Новости События Общее

Имя прилагательное

22-09-2018 Практические занятия
Система упражнений по теме "Имя прилагательное" (для иностранных студентов)

Тема 4.3 Имя прилагательное

 

4.3.1 Имя прилагательное как часть речи

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные и притяжательные

 

         Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (высокий человек, летнее утро, иностранный студент, мамино пальто, лисий след).

     Начальная форма имени прилагательного – именительный падеж единственного числа мужского рода (заботливый отец, новый магазин, умный студент).  

В предложении имена прилагательные выступают в роли согласованного определения (Вдалеке показался высокий дом) и  именной части составного именного сказуемого (Дом высокий).

      Имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

Качественные имена прилагательные обозначают качество, непосредственный признак предмета, явления: вес, размер, форму, скорость (лёгкий, большой, круглый, быстрый), цвет (синий, красный, зелёный); качества, которые воспринимаются органами чувств (громкий, вкусный, ароматный); черты характера (хороший, добрый, весёлый); возраст (молодой, юный, старый) и т.д.

Качественные имена прилагательные имеют полную и краткую форму (смелый – смел, добрый – добр); формы степеней сравнения (добрый – добрее, более добрый, добрейший, самый добрый); сочетаются с наречиями меры и степени (очень красивый, слишком тяжёлый); образуют наречия на

 –о, -е (красивый – красиво, искренний – искренне), прилагательные с уменьшительно-ласкательными  суффиксами (весёленький, хитренький), отвлечённые существительные (красота, бодрость), антонимические пары (далёкий близкий, умный – глупый), сложные слова (мудрый-мудрый, умный-умный); к качественным именам прилагательным можно подобрать синонимы (заботливый внимательный, добрый милосердный).

Относительные имена прилагательные обозначают постоянные признаки предмета, которые могут указывать на: материал, из которого изготовлен предмет (капроновые шторы), место, время, пространство (городской транспорт, весенние цветы, прибрежные волны), назначение (водопроводный кран, теннисный корт), отношение к каким-либо лицам (правительственное совещание) или к числу (двойной удар, тройной прыжок). Относительные имена прилагательные обозначают неизменный признак, который не может проявляться в  большей или меньшей степени. Они не образуют форм степеней сравнения, не имеют краткой формы и других признаков качественных имён прилагательных. Относительные имена прилагательные имеют суффиксы –н-, –ан- (-ян-), -ск-, -енн-, -онн- и др.:  лесной, кожаный, серебряный, городской, ремесленный, дискуссионный.

Запомните! Относительные имена прилагательные могут переходить в разряд качественных: золотое (относительное) кольцо  – золотое (качественное) сердце, вишнёвое (относительное) варенье –  вишнёвое (качественное) платье и т.д.

Притяжательные имена прилагательные обозначают признак, который  указывает на принадлежность  предмета какому-то лицу или животному (мамина шуба, заячья нора). Притяжательные имена прилагательные, как и относительные,  не имеют степеней сравнения, от них не образуются наречия  на -о, -е, уменьшительно-ласкательные формы и т.д.. Значение принадлежности передаётся суффиксами  -ин-(-ын-),  -ов-(-ев-),  -ий- (-й-).

Запомните! Притяжательные имена прилагательные могут переходить в разряд относительных (медвежья берлога – медвежья шуба) и качественных (мышиная нора – мышиная возня).

 

  1. Ответьте на вопросы.
  1. Что обозначает имя прилагательное?
  2. На какие вопросы оно отвечает?
  3. Как изменяются имена прилагательные?
  4. В форме какого числа они не различаются по родам?
  5. Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена прилагательные?
  6. На какие лексико-грамматические разряды делятся имена прилагательные?
  7. Что обозначают качественные имена прилагательные? Перечислите их признаки.
  8. Что обозначают относительные имена прилагательные? Перечислите их признаки.
  9. Что обозначают притяжательные имена прилагательные? Перечислите их признаки.
  10. Могут ли имена прилагательные переходить из одного лексико-грамматического разряда в другой? Приведите примеры.
  1. Поставьте вопросы к именам прилагательным.

Троллейбусный парк, детские игрушки, длинный путь, интересные рассказы, птичий клюв, громкий крик, лисий хвост, горькое лекарство, бабушкин халат, холостой мужчина, медвежья шкура, гордые люди, стальные двери, мамин платок, отцов подарок, мудрые советы, зачётная книжка, филологический факультет, кремовый торт, золотые серьги.

  1. Составьте и запишите словосочетания по образцу. Определите число и род имён прилагательных.

    Образец: синий – синева; синее небо − синева неба. Синее – имя прилагательное, единственное число, средний род.

    Голубой – голубизна, старый – старость, белый – белизна, молодой – молодость, свежий – свежесть, новый – новость, известный – известность, глупый – глупость, мудрый – мудрость, аккуратный – аккуратность, красивый – красота, бедный – бедность, чистый – чистота, добрый – доброта, богатый – богатство, сладкий – сладость, суровый – суровость, злой – злость.

  2. К именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число и  род имён прилагательных.

    Пиджак, лето, общежитие, песня, кувшин, сияние, питание, транспорт,  дыня, девушка, преподаватель, житель, стакан, человек, уши, пассажир, лекция,  малыш, сок, пальто.

