Белорусская модель является результатом научно-исследовательской работы по адаптации хорватской модели «Безопасная и поддерживающая среда в школах», осуществленной БГПУ в партнерстве с представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) при содействии Министерства образования Республики Беларусь, а также поддержке фонда «Польская помощь» при Министерстве иностранных дел Республики Польша.
Внедрение модели состоит из семи шагов и будет способствовать формированию ценностей взаимного уважения у учеников школ и установлению системы мониторинга за их соблюдением, включению в процесс профилактики насилия родителей, учителей, представителей местных органов власти.
Проект будет реализовываться при участии ментора – внештатного участника образовательного процесса. Такая позиция имеет преимущества, заключающиеся в доверительном взаимодействии с работниками, детьми и родителями, поскольку он непосредственно не включен в систему субординации и профессиональных отношений внутри школы, имеет возможность сохранять нейтральную и при этом компетентную позицию. Конечным результатом реализации модели является создание необходимых условий для обеспечения в учреждениях образования комфортных психологических условий для всех участников образовательного процесса.
Онлайн-презентация белорусской модели состоялась в ходе круглого стола «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования». В круглом столе приняли участие заместитель министра образования Республики Беларусь Александр Владимирович Кадлубай, ректор БГПУ Александр Иванович Жук, представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь Рашед Мустафа Сарвар, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Польша в Республике Беларусь Артур Михальски, директор Института психологии БГПУ Дмитрий Григорьевич Дьяков, представители школ, где данная модель будет внедряться, участвующие в программе менторы. В ходе работы участники круглого стола обсудили вопросы, касающиеся теоретических оснований белорусской модели, а также практических аспектов внедрения и апробации ее элементов.
Кроме того, 18 и 19 июня 2020 года пройдут онлайн-тренинги для белорусской команды специалистов, которые будут внедрять модель в образовательный процесс. Экспертом выступит автор хорватской модели, профессор психологии, авторитетный специалист в области гештальт-терапии Ясенка Преград (г. Загреб, Хорватия).
Справочно:
Хорватская модель «Безопасная и поддерживающая среда в школах» положительно зарекомендовала себя в странах Европы. В школах Хорватии, где она была внедрена, количество фактов буллинга сократилось более чем в два раза.