В семинаре приняли участие представители администраций и педагоги учреждений дошкольного образования, создавших условия для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации города Минска.
На мероприятии были представлены результаты научно-исследовательской работы, выполняемой сотрудниками кафедры тифлопедагогики института, в рамках выполнения задания Министерства образования Республики Беларусь «Разработать научно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушениями зрения на уровне общеобразовательного компонента».
С приветственным словом к участникам встречи обратилась директор института, доктор педагогических наук, доцент Вера Валерьевна Хитрюк. Она рассказала об основных задачах работы Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования, открывшегося на базе ИИО, подчеркнула значимость для развития инклюзивных процессов исследований, выполняемых сотрудниками кафедры тифлопедагогики.
На семинаре был представлен проект учебной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с нарушениями зрения. Руководитель временного научного коллектива, доцент кафедры тифлопедагогики ИИО Светлана Евгеньевна Гайдукевич рассказала об основных линиях адаптации учебной программы, раскрыла пути усиления ее компетентностной направленности и компенсаторной основы. С.Е. Гайдукевич также остановилась на вопросе определения коррекционных задач к занятиям воспитателя с детьми с нарушениями зрения, раскрыла значимые аспекты технологии их определения и формулировки.
Также было представлено методическое обеспечение к программе, разработанное специалистами кафедры тифлопедагогики в рамках научной работы. Старший преподаватель кафедры тифлопедагогики ИИО Елена Сергеевна Кураленя обсудила со специалистами дошкольного образования методические рекомендации по обучению незрячих детей дошкольного возраста, раскрыла их структуру, применяя метод видеоанализа, показала особенности их реализации на практике. Старший преподаватель кафедры тифлопедагогики ИИО Виктория Эдуардовна Гаманович рассказала об усилении функциональных возможностей учебного материала через обращение к лексическим темам. Совместно с преподавателем-стажером Анастасией Олеговной Мусохрановой они включили слушателей семинара в интерактивный процесс по выявлению коррекционной направленности педагогической деятельности воспитателя в процессе поведения занятий и режимных моментов с детьми с нарушениями зрения. В ходе работы были представлены методические материалы, отражающие различные виды распределения содержания материала учебной программы дошкольного образования в рамках лексических тем.
Члены временного научного коллектива неоднократно подчеркивали универсальный характер разрабатываемых методических материалов, возможность их применения при реализации разных форм организации дошкольного образования детей с нарушениями зрения, в том числе и инклюзивного. Участники семинара единодушно отметили качество представленных программно-методических продуктов, их практическую направленность и внесли предложение провести обучающие курсы по внедрению результатов НИР в образовательную практику.