    Слова для справок: стройный, пятикилограммовый, студенческий, жаркий, отцов, трёхразовый, северный, узкий, здешний, городской, глиняный, стеклянный, заячий, гордый, тихий, познавательный, трёхлетний, безбилетный, апельсиновый, требовательный,

  3. Раскройте скобки. Определите число, род и падеж имён прилагательных.

Белая ночь

(Старый) пароход отошёл от пристани в Вознесенье и вышел в (Онежский) озеро.

(Белый) ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди (северный) озер.

На востоке низко висела (бледный) луна.

Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, качая куски (сосновый) коры. На (далёкий) берегу сторож пробил двенадцать ударов. Хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по (водный) глади в (прозрачный) сумрак.

Я не знаю, как назвать (томительный) свет (белый) ночи? (Загадочный) светом? Или (магический) светом?

Эти ночи всегда кажутся мне (чрезмерный) щедростью природы − столько в них (бледный) воздуха и (призрачный) блеска серебра.

Человек не может примириться с (неизбежный) исчезновением этой красоты. Поэтому, должно быть, (белый) ночи и вызывают своей непрочностью (легкий) печаль.

(К. Паустовский)

  1. Изучите материал таблицы «Паронимы».  С выделенными словами составьте словосочетания.

    Паронимы

Воспитательный ʻпредназначенный для воспитания, содействующий (помогающий) емуʼ

Воспитательский ʻпринадлежащий, свойственный воспитателюʼ

Генеральный ʻглавный, основнойʼ

Генеральский ʻпринадлежащий генералуʼ

Горячий ʻсильно нагретыйʼ

Горючий ʻспособный горетьʼ

Грецкий ʻназвание какого-то вида (ореха и т.п.)ʼ

Греческий ʻотносящийся к Греции, грекам, свойственный имʼ

Дружеский ʻтоварищеский, относящийся к другу, друзьям, принадлежащий, свойственный имʼ

Дружественный ʻоснованный на дружбе, выражающий дружбуʼ

Единый ʻнераздельный, целостный, общий для всехʼ

Единственный ʻтолько один, всего лишь одинʼ

Желанный ʻсоставляющий предмет ожидания; милый, дорогойʼ

Желательный ʻнужный, необходимый, соответствующий желаниям, интересамʼ

Искусный ʻлицо, знающее своё дело; оценка чего-то, выполненного с большим умениемʼ

Искусственный ʻненастоящий, неискреннийʼ

Неудачный ʻбезуспешный, плохо сделанныйʼ

Неудачливый ʻтакой, которому не везётʼ

Экономический ʻотносящийся к экономике, образующий еёʼ

Экономичный ʻвыгодный, дающий возможность экономитьʼ

Эффективный ʻдейственный, который приводит к нужным результатамʼ

Эффектный ʻпроизводящий сильное впечатление, эффектʼ

  1. Определите лексико-грамматический разряд имён прилагательных. Заполните таблицу.

Качественные имена прилагательные

Относительные имена прилагательные

Притяжательные имена прилагательные

 

 

 

Милая девушка, фарфоровая тарелка, павлиний хвост, старая книга, холодный напиток, мамины документы, пятиразовое питание, громкий крик, городской житель, холодная ночь, весеннее утро, стеклянный стакан, Танин рюкзак, птичьи голоса, красное пальто, кислый сок, двойное дно, женатый мужчина, рыжий мальчик, вороная лошадь, крепкий сон, огромный дом.

  1. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Соколова-Микитова «В зимнюю ночь». Выпишите все имена прилагательные, определите их лексико-грамматический разряд и синтаксическую функцию.

Ещё в детстве мне пришлось много слышать о волчьих охотах. Отец жил в лесной конторе, среди прекрасных охотничьих угодий. Нередко из города приезжали к нам гости, вместе с ними отец уезжал на охоту. По вечерам за чайным столом, когда охотники возвращались, я слушал рассказы о необычайных охотничьих приключениях, и, кто знает, быть может, тогда зародилась во мне охотничья страсть.

Живо представляю эту старинную охоту. Зима,  искрится под месяцем снег, по деревьям постукивает крепкий мороз. По зимней дороге медленно двигаются широкие сани. В них охотники в овчинных тулупах. Длинная верёвка тащится за санями. Издали кажется, что это за санями бежит маленькая собачонка.

Лошадь (для охоты выбирают самую смирную и спокойную), пофыркивая, неторопливо идёт по белой дороге.

Не всегда охота хорошая. Нередко, проездив всю долгую зимнюю ночь, отец возвращался с пустыми руками.

Но зато особенное чувство испытывает охотник, когда после долгих часов езды по пустынным зимним дорогам в лесной редкой опушке мелькнут знакомые тени.

  1. Выпишите словосочетания с качественными именами прилагательными и определите, какой непосредственный признак они обозначают (вес, размер, цвет и т.д.)

Трудный день, приморский город, гениальный художник, грустный человек, праздничный концерт, детский крик, минская улица, волчий хвост, тёплый день, кухонный стол, сосновый бор, справедливый преподаватель, тяжёлый чемодан, большой шкаф, синий платок, кожаный плащ, добрый человек, петушиный крик, пятилетний ребёнок, последний бой.

  1.  Выпишите словосочетания с относительными именами прилагательными. Замените их синонимичными сочетаниями слов.

