Методика, представляющая собой вариант методики Г.Е. Леевика ЦОЛ-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год с выпускниками школ и учащимися ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Ценностные ориентации личности подразделяются на ценностные ориентации - цели жизни и ценностные ориентации - средства достижения целей жизни. Первая группа включает ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности. Вторая группа - ценностные ориентации на развитие нравственных качеств, деловых качеств, волевых качеств, моральных качеств.
ЦО на труд обобщает в себе такие ценности, как приобретение богатого профессионального опыта, тонкое, до мелочей, знание специальности, знание современного состояния науки и техники по своей специальности, а также получение удовлетворения от самого процесса труда, осознание его общественной ценности, добросовестного отношения к делу.
ЦО на общение связана с возможностями удовлетворения потребностей человека в общении, в том числе с такими ценностями, как: информированность, наличие свойств характера, способствующих общению (жизнерадостность и чувство юмора), наличие возможности общения при отдыхе, обсуждении философских и производственных проблем. Ориентация на общение предполагает также хорошие отношения с товарищами по работе и личными друзьями.
ЦО на познание объединяет стремление человека к самосовершенствованию, расширению своего кругозора, образованию, повышению культурного и интеллектуального уровня, а также самокритичности, с одной стороны, и образованности, зрелости, мудрости в понимании жизни, с другой.
ЦО на общественно-политическую деятельность включает в себя различные виды общественной работы, являющиеся ценностью для человека: это пропаганда идей и знаний, различного рода общественная работа у себя в коллективе и по месту жительства, работа в выборных общественных органах.
ЦО на материальные ценности обобщает ценности, которые присущи материальной обеспеченности - высокая заработная плата, благоустроенная квартира и личная автомашина, возможность одеваться по моде. В то же время быть материально обеспеченным - это предполагает либо быстрое продвижение по службе, либо хорошие взаимоотношения с нужными людьми.
ЦО на развитие нравственных качеств объединяет ценности, которые характеризуют отношение человека к другим людям - любить людей, уважать их, быть чутким, искренним, прощать их ошибки и заблуждения, уметь почувствовать чужую беду и помочь людям.
ЦО на развитие деловых качеств включает в себя достаточно противоречивый набор ценностей : организаторские и педагогические способности, инициативность, самостоятельность и предприимчивость, умение быстро и правильно оценить ситуацию, сделать прогноз наличия собственного плана действий, высокая трудоспособность.
ЦО на развитие волевых качеств проявляется в высокой оценке настойчивости и упорства в преодолении препятствий, целеустремленности, выдержки и самообладания, смелости и решительности, уверенности в своих силах, быстроты в решении производственных и житейских вопросов.
ЦО на развитие моральных качеств характеризует отношение человека к себе - скромность и бескорыстие, требовательность и чувство собственного достоинства, а также способность понять, почувствовать прекрасное в человеке, природе и искусстве.
Опросник ЦОЛ
Перед Вами список различных ценностей, каждой из которых человек может обладать, а может и не обладать. Для одного очень важно одно, для другого – иное. Мы просим Вас оценить, насколько важно Вам обладать этими ценностями, независимо от того, есть они у Вас или нет.
Мы просим оценить их по семибальной шкале. Цифры обозначают:
- совершенно не важно, есть у меня это качество или нет
- скорее не важно, чем важно
- не очень важно
- важно в средней степени
- скорее важно, чем не важно
- очень важно
- обладать этим качеством для меня самое главное в жизни.
Прежде ознакомьтесь со всем списком ценностей, а затем по очереди оцените каждую. Свою оценку (цифру от 1 до 7) напишите на бланке для ответов в клеточку, соответствующую номеру.
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11
|
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21
|
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31
|
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41
|
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
1. |
Быть образованным (иметь широкие и глубокие знания, высокую общую культуру). |
28. |
Уметь быстро оценить и предвидеть возможные варианты хода событий. |
2. |
Одеваться по моде. |
29. |
Быть требовательным к себе. |
3.
4. |
Быстро овладевать профессиональными умениями. Быть в курсе последних местных новостей |
30. |
Выполнять отдельные важные общественные поручения в своем коллективе (в группе, общежитии). |
5. 6. |
Быть смелым в принятии решений. Уметь понимать ошибки и заблуждения других людей. |
31. |
Стараться расширить свой кругозор, повысить образование, общую культуру и интеллект. |
7.
