Актуальность создания Института инклюзивного образования обусловлена, в первую очередь, присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой в ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Инклюзивное образование – мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития), в единый образовательный процесс. Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка.
В Республике Беларусь принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, действует план по ее реализации в 2016 – 2020 гг. Однако в международной практике инклюзивное образование рассматривается шире и организуется для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др. Такой подход обусловливает необходимость расширения спектра задач, требующих решения.
Институт инклюзивного образования осуществляет подготовку специалистов в дневной и заочной формах получения образования I ступени высшего образования по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», на II ступени высшего образования по специальности «Коррекционная педагогика»; организует и проводит научные исследования в области специального и инклюзивного образования.
Структура института инклюзивного образования включает следующие подразделения: кафедра основ специальной педагогики и психологии; кафедра тифлопедагогики; кафедра сурдопедагогики; кафедра логопедии; кафедра олигофренопедагогики; учебно-организационный отдел; учебная лаборатория информационно-коммуникационных технологий «Образование без границ»; научно-образовательная лаборатория теории и методики специального и инклюзивного образования.
По инициативе и при поддержке ЮНИСЕФ принято решение о создании в структуре института Национального ресурсного центра инклюзивного образования, а в перспективе – сети его филиалов по всей республике.
Приоритетными направлениями деятельности института инклюзивного образования являются:
- развитие системы подготовки педагогов, способных к реализации вариативных форм образования лиц с особыми образовательными потребностями на разных уровнях образования (организация образовательного процесса на первой ступени высшего профессионального образования, разработка и реализация магистерских программ, подготовка кадров высшей квалификации);
- организация научных исследований в области инклюзивного и специального образования, апробация и внедрение результатов в процессе экспериментальной и инновационной деятельности;
- разработка и внедрение научно-методического обеспечения инклюзивного и специального образования, современных образовательных технологий;
- создание и поддержка профессионального консультативного сайта для специалистов и родителей по прикладным вопросам модернизации системы образования;
- усиление взаимодействия с родителями лиц с особыми образовательными потребностями;
- расширение связей с общественными организациями, представляющими интересы лиц с особыми образовательными потребностями;
- развитие международного сотрудничества;
- организация и проведение национальных и международных научно-практических конференций, конкурсов, выставок по актуальным проблемам инклюзивного и специального образования.
Таким образом, институт инклюзивного образования выступит учебно-научно-производственным центром, обеспечивающим разработку концептуальных основ и осуществление образовательной, научной, учебно-методической и практической деятельности в области инклюзивного и специального образования в Республике Беларусь.
Приказом ректора БГПУ Александра Ивановича Жука назначена администрация института инклюзивного образования: директор института инклюзивного образования, доктор педагогических наук, доцент Вера Валерьевна Хитрюк; заместитель директора по учебной работе Наталья Леонидовна Жмачинская; заместитель директора по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент Светлана Николаевна Феклистова.