Образец: кленовый лист – лист клёна, деревянный стол – стол из дерева.

Бархатное платье,  седые волосы, воронье гнездо, верблюжья шерсть, ядовитые растения, звонкий голос, дневной свет, золотая осень, молочный суп, троллейбусная остановка, детские игрушки, старенький автомобиль, дождевая капля, июльская жара, турецкий султан, золотой браслет, каменная стена,  морской берег, утренняя заря, строительная бригада.

  1. К данным существительным подберите относительные имена прилагательные.

Рейс, день, самолёт,  растение, дыня, суп, магазин, промышленность, шуба, браслет, компот, пирожное, машина,  игрушки,  лес, город, житель, улица, мебель, одежда, цена.

  1. От данных имён существительных образуйте притяжательные имена прилагательные. Выделите суффиксы. Обратите внимание на чередование звуков.

Папа − папин, мама, бабушка, сестра, дядя, тётя, Петя, кошка; лиса – лисий, пингвин, олень, павлин, волк, рыбак, черепаха; мышь – мышиный, комар, пчела, змея, сокол; заяц – заячий, белка, медведь, птица, черепаха.

 

4.3.2 Категории рода, числа, падежа  имён прилагательных

 

Имена прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное (деревянный дом, деревянного дома, деревянные дома, деревянных домов). Значения рода, числа и падежа имён прилагательных выражаются с помощью окончаний. Во множественном числе имена прилагательные по родам не различаются и имеют окончания –ые/-ие (новые университеты, новые машины, новые здания; лёгкие тесты, лёгкие сумки, лёгкие  воспоминания).

  1.  Прочитайте текст. Найдите имена прилагательные и существительные, с которыми они согласуются. Заполните таблицу.

Имя прилагательное

Начальная форма

Число

Род

Падеж

 

 

 

 

 

Лошицкий парк

Лошицкий парк, самый загадочный и таинственный в Минске, надёжно спрятал не одну вековую тайну. Оказавшись сейчас в черте города, он смог сохранить элементы старой планировки, свою величавость и очарование. Мы можем прогуляться по липовой аллее XVIII века, увидеть на берегу протекающей здесь реки Лоши развалины водяной мельницы из красного кирпича и загадать заветное желание,  дотронувшись до могучего дуба.

Этот дуб считается священным и излучает позитивную энергетику.  В старину существовала традиция давать клятву верности возле этого могучего дерева, которое в народе прозвали «обручальным». Традиция продолжается и в наши дни. Прикоснувшись к дубу,  можно загадать своё самое заветное желание, но  дерево принимает просьбы только у открытых и добрых людей.

(Источник: http://www.poznaibelarus.by/category/belarussian-legends/)

  1.   Прочитайте текст. Выпишите имена прилагательные вместе с определяемыми именами существительными. Определите число, род, падеж имён прилагательных.

    Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжёлым несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, узлы с булками и пирогами −  последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся;  помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь моё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

    (По А. Пушкину)

  2. Раскройте скобки. Определите число, род, падеж имён прилагательных.

    С (ранний) утра небо ясно; (утренний) заря не пылает пожаром: она разливается (кроткий) румянцем. Солнце − не (огнистый), как во время (знойный) засухи, не (тускло-багровый), как перед бурей, но (светлый) и (приветно лучезарный) − мирно всплывает под (узкий) и (длинный) тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман.

    Около полудня обыкновенно появляется множество (круглый) (высокий) облаков, (золотисто-серый), с (нежный) (белый) краями. Подобно островам, разбросанным по реке, обтекающей их глубоко (прозрачный) рукавами (ровный) синевы, они почти не трогаются с места. Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз (голубоватый) полосы.

(По И. Тургеневу)

  1. Прочитайте пословицы и поговорки о дружбе. Найдите имена прилагательные. Подберите к ним синонимы и антонимы. Определите число, род, падеж имён прилагательных.

1. Верному другу цены нет. 2. Друзья до чёрного дня. 3. Крепкую дружбу и водой не разольёшь. 4. Короткий счёт − длинная дружба. 5. Вещь хороша, когда новая, а друг − когда старый. 6. Добрая шутка дружбы не рушит. 7. Друг − ценный клад, недругу никто не рад. 8. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.9. Неверный друг − опасный враг. 10. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

17. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные и согласуйте их с определяемыми именами существительными.

Белая Церковь

Белая Церковь − … город. Вблизи него раскинулись … Александрийские сады. В них бывали Пушкин и Мицкевич. Эти сады производили впечатление сказки. … и …, они всегда были затянуты … дымкой − то от солнца, то от дождя. … олени выходили из чащи, чтобы нежиться у фонтанов. Фонтаны били прямо из травы, из кустов шиповника. Эти сады поднимались перед глазами в несколько ярусов, давали несколько … планов. Казалось, что только кисть … художника смогла бы передать зрителю их очарование и … глубину.

Через Александрийские сады протекает река Рось с … водой. Она вся заросла … лилиями. Во времена моего детства река в Александрийских садах была перегорожена … цепями, чтобы лодочники не мяли лилии и не пугали лебедей, гнездившихся на этой реке.

(По К. Паустовскому)

Слова для справок: высокий, таинственный, гениальный, старинный, пышный, белый, цветной,  великолепный, лёгкий, дикий, прозрачный, железный.

