Организаторами мероприятия выступили кафедра психологии образования Института психологии БГПУ и кафедра педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. В работе семинара приняли участие ученые и практики в области психологии и педагогики образования, научные сотрудники, преподаватели, аспиранты и магистранты с белорусской и российской стороны.
Открывая семинар, заведующая кафедрой психологии образования Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент Алла Викторовна Музыченко, подчеркнула значимость личностного фактора в развитии сотрудничества. Она обратила внимание, что опыт российских коллег кафедры педагогики и психологии начального образования интересен для белорусских преподавателей кафедры психологии образования, поскольку именно в начальной школе происходит становление субъекта учебной деятельности, формируется образ справедливого общества. Ярославский государственный педагогический университет имеет богатую научно-психологическую школу.
Цель веб-семинара – определение круга актуальных теоретических, прикладных и практических задач для продуктивного сотрудничества по проблемам современного образования. Основными задачами явились: обмен научно-методическим опытом, формирование общего проблемного поля интересов.
С приветственным словом к участникам семинара обратились проректор по научной работе ЯГПУ кандидат педагогических наук, доцент Александр Михайлович Ходырев и заведующая кафедрой педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ, доктор психологических наук, доцент Елена Викторовна Карпова, которые отметили неформальный подход в многолетнем сотрудничестве кафедр.
Доцент кафедры обеспечения профессиональной деятельности Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук Татьяна Сергеевна Юрочкина представила доклад «Функции художественного образа в когнитивном развитии студентов», в котором раскрыла ценность синтеза научного и художественного познания в продолжение идей своего научного руководителя профессора Лилии Николаевны Рожиной. Были затронуты ключевые вопросы обучения психологии в вузе, проиллюстрированы в примерах мультимедийной презентации.
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат психологических наук Ольга Алексеевна Беляева рассказала об опыте организации и работы психологической службы современного образовательного учреждения. На примере анализа школьной среды показала невозможность решения профессиональных задач психологом без налаживания сотрудничества с субъектами образовательного процесса.
Заместитель директора Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук Сергей Никифорович Жеребцов выступил с докладом «Человек переживающий как субъект учения», отметив ценность переживания в образовании человека, значимости продолжения идей культурно-исторической психологии.
Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук Анна Витальевна Невзорова познакомила участников веб-семинара с нормативно-правовым обеспечением современного образовательного процесса. В ходе обсуждения отметила, что участие в разработке образовательных стандартов и других нормативно-правовых документов преподавателей повышает их мотивированность к деятельности и согласованию результатов, критериев оценки.
На проблемах и опыте подготовки психологов для учреждений образования остановилась в своем докладе Алла Викторовна Музыченко, стремясь обобщить научно-методические наработки белорусских исследователей. Сделан вывод о необходимости системной апробации разрабатываемых программ подготовки будущих специалистов для развития образования на научной основе.
Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Ольга Юрьевна Камакина выступила с докладом «Проблемы внедрения инклюзивного образования». Рассматриваемая ею проблема наиболее остро подняла вопрос о сотрудничестве специалистов образования.
Подводя итоги веб-семинара, Алла Викторовна Музыченко отметила продуктивность встречи, актуальность обсуждаемых проблем, активность зарегистрировавшихся участников. Регламент программы не позволил обсудить все вопросы, поэтому общение будет продолжено в онлайн режиме.
Е.В. Карпова выразила благодарность за инициативу взаимодействия, а также надежду на дальнейшее сотрудничество в рамках магистерской программы, проведение веб-семинаров по локальным вопросам психологии образования, очную личную встречу для обсуждения продуктивных задач сотрудничества.