие научные достижения не остались просто приятными воспоминаниями, а продуктивно реализуются в профессиональной деятельности.
− Это очень здорово, когда я могу применить на практике все свои разработки и оказать необходимую коррекционную помощь детям с нарушением слуха. Благодаря ранее созданным видеоконсультациям я провожу работу с родителями детей с кохлеарными имплантами, а они могут использовать эти наработки в домашних условиях», − рассказала А.Н. Пудовкина.
Интересным для присутствующих стало также выступление студентки 4 курса Марии Апанасевич. Она охарактеризовала ряд научных и научно-образовательных мероприятий, проведенных в институте, особенно отметив возможность вовлечения студентов в научную деятельность через участие в олимпиадах и конкурсах, мероприятиях, приуроченных к значимым датам, деятельности СНИЛ и СНО. Важным и современным средством информирования и мотивирования студентов, по мнению М. Апанасевич, является сайт института, информация на котором постоянно обновляется и дополняется. Поэтому каждый студент имеет возможность быть в курсе событий, выбрать интересные для себя научные мероприятия, спланировать свою работу. Как и другие выступающие, она указала на значимую роль личности преподавателя для привлечения студентов к научно-исследовательской работе.
Подводя итоги обсуждения вопроса, ректор А.И. Жук отметил, что заседание Совета актуализировало спектр работы, который предстоит реализовывать всем структурным подразделениям университета. Вопросы комплексной организации научно-исследовательской, инновационной и экспериментальной деятельности в институтах и на факультетах, по мнению ректора, исключительно важны, поскольку они оказывают серьезное влияние на качество подготовки современных специалистов и тем самым работают на повышение имиджа университета в целом.
А.И. Жук подчеркнул планомерность и системность в организации научно-исследовательской, инновационной и экспериментальной работы в Институте инклюзивного образования, а также обратил внимание на многоуровневость этой работы − как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения участия сотрудников ИИО в различных программах и проектах. Важно, что научно-исследовательская деятельность института успешно реализуется не только на республиканском уровне, а направлена на развитие международного сотрудничества. Результатом чего стало получение Институтом инклюзивного образования БГПУ статуса базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования.
Ректор отдельно подчеркнул важность качественного информационного сопровождения научно-исследовательской и инновационной деятельности в современных условиях. Опыт Института инклюзивного образования по популяризации результатов своей работы должен быть изучен всеми факультетами и институтами БГПУ.
В принятом решении Совета определены конкретные задачи, направленные на дальнейшее совершенствование научно-исследовательской, инновационной и экспериментальной работы в БГПУ. Полный текст постановления Совета будет направлен во все структурные подразделения университета.