 

4.3.3 Полная и краткая форма качественных имён прилагательных

18. Изучите материал таблиц «Полная и краткая форма качественных имён прилагательных», «Образование краткой формы качественных имён прилагательных».

 

Полная и краткая форма качественных имён прилагательных

 

Имена прилагательные в полной форме (какой? какая? какое? какие?)

Имена прилагательные в краткой форме (каков? какова? каково? каковы?)

Значение

Обозначают постоянный признак предмета (весёлый человек, больной ребёнок)

Обозначают временный признак предмета (человек весел, ребёнок болен)

Морфологические признаки

Изменяются по числам, родам и падежам

Изменяются только по числам и родам (в единственном числе)

Синтаксическая функция

В предложении являются согласованным определением или именной частью составного именного  сказуемого

В предложении являются именной частью составного именного сказуемого. В роли определения встречаются только в устойчивых сочетаниях и в поэтических произведениях

 

Образование краткой формы качественных имён прилагательных

Перед конечным согласным основы гласный

молодой (-ая, -ое, -ые)

белый (-ая, -ое, -ые)

здоровый (-ая, -ое, -ые)

красивый (-ая, -ое, -ые)

широкий (-ая, -ое, -ие)

молод (-а, -о, -ы)

бел (-а, -о, -ы)

здоров (-а, -о, -ы)

красив (-а, -о, -ы)

широк (-а, -о, -и)

Перед конечным согласным основы   согласный (кроме К и Н)

быстрый (-ая, -ое, -ые)

чистый (-ая, -ое, -ые)

гордый (-ая, -ое, -ые)

добрый (-ая, -ое, -ые)

твёрдый (-ая, -ое, -ые)

быстр (-а, -о, -ы)

чист (-а, -о, -ы)

горд (-а, -о, -ы)

добр (-а, -о, -ы)

твёрд (-а, -о, -ы)

Основа на К (перед К твёрдый согласный)

яркий (-ая, -ое, -ие)

сладкий (-ая, -ое, -ие)

лёгкий (-ая, -ое, -ие)

близкий (-ая, -ое, -ие)

узкий (-ая, -ое, -ие)

ярок, ярка  (-о, -и)

сладок, сладка (-о, -и)

лёгок, легка (-о, -и)

близок, близка (-о, -и)

узок, узка (-о, -и)

Основа на К и Н (перед Н твёрдый и мягкий согласные;

перед К   мягкий согласный)

трудный (-ая, -ое, -ые)

полезный (-ая, -ое, -ые)

больной (-ая, -ое, -ые)

умный (-ая, -ое, -ые)

горький (-ая, -ое, -ие)

труден, трудна (-о, -ы)

полезен, полезна (-о, -ы)

болен, больна (-о, -ы)

умён, умна (-о, -ы)

горек, горька (-о, -и)

ЗАПОМНИТЕ!

достойный (-ая, -ое, -ые)

злой (-ая, -ое, -ые)

хитрый (-ая, -ое, -ые)

острый (-ая, -ое, -ые)

светлый (-ая, -ое, -ые)

кислый (-ая, -ое, -ые)

достоин, достойна (-о, -ы)

зол, зла (-о, -ы)

хитёр, хитра (-о, -ы)

остёр, остра  (-о, -ы)

светел, светла (-о, -ы)

кисел, кисла (-о, -ы)

Не имеют краткой формы имена прилагательные:

  • обозначающие некоторые цвета и масти животных (сиреневый, фиолетовый,  вороной);
  • с суффиксами –ущ- (-ющ-), -оньк- (-еньк), -енн- (худющий, зелёненький, широченный );
  • с суффиксами –ск-, -еск-, -ов- (-ев), -н-, -л- (геройский, дружеский, передовой, боевой, кровный, загорелый);
  • с приставками пре-, раз- (предобрый, развесёлый);
  • употребляющиеся только в составе фразеологизмов (круглый сирота, закадычный друг);
  • слова больший, младший, старший, меньший

Употребляются только в краткой форме

рад, горазд, надобен, должен, прав и др.

 

Такой, какой + имя прилагательное в полной форме

Так, как + имя прилагательное в краткой форме

 

19. Ответьте на вопросы.

  1. Какие имена прилагательные (качественные, относительные, притяжательные) могут употребляться как в полной, так и краткой форме?
  2. Что обозначают имена прилагательные в полной форме? Перечислите их морфологические признаки, приведите примеры.
  3. Что обозначают имена прилагательные в краткой форме? Перечислите их морфологические признаки, приведите примеры.
  4. Какую синтаксическую функцию выполняют имена прилагательные в полной и краткой форме?
  5. Как образуется краткая форма качественных имён прилагательных?
  6.  Какие имена прилагательные не имеют краткой формы?
  7. Какие имена прилагательные употребляются только в краткой форме?
  8. С какими словами сочетаются имена прилагательные а) в полной форме; б) в краткой  форме?
  1. От данных имён прилагательных образуйте краткую форму.

    Образец: глубокий – глубок, глубока, глубоко, глубоки.

    Грустный, внимательный, достойный, тяжёлый, милый, вежливый, отважный, капризный, прочный, мёртвый, успешный, богатый, умный, страшный, свободный, низкий, тонкий, полный, смешной, высокий, полезный.