8. |
Понимать прекрасное в человеке, природе и искусстве. Иметь педагогические способности |
32. |
Получать высокую заработную плату. |
9. |
(уметь учить и воспитывать людей). Быть скромным. |
33. |
Приобрести богатый профессиональный опыт. |
10.
11. |
Заниматься общественной работой в группе. Знать последние достижения науки и техники в своей профессиональной |
34. |
Испытывать удовлетворение от общения с товарищами по производственным и непроизводственным вопросам. |
12. |
области. Иметь свою благоустроенную квартиру. |
35. |
Быть настойчивым и упорным в преодолении трудностей и достижении цели. |
13. |
Сознавать, понимать полезность |
36. |
Быть бескорыстным. |
14. |
своего труда для других людей. Иметь возможность общаться с товарищами. |
37. |
Любить людей, уважать их, быть чутким к их взглядам, обычаям, привычкам. |
15.
16. |
Быть инициативным, самостоятельным в решении задач. Быть искренним в отношениях с людьми. |
38. |
Обладать организаторскими способностями, уметь организовать, мобилизовать, сплотить труд и отдых людей. |
17. |
Быть уверенным в себе и своих силах. |
39. |
Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому. |
18. |
Уметь устанавливать хорошие отношения с нужными людьми. |
40. |
Работать в дружине, по охране порядка и т.п. |
19. |
Иметь чувство собственного достоинства. |
41. |
Иметь собственное мнение по самым разным производственным и житейским вопросам. |
20. |
Заниматься общественной работой |
42. |
Быть материально обеспеченным. |
|
или работать в выборных органах училища (техникума). |
43. |
Быть хорошим специалистом, до тонкостей знающим свое дело. |
21. |
Быть зрелым, мудрым в суждениях, опираться на здравый смысл в |
44. |
Быть в хороших отношениях с товарищами по учебе. |
22. |
понимании жизни. Иметь личную автомашину. |
45. |
Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях. |
23. |
Получать удовольствие от процесса труда. |
46. |
Быть готовым словом и делом помочь другим людям. |
24. |
Отдыхать в приятном общении с друзьями. |
47. |
Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора. |
25. |
Уметь быстро решать производствен- ные и житейские вопросы. |
48. |
Быть выносливым, способным длительно и напряженно трудиться. |
26. |
Быть ответственным за порученное дело. |
49. |
Стремиться к самоусовершенствованию. |
27. |
Уметь почувствовать и сопереживать горе, беду другого человека. |
50. |
Участвовать в решении общественных и государственных вопросов. |
Обработка результатов.
После того, как будут проставлены оценки на бланке ответов по всем 50-ти ценностям, рекомендуется рассчитать выраженность каждой ЦО в %. Затем проводится анализ выраженности конкретных ценностей и обобщенных ценностных ориентаций. Для понимания системы ценностных ориентаций необходим анализ обычно десяти ценностей, получивших самые высокие оценки и десяти ценностей, имеющих самые низкие оценки.
С помощью ключа высчитываются девять обобщенных ЦО. Оценка по обобщенным ЦО складывается из четырех «взвешенных» оценок тех конкретных ценностей, которые получили наибольшие баллы по шкале.
КЛЮЧ РАСШИФРОВКИ ОТВЕТОВ
ЦО - цели жизни:
ЦО на труд № 11,13, 23, 26, 33, 43.
ЦО на общение № 4,14, 24,34, 44,47.
ЦО на познание № 1, 21, 31, 39, 49.
ЦО на общественно-политическую деятельность (ОПД) № 10, 20, 30, 40, 50.
ЦО на материальные ценности № 2, 3, 12, 18, 22, 32, 42.
ЦО - средства достижения целей жизни:
ЦО на развитие нравственных качеств № 6, 16, 27, 37, 46.
ЦО на развитие деловых качеств № 8, 15, 28, 38, 41, 48.
ЦО на развитие волевых качеств № 5, 17, 25, 35, 45.
ЦО на развитие моральных качеств № 7, 9, 19, 29, 36.