Инициаторами проведения симпозиума, в котором приняло участие более 600 человек, являются Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Ассоциация "Образование для устойчивого развития" и Зарегистрированная организация «Wissenschaftsladen Bonn e.V. (Bonn Science Shop)» (Бонн, Германия) в партнерстве с Республиканским институтом профессионального образования, Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы, Могилевским государственным областным институтом развития образования, ведущими университетами Германии, Латвии, Литвы, Польши, Украины, России, Эстонии.
На открытии перед участниками и гостями симпозиума выступили министр образования Республики Беларусь Михаил Анатольевич Журавков, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Марленович Ковхуто, заместитель министра экономики Ирина Анатольевна Костевич, первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Валентинович Лобович, ректор БГПУ Александр Иванович Жук и др.
Как отметил министр образования Михаил Анатольевич Журавков, в белорусских школах все больше внимания уделяется экологии, в стране есть потенциал, чтобы внедрить экологическое образование для ресурсосбережения и устойчивого развития общества.
− В системе образования Беларуси проводятся серьезные преобразования, реализуются глобальные проекты, поддерживаемые государством. Образование в интересах устойчивого развития реализуется на всех уровнях основного и дополнительного образования. Учреждения образования добились хороших результатов, участвуя в школьном проекте использования ресурсов и энергии (ШПИРЭ) "Зеленая школа". Более сорока учреждений общего среднего образования получили статус "Зеленая школа" и более пятисот − статус ШПИРЭ-школа. В шестнадцати школах и Республиканском центре экологии и краеведения второй год реализуется инновационный проект "Внедрение модели формирования культуры энерго- и ресурсосбережения в образовательном процессе", − рассказал Михаил Анатольевич Журавков.
Со слов заместителя министра экономики Ирины Анатольевны Костевич, развитие качественной системы образования − это стратегическая цель для Беларуси.
− Главным конкурентным преимуществом экономики Беларуси должна стать подготовка образованных кадров. Это позволит обеспечить благоприятные стартовые позиции для вхождения в глобальную экономику знаний. Необходимо отходить от обычного усвоения знаний к развитию способностей самостоятельно усваивать знания и творчески их перерабатывать. Для создания инновационной экономики система образования должна обеспечить соответствующими знаниями и навыками молодое поколение. Необходимо, чтобы образование способствовало развитию личной инициативы человека, благодаря которой расширяются его возможности, − отметила Ирина Анатольевна Костевич.
В свою очередь первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Валентинович Лобович заявил, что из-за ограниченного запаса природных ресурсов и относительно небольшой численности населения необходимо делать ставку на интеллектуальный потенциал нации.
̶ В современных условиях перед нами стоит задача развития непрерывного и профессионального образования, ̶ подчеркнул Андрей Валентинович.
В своем выступлении на тему, связанную с перспективами непрерывного образования в интересах устойчивого развития, ректор БГПУ Александр Иванович Жук отметил, что в условиях современного цивилизационного кризиса глобализация и каскад технических революций создают новый масштаб глобальных рисков.
− По мнению ученых и экспертов, разрешение этих проблем лежит в плоскости изменений жизнедеятельности отдельных людей, стран, регионов и всего человечества, в основе которых – новое образование. К универсальным компетенциям, необходимым к 2020 году наряду с фундаментальным образованием и ментальными инструментами, можно отнести проявление креативности, способность решать комплексные задачи. Люди должны научиться учиться, что очень важно и для адаптации к новым условиям. Если человек готов и умеет учиться, то для него будет доступна квалифицированная работа в будущем. Каждый должен быть готовым к обучению на протяжении всей жизни, все должны научиться учиться по-новому, используя современные ИКТ, а лучшая библиотека в мире – стать доступной самому бедному ребенку в мире. Важно изучать другие культуры – глобализация делает эти знания необходимостью, обществу нужны люди со знанием разных языков, чтобы понимать потребности и проблемы людей из других государств, − отметил в своем сообщении Александр Иванович. − Также важно помочь молодежи меньше бояться изменений: состояние неопределенности – это не всегда плохо, оно может стать причиной личностного роста и креативности. Первое, над чем необходимо работать в образовании сегодня, – содействие изменению поведения и восприятия мира, развитие творческого мышления, навыков сотрудничества с другими людьми.
В рамках двухдневной работы симпозиума, который продлится до 11 февраля, пройдет обсуждение механизмов влияния непрерывного образования на процессы устойчивого развития – обеспечение экологической целостности, экономической устойчивости, социального благополучия и развитие человеческих ресурсов регионов. Во второй день мероприятия запланированы работа экспертов в рамках темы «Межсекторный диалог – условие интеграции общества и образования» и принятие итоговых документов международного симпозиума.
Просмотреть видео-трансляцию международного научного симпозиума "Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор" можно на странице youtube.com.