  2. Прочитайте. Выпишите имена прилагательные в краткой форме. Укажите их морфологические признаки, определите синтаксическую функцию.

    К вечеру облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. В такие дни краски все светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силён, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты – несомненный признак постоянной погоды – высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. Воздух  сух и чист. В нём пахнет  полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…

(По И. Тургеневу)

  1. Замените полную  форму имён прилагательных краткой.

Здоровый ребёнок, умный сотрудник, сложная задача, чистый воздух, жадный человек, молодое поколение, полезное лекарство, сильный дождь, острый нож, низкий потолок, яркий свет, тонкий провод, страшный сон, бедный старик, горький перец, сладкий компот, красивая роза, ясный день, ужасный случай, простой ответ.

  1. Измените словосочетания по образцу.

Образец: свежий воздух – воздух свеж.

Глубокая река, тяжёлая сумка, пустая комната, короткая ночь, интересный рассказ, узкий проход, сложная задача, высокий дом, приятная встреча,  аккуратный ученик, сладкий сок, гениальная идея, опасный поворот, вредные условия, холодная осень, популярный актёр, мудрый человек, скользкий лёд, широкая улица, горячий кофе.

  1. Употребите имена  прилагательные в краткой форме. Укажите их морфологические признаки, определите синтаксическую функцию.
  1. Луговые цветы в этом году необыкновенно (яркий) и (пышный) (По М. Пришвину). 2. Дома (новый), но предрассудки (старый) (А. Грибоедов). 3. Люди были (беспомощный) (По Л. Андрееву). 4. Унылая пора! Очей очарованье! (Приятный) мне твоя прощальная краса (А. Пушкин). 5. Жизнь у моря (прекрасный)! (В. Катаев). 6. Этот человек (коварный) и (злой) (Ф. Достоевский). 7. (Отрадный) вид чистого леса в знойный полдень, (освежительный) его чистый воздух, (успокоительный) его внутренняя тишина и (приятный) шелест зелёных листьев (По С. Аксакову). 8. Он (сухощавый), и (стройный), и (высокий) (С. Маршак). 9. Он был всю дорогу (суровый) и вместе с тем очень (внимательный) к своему делу (По Н. Гоголю). 10. Она (стройный), (красивый), (безмятежный) (А. Пушкин).
  1.  Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их значение. Выпишите имена прилагательные в краткой форме, подберите к каждому из них соответствующую полную.

    1. Лёгок на помине. 2.  Руки коротки.  3. Тяжёл на подъём. 4. Век долог,  да час дорог. 5. У него язык длинен, 6. Языком гладок, а душою гадок. 7. Остра на язычок. 8. Мал – да умён, стар – да глуп. 9. Некрасив собою, зато честен душою. 10. Криво дерево, да яблоки сладки.

26. Замените данные предложения синонимичными конструкциями с краткими именами прилагательными.

Образец: В Республике Беларусь много озёр. – Республика Беларусь богата озёрами.

1. Все знают этого писателя.  2. Мой брат гордится своими спортивными победами. 3. Инженер принял наше предложение. 4. Он согласился мне помочь. 5. Преподавателю не понравился ответ студента. 6. Мой школьный товарищ хочет со мной встретиться. 7. Мне необходимо уехать в другой город. 8. Она уже собиралась уходить, но вдруг в гостиной зазвонил телефон. 9. Этот цветок может расти в любых условиях. 10. Сегодня он почему-то молчит.

27. Выберите правильную форму имени прилагательного.  Укажите случаи, когда возможны варианты.

1. Природа Беларуси такая (прекрасная, прекрасна)! 2. Природа Туркменистана так (прекрасная, прекрасна)! 3. Этот человек (бессердечный, бессердечен). 4. На заседании студенческого совета обсуждался (важный, важен) вопрос. 5. Вопрос, который обсуждался на заседании студенческого совета, (важный, важен). 6. Лекция такая (интересная, интересна)! 7. Как (красивый, красиво) море в безветренную погоду! 8. Тест по русскому языку (трудный, труден). 9. Эти факты очень (важные, важны). 10. Какая (скучная, скучна) пьеса!

 

4.3.6 4.3.8 Степени сравнения имён прилагательных

 

28.  Изучите материал таблиц «Сопоставительная характеристика степеней сравнения качественных имён прилагательных», «Образование степеней сравнения качественных имён прилагательных».

 

Сопоставительная характеристика степеней сравнения качественных имён прилагательных

 

Сравнительная степень

Превосходная степень

Значение

Показывает, что:

а) в данном предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом;

б) в этом же предмете признак проявляется в большей или меньшей, но в другой момент времени

Показывает, что данный предмет превосходит другие предметы по какому-либо признаку

Морфологи-ческие признаки

Простая форма

Составная форма

Простая форма

Составная форма

Не изменяется

Второе слово изменяется по числам, родам, падежам. Неизменя-емыми остаются слова более, менее

Изменяется по числам, родам, падежам

1. В сочетании «самый + имя прилагательное» изменяются все слова.

2. В сочетаниях «наиболее + имя прилагательное», «наименее + имя прилагательное» второе слово изменяется по числам, родам, падежам. Неизменяемыми остаются слова наиболее, наименее.

3. Сочетания «сравнительная степень имени прилагательного + всего», «сравнительная степень имени прилагательного + всех» не изменяются

Синтаксическая функция

Именная часть составного именного сказуемого, несогласо-ванное определение

Именная часть составного именного сказуемого, согласованное определение

Именная часть составного именного сказуемого, согласованное определение

 

Образование степеней сравнения качественных имён прилагательных

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

1) основа начальной формы имени прилагательного + суффиксы

-ее (-ей – разг. вариант)

-ше:

молодой – моложе;

добрый – добрее добрей;

далёкий – дальше;

2) приставка по- + форма сравнительной степени на

-ее (-ей)

-ше (разг.варианты):

моложе помоложе;

добрее  – подобрее, подобрей;

дальше – подальше

более, менее + начальная форма имени прилагательного:

более молодой,

менее добрый

1) основа начальной формы имени прилагательного + суффиксы

-айш- (после г, к, х), -ейш-:

строгий – строжайший;

добрый – добрейший;

2) приставка наи- + форма превосходной степени с суффиксами

-айш- -ейш-: добрейший – наидобрейший, строжайшийнаистрожайший

1) самый, наиболее, наименее + начальная форма имени прилагательного:

самый добрый, наиболее добрый, наименее добрый;

2) сравнительная степень имени прилагательного + всего, всех:

добрее всего, добрее всех

ЗАПОМНИТЬ!

 

ЗАПОМНИТЬ!

 

Хороший – лучше

плохой – хуже

строгий – строже

жаркий – жарче

близкий – ближе

низкий – ниже

высокий – выше

короткий – короче

редкий – реже

тонкий – тоньше

тихий – тише

крепкий – крепче

крутой – круче

сладкий – слаще

простой – проще

 

хороший – лучший

плохой – худший

 

 

 

  1. Ответьте на вопросы.
  1. Какие степени сравнения можно образовать от качественных имён прилагательных?
  2. Что обозначают имена прилагательные в сравнительной степени?
  3. Что обозначают имена прилагательные в превосходной степени?
  4. Перечислите морфологические признаки форм сравнительной степени. Приведите примеры.
  5. Перечислите морфологические признаки форм превосходной степени. Приведите примеры.
  6. Какую синтаксическую функцию выполняют имена прилагательные в сравнительной степени?
  7. Какую синтаксическую функцию выполняют имена прилагательные в превосходной степени?
  8. Как образуется простая форма сравнительной степени имён прилагательных? Приведите примеры.
  9. Как образуется составная форма сравнительной степени имён прилагательных? Приведите примеры.
  10. Как образуется простая форма превосходной степени имён прилагательных? Приведите примеры.
  11. Как образуется составная форма превосходной степени имён прилагательных? Приведите примеры.

30. От данных имён прилагательных образуйте простую форму сравнительной степени. Выделите суффиксы.

Крупный, грустный, грязный, холодный, ужасный, полезный, спокойный, ленивый, трусливый, справедливый, популярный, тёплый, серьёзный, громкий, звонкий, редкий,  тихий, жаркий, сладкий, короткий.

31. Прочитайте предложения.  Найдите имена прилагательные в простой форме сравнительной степени, определите их  синтаксическую функцию.

1. Разговоры становились звонче (А. Пушкин). 2. Можно было сказать, что здание подходит для людей помоложе, которых не пугает крутая лестница (Н. Спаркс). 3. Глубже, синее, теплее стало кубанское небо (По М. Шолохову). 4. Мрак ночи радостнее разоблачающего дневного света (К. Паустовский). 5. Его талант шире и глубже (С. Спивакова). 6. Город, вырастая, становился всё пестрей (М. Горький). 7. Наблюдатель повнимательнее мог бы отметить, что  вошедший пилот был не так уж молод (Ю. Визбор). 8. Дикий голубь потемнее, посытнее домашнего (С. Аксаков). 9. Потом кто-то полегче снимает с его лица эту негу   (По В. Короленко). 10.  С каждой минутой он делался строже и бледней (Ф. Искандер).

32. Прочитайте пословицы и поговорки. Найдите имена прилагательные в простой форме сравнительной степени. Укажите начальную форму имени прилагательного.

1. Старый друг лучше новых двух. 2. Дым отечества светлее чужого огня. 3. Фальшивый друг опаснее врага. 4. Добрый друг лучше ста родственников. 5. Согласье крепче каменных стен. 6. Вода у друга лучше, чем мёд у врага. 7.  Дружба дороже денег. 8.  Без денег сон крепче. 9. Родина краше солнца, дороже золота. 10. Любовь к родине сильнее смерти.

33. От данных имён прилагательных образуйте простую форму сравнительной степени. Запишите слова в следующей последовательности: а) с суффиксом –ее; б) с суффиксом –е; в) с суффиксом –ше. Подчеркните чередующиеся согласные.

Крутой, твёрдый, строгий, старый, тугой, аккуратный, кислый, красивый, далёкий, короткий, удобный, низкий, высокий, тонкий, мудрый, редкий, сильный, фальшивый, осторожный, вкусный.

34. Дополните предложения именами прилагательными в простой форме сравнительной степени.

1. К утру ветер стал … . 2. Это кафе хорошее, а то ещё … . 3. Эта дорога длинная, а та ещё … . 4. За городом  воздух  … . 5. В прошлом году лето было жаркое, а в этом ещё  … . 6. Вода в реке стала … . 7. Зимние стали … . 8. Надень пальто … . 9. Эти яблоки … .  10. Она стала … .

Слова для справок: лучше, длиннее, холоднее, потеплее, жарче, крупнее,  короче, сильнее,  решительнее, чище,

35.  Измените предложения по образцу.

Образец: Рассказ короче романа. – Роман длиннее рассказа.

1. Контрольная работа труднее теста. 2. Кот сильнее мыши. 3. Сестра умнее брата. 4. Берёза выше сирени. 5. Этот словарь толще того учебника. 6. Пальто длиннее куртки. 7. Зимние каникулы короче летних. 8. Мать строже отца. 9. Эти яблоки слаще груш. 10. Вчерашний день холоднее сегодняшнего.

36.  Прочитайте имена прилагательные, от которых нельзя образовать простую форму сравнительной степени. Распределите их по группам: 1. Имена прилагательные, обозначающие: а) цвет; б) масть животных; в) постоянный признак лица. 2 Имена прилагательные с суффиксами: а) -ск-, –еск-; б) -ов- (-ев-); в)  -ущ-(-ющ-), -енн-;-г) -оньк-

(-еньк-); д)-л-;-к-. 3. Имена прилагательные с приставками раз-, архи-, ультра-, супер-.

         Слепой, гнедой, геройский, липкий, фиолетовый, холостой, шоколадный, вялый, развесёлый, большущий, ультрамодный, боевой, широченный, человеческий, деловой, архисложный, синенький, загорелый, дружеский, ломкий, вороной, суперсильный,

37. К данным формам сравнительной степени подберите антонимы. С тремя парами слов составьте предложения.

Дороже, ниже, веселее, глубже, медленнее, умнее, лучше, меньше, строже,  мягче, острее, тяжелее, красивее, короче, слаще, старше, теплее, светлее, чаще, ближе.

38. Замените данные предложения синонимичными конструкциями.

Образец: Волга длиннее Днепра. – Волга длиннее, чем Днепр.

1. Золото тяжелее серебра. 2. Нил короче Амазонки. 3. Поэма длиннее стихотворения. 4. Кавказские горы выше Уральских. 5. Ашхабад больше Аннау. 6. Озеро Долгое глубже озера Нарочь. 7. Полоцк древнее Бреста. 8. Река Амударья шире реки Мургаб.  9. Германовский переулок у́же Красивого. 10. Площадь Независимости больше Юбилейной площади.

39. От данных имён прилагательных образуйте составную форму сравнительной степени.

Счастливый, осторожный, свежий, крепкий, жёсткий, плоский, холодный, простой, толстый, полезный, тихий, главный, важный, дорогой, удобный, плохой, чистый, короткий, интересный, здоровый.

40. От прилагательных в скобках образуйте составную форму сравнительной степени.

1. Тут Павлик заметил другой пряник, ещё (красивый), облитый голубым сахаром (В. Катаев). 2. Словно это писал не я, а кто-то другой, несравненно (умный) (Н. Морозов). 3. Обычно в таких парах, какую составляла Татьяна со своей хорошенькой подругой, (красивый) девушка играла главную роль (А. Маринина).  4. Он охотно променял своё место на (ответственный) пост (А. Апухтин). 5. И ещё (жуткий), и ещё (сладкий) страх охватил Удоевых (Ф. Сологуб). 6. (Толстый) лёд – ровный, покрытый тонким слоем снега (М. Бабушкин). 7. Князь Михаил, исполненный надежды, но (осторожный), послал за вестями в столицу (По Н. Карамзину). 8. Слева ехал (молодой) человек (М. Алданов). 9. Его требовательность не знала предела. Поставить (тонкий) эксперимент. Ещё тоньше (По Д. Гранину). 10. Были такие моменты, когда (слабый) человек, находясь на его месте, мог бы не выдержать (В. Доценко).

41. От данных имён прилагательных образуйте простую форму превосходной степени. Выделите суффиксы.

Сложный, лёгкий, мудрый, высокий, интересный, близкий, тихий, счастливый, красивый, свободный, спокойный, вкусный, грубый, приятный, страшный, нежный, тяжёлый, просторный, редкий, мягкий.

42. Выпишите имена прилагательные в простой форме превосходной степени, выделите суффиксы. Укажите морфологические признаки и определите синтаксическую функцию имён прилагательных.

1. Человек – существо высокое,  даже, возможно, высочайшее во всей природе (К. Федин). 2. Я срезал тончайший сучок берёзы (М. Пришвин). 3. Воспитание человека – важнейший человеческий долг (В. Сухомлинский). 4.  Его тончайший слух замечал не просто фальшь – намёк на неё (Н. Кожевников). 5. В полку был установлен строжайший контроль за содержанием лошадей и оружия (А. Луночкин). 6. Красивейшая дорога от побережья Средиземного моря шла в горы (В. Розов). 7. Может быть, оттого мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая, совершеннейшая (По Н. Карамзину). 8. Она испекла вкуснейший пирог (К. Федин). 9. Это был наихудший период в моей жизни (Е. Хабаров). 10. Он выбирает труднейшие задачи (Е. Велтистов).

43. От данных имён прилагательных образуйте простую форму превосходной степени. Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные.

Честный, главный, крупный, тёмный, пёстрый, простой, добрый, серьёзный, трусливый, талантливый, справедливый, близкий, холодный, популярный, сильный, способный, плохой, длинный, прозрачный, тонкий.

            44.  По превосходной степени определите начальную форму имён прилагательных. С выделенными сочетаниями слов составьте предложения.

         Нижайший (поклон), мудрейший (человек), ближайший (друг), труднейшая (задача), удивительнейшее (место), грубейшая (ошибка), строжайший (запрет), наилучший (выход), страшнейший (удар), пустейший (разговор), ярчайший (момент), справедливейший (преподаватель), величайшее (открытие), скромнейший (сосед), крупнейший (залив), талантливейший (композитор), интереснейший (рассказ), наихудший (выбор), ближайший (магазин), тончайшее (кружево).

         45. Употребите данные в скобках имена прилагательные в простой форме превосходной степени, согласуйте их с определяемыми именами существительными. Определите число, род, падеж имён прилагательных.

         1. Ночью мы проплыли (широкий) часть пролива. 2. В музее собрана (богатый) коллекция картин. 3. Она допустила (грубый) ошибку. 4. Она испекла (нежный) бисквит. 5. (Близкий) магазин находится за углом. 6. Он (умный) человек. 7. Давай выберем (короткий) дорогу. 8. Наконец я получила (новый) информацию. 9. Он стал (таланливый) сотрудником кафедры. 10. Мы оказались в (глупый) ситуации.

46. От данных в скобках имён прилагательных образуйте составную форму превосходной степени.

  1. Стамбул – (крупный) город . 2. Тихий океан – (глубокий) водоём на Земле. 3. Ашхабад – (молодой) город Туркменистана. 4. Минск – (красивый) город  Европы. 5. Волга – (длинный) река в Европе. 6. Святая гора – (высокий) точка Беларуси. 7. Мерв – (древний) город Туркменистана. 8. Айрибаба – (высокий) гора Туркменистана. 9. Эльбрус – (высокий) точка России. 10. Дисна – (маленький) город Беларуси.

47. От данных имён прилагательных образуйте составную форму превосходной степени при помощи слов всего, всех.

Слабый, верный, добрый, храбрый, любезный, богатый, густой, мягкий, трудный, тонкий, сладкий, толстый, новый, интересный, хороший, бодрый, крутой, узкий, нежный, энергичный.

48. Выпишите имена прилагательные в составной форме превосходной степени. Укажите их морфологические признаки.

1. Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (А. Пушкин). 2. Потом люди одевались в своё самое красивое платье (По М. Горькому). 3. Наиболее сладкий и ароматный сок находится в толстых ветках берёзы  (В. Супруненко). 4. Павел Антонович стал самым усердным хозяином (И. Бунин). 5. Он вдруг разразился самым весёлым смехом (И. Бунин). 6. А так как он всех богаче, то нужно ему постоять на своём (И. Крылов). 7. Даже самая маленькая ложь приводила его в смущение (В. Катаев). 8. И вот наступает самое сладкое, самое тревожное, самое чудное – вечер (И. Куприн). 9. Сначала на пол летят наиболее прочные и наименее ценные предметы (А. Битов). 10. Оборванный, грязный, хуже всех землекопов, он был самым общительным среди них (М. Горький).

49. Определите степень сравнения имён прилагательных. Заполните таблицу.

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая форма

составная форма

простая форма

составная форма

       
  1. Он прошёл через тяжелейшие испытания (В. Иванов). 2. Машина есть наилучший и неумолимый регулятор труда (А. Фет). 3. Труднейшие задачи сочетания повести с лирикой блистательно разрешены в стихах (К. Чуковский). 4. Но всё оказалось гораздо проще (Е. Губайдуллина). 5.  Слово – тончайшее прикосновение к сердцу (В. Сухомлинский). 6. Я считаю мою систему более простой и удобной для жизни  (Д. Гранин). 7. Эта неизвестность для меня страшнее всего (И. Грекова). 8. Черноглазый младший лейтенант Король, самый молодой лётчик в полку, нёс по улице постиранное и отглаженное бельё (В. Гроссман). 9. Из шести лаборанток три были в отпуске, одна больна, а две оставшиеся были наименее симпатичными (Л. Улицкая). 10. Девушка постарше была красавицей необыкновенной (В. Пелевин). 

50. Выпишите имена прилагательные в превосходной степени. Укажите их морфологические признаки.

1. Это самый мудрый стиль (С. Чёрный). 2. Я, / может быть, / самый красивый из всех твоих сыновей (В. Маяковский). 3. От восторга я кричала: / Богатейший, чудный вид! (И. Мятлев). 4. Значит, ты самый умный на свете (П. Потёмкин). 5. Приходит в полночь Новый год, / Добрейший праздник (П. Антокольский). 6. В тишине повис / самый тонкий, неразличимый свист (М. Айзенберг). 7. С руки на руку буду их перебрасывать и ловить, / Предоставив моей лошади свободу и самый быстрый ход (О. Мандельштам). 8. Летели мотыльки. / Тончайший месяц  / Стоял над нами (В. Луговской). 9. И порой она грызла уныло / Самый сладкий корень (И. Эренбург). 10. На хмуром небе и холмах восточных / встал радуги нежнейший полукруг (Л. Алексеева).

 

4.3.9 − 4.3.10 Склонение качественных и относительных прилагательных

         51. Изучите материал таблицы «Склонