Мероприятие торжественно открыли проректор по научной работе БГПУ, доктор педагогических наук, профессор Позняк Александра Валентиновна и директор Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент Дроздова Наталия Валерьевна.
Александра Валентиновна отметила, что БГПУ является научной организацией, университетом исследовательского типа, ведущим в сфере педагогического образования, координирующим деятельность организаций, которые готовят педагогические кадры, а также разрабатывающим поле для психолого-педагогических исследований.
В приветственном слове Наталия Валерьевна подчеркнула, что проведение конференции такого уровня в стенах нашего университета является огромной честью и не меньшей ответственностью. Была отмечена особая важность проведения подобных научных мероприятий для развития психологического научного сообщества в нашей стране. Было отмечено, что работа в рамках конференции направлена на решение самых разных проблем: социального и личностного развития личности, формированию soft skills, дружественной поддерживающей образовательной среды и интеграции науки и практики.
В рамках пленарного заседания 16 ноября в онлайн- и офлайн-формате были представлены доклады на актуальные для современной психологии образования темы от ведущих белорусских психологов (Л.А. Пергаменщик, Н.В. Дроздова, А.П. Лобанов, В.Е. Морозов, Е.С. Боброва, Д.Г. Дьяков), а также наиболее ярких специалистов в области психологии образования из Российской Федерации, Азербайджана (В.И. Слободчиков, Л.Б. Шнейдер, Н.А. Васягина, С.В. Пазухина и др.).
Были представлены доклады разнообразной тематики: «Феномен личности и самости: трансформация или преображение»; «Многоаспектность педагогического труда и рефлексия воспитательных практик»; «Условия пробуждения личности для экзистенции»; «Стили обучения и когнитивные стили будущих специалистов помогающих профессий: предварительные результаты и перспективы исследования»; «Возможности образовательной среды в профилактике рисков дезадаптации обучающихся»; «Психологические основы профилактики экстремизма в молодежной среде»; «Особенности школьного буллинга и насилия среди сверстников в младшем подростковом возрасте»; «Факторы развития преддевиантных форм поведения у детей в период адаптации к школе (гендерные и возрастные различия)»; «Модель самоидентификации, выстроенная в методологии культурно-исторической психологии».
Важным событием этого дня стали открытые лекции В.И. Слободчикова, доктора психологических наук, профессора, член-корреспондента РАО (г. Москва, Россия) на тему «Национальная доктрина образования в Российской Федерации: статус и смысл» и «Концепция воспитания» в рамках которой лектор представил проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации, как базового документа, определяющего основания перехода к национально ориентированному образованию. Отметил, что основная роль образования – это раскрытие, взращивание и совершенствование сущностных сил человека на его пути к высшему Идеалу и высшей Ценности. Главная практическая задача образования состоит в познании человеком фундаментальных законов бытия и овладение методологией творческого применения этих знаний в продуктивной деятельности и повседневной жизни. Одна из важнейших функций образования в обеспечении самоидентификации каждого гражданина России в качестве неотъемлемой части ее многонационального народа и само содержание образования нацелено на решение возрастных задач становления и развития взрослеющего человека во времени истории своего Отечества, народа и государства, в пространстве родной культуры и в вечности.