В конференции в онлайн-режиме приняли участие 117 студентов, магистрантов и аспирантов из шести стран: Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Армения, Республики Узбекистан, Республики Казахстан, Украины.
Целью конференции являлся обобщение и трансляция результатов научных исследований молодых ученых по вопросам образования детей с особенностями психофизического развития.
Проблемное поле конференции составили: современные подходы к обучению и воспитанию лиц с особенностями психофизического развития; пути реализации принципа инклюзии в образовании; инновационные образовательные технологии работы в контексте реализации принципа инклюзии; социальная инклюзия лиц с особыми образовательными потребностями как приоритет развития общества.
Пленарное заседание открыла заместитель директора по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент Феклистова Светлана Николаевна. Приветствуя участников конференции, она акцентировала внимание участников на роли научно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций учителя-дефектолога. В докладе «Об организации и результатах научно-исследовательской работы студентов в Институте инклюзивного образования БГПУ» Феклистова С.Н. раскрыла основные направления научно-исследовательской работы студентов Института инклюзивного образования, охарактеризовала достижения и перспективы работы студенческих научно-исследовательских лабораторий Института, их роль в развитии профессиональных компетенций будущего специалиста, а также указала на взаимосвязь научно-исследовательской работы студентов с деятельностью филиалов кафедр института.
На пленарном заседании были представлены доклады студентов по актуальным вопросам образования детей с особенностями психофизического развития: формированию текстовой компетенции в свете освоения образовательных программ младшими школьниками с нарушениями речи; развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта; конструированию компетентностно-ориентированных заданий по формированию зрительно-пространственных представлений детей с нарушениями зрения дошкольного возраста; стимуляции развития моторных навыков у детей с нарушениями речи посредством твистинга; разработке методики профессионально-ориентационной работы с младшими школьниками с легкой интеллектуальной недостаточностью; проектированию коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в контексте реализации инклюзивного образования; консультированию родителей детей раннего возраста в условиях удаленного доступа и др. Знакомство с результатами научных исследований студентов разных стран позволит участникам конференции обогатить свои представления о современных подходах в разных областях обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, расширить область собственного научного поиска и поставить новые задачи при реализации научно-исследовательской деятельности.
В процессе конференции организована работа трех диалоговых площадок:
«Современные подходы к обучению и воспитанию лиц с особенностями психофизического развития» (модератор – кандидат педагогических наук Коляда Оксана Петровна);
«Реализация принципа инклюзии в образовании: проблемы и пути их решения» (модератор – кандидат педагогических наук, доцент Хабарова Светлана Петровна)
«Инновационные образовательные технологии работы в контексте реализации принципа инклюзии» (модератор – кандидат педагогических наук, доцент Мамонько Ольга Владимировна).
В фокусе внимания были проблемы формирования самоконтроля в письме младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях, развития интонационной стороны речи у учащихся с нарушением слуха с использованием технологии музыкальной стимуляции; формирования навыков самообслуживания у дошкольников с тяжёлыми множественными нарушениями, развитию математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития на сенсорном этапе работы с системой Нумикон, формирования графо-моторных умений у детей с функциональными нарушениями зрения дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений; развития креативности учащихся с особенностями психофизического развития; использования навигационного приложения «Lazarillo» в пространственной ориентировке для детей с нарушениями зрения и др.
По результатам работы конференции будет опубликован электронный сборник материалов конференции.