На базе БОО «Позитивное движение» состоялось посещение мобильных пунктов профилактических услуг для ПИН (потребителей инъекционных наркотиков). Проведено ознакомление студентов-практикантов с работой сервисов по оказанию профилактических услуг для потребителей инъекционных наркотиков (стационарного пункта профилактических услуг и мобильных пунктов профилактических услуг г. Минска), а также с работой центра социального сопровождения для потребителей инъекционных наркотиков «Перекресток». Также состоялись встречи с председателем правления БОО «Позитивное движение» Ириной Евгеньевной Статкевич, социальными работниками и консультантами пунктов. Организовано участие студентов в формировании мотивационных пакетов для клиентов, пакетов информационных материалов для стендов БОО «Позитивное движение», размещенных в учреждениях Министерства здравоохранения.
В рамках проекта «Ноль дискриминации» студентами-волонтёрами БОО «Позитивное движение» была сформирована база диагностического инструментария для оценки семейной ситуации в группах риска (подростки, вовлеченные в наркопотребление и их родители), изучена проблема усыновления ВИЧ-инфицированных детей.
Психологи, работающие на базе практики (психолог-консультант Анна Любинская и консультант по работе с зависимостями Вячеслав Самарин), говорят о благоприятном впечатлении от работы студентов-волонтёров 1 курса, отмечают их особый интерес к работе с зависимыми и созависимыми людьми.
На базе Центра семейного консультирования Анны Матуляк студенты-волонтеры 1 курса 11 группы специализации «Психология семейных отношений» в рамках проекта «Осознанное отцовство и материнство – счастливая семья» наблюдали процесс консультирования супружеских пар по проблеме нарушения репродуктивного здоровья с последующим обсуждением с Анной Сергеевной Матуляк направлений оказания психологической помощи. Были реализованы информационная и ориентирующая функции проекта «Осознанное отцовство и материнство – счастливая семья».
На базе SOS детской деревни Боровляны студенты-волонтеры 1 курса 11 группы специализации «Психология семейных отношений» в рамках проекта «Уроки доброты» осуществляли индивидуальное выполнение домашнего задания, проведение тренинговых программ с детьми разных возрастов на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, составление «Книги жизни» ребёнка.
Студенты 12 группы проходят волонтёрскую практику на двух базах: в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Минска» и в Московском районном отделении Белорусского общества Красного Креста. Первая подгруппа в рамках проекта «САМИ» (Самые Активные Молодые Инвалиды) рисовали, играли в интеллектуальные игры, что способствовало созданию благоприятного психологического состояния инвалидов, а студенты второй подгруппы в рамках проекта «Жизнь без барьеров» осуществляли стационарное социально-психологическое сопровождение инвалидов.
В Минском государственном городском училище олимпийского резерва работа по проекту «Физическая культура – здоровые дети» на неделе с 27 по 31 марта 2016 года была приурочена теме педагогического совета «Профессиональная компетентность классных руководителей и кураторов в формировании здорового образа жизни обучающихся МГГУОР». Студенты познакомились с работой учителей по данному направлению и их методическими разработками. Совместно с психологом были подобраны упражнения, которые были продемонстрированы учителям в рамках темы «Развитие профессиональной компетенции педагогов в формировании ЗОЖ как один из инновационных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся».
– Польза практики несомненная. Самое главное – студенты получают практический навык. Эта практика не подразумевает строгой документации, поэтому студенты имеют возможность работать в свободном режиме, также снимается тревожность. Это первая профессиональная проба студентов. Первокурсники сами недавно пришли со школьной скамьи, поэтому преобладает система «равный обучает равного». Действует эффект пассажира поезда – попутчика: так легче устанавливаются доверительные отношения со старшеклассниками, которые охотно делятся своими переживаниями. Для студентов это уникальная возможность погрузиться в атмосферу школы с позиции психолога, – отметила педагог-психолог высшей категории в ГУО «Средняя школа № 125 г. Минска» Людмила Георгиевна Жуковская.
В Психологической службе БГУФК по проекту «Психологическая культура в мозаике личности» на базе общежития были проведены тренинговые занятия для студентов, направленные на формирование навыков эффективного общения. В процессе выполнения заданий, обсуждения конкретных ситуаций и участия в психологических играх волонтеры помогли разобраться студентам в том, что такое эмпатия, коммуникативные барьеры и взаимопонимание.
На базе межкафедральной учебно-научно-исследовательской лаборатории БГУФК в рамках проекта «Спортивная панорама» студенты принимали участие в обработке данных мониторинга психологической подготовленности спортсменов, занимающихся вольной борьбой. Для спортсменов, испытывающих эмоциональное напряжение, были подготовлены ролики для релаксации и визуализации.
В конце недели руководители практики волонтеров-первокурсников проводили оценку промежуточных результатов практики, ее эффективности.
– В этот период довольно динамично менялись стратегии работы первокурсников. Тот, кто проявлял осторожность, высказывал свои сомнения о пользе практики при отсутствии необходимых профессиональных знаний, попробовав включиться в работу с детьми, стал проявлять инициативу в разработке группового проекта. Тот, кто сторонился шумных детских групп, оказался эффективным в индивидуальной беседе с ребенком, обнаружил умение устанавливать доверительные отношения. Разнообразие поручений и заданий на базах практики предоставляло возможность студентам-первокурсникам попробовать себя в разных формах взаимодействия, – отметила заведующий кафедрой психология образования Алла Викторовна Музыченко.
– Обработка и обобщение большого количества анкет сразу показалось волонтерам малопривлекательным занятием. Однако по мере накопления информации стал проявляться интерес к интерпретации полученных результатов, высказывались предложения по содержанию психологической работы со студентами БГАТУ. Волонтеры-первокурсники постепенно включаются в целостную систему работы педагога-психолога, начинают понимать взаимосвязь всех выполняемых заданий, что формирует их ответственность и учит организованности, рассказала педагог-психолог высшей категории БГАТУ Маргарита Аркадьевна Дроботенко.
Для студента-первокурсника на факультете психологии чрезвычайно важно встретиться с влюбленным в свою профессию психологом, увидеть его увлеченность в работе и в этом волонтерам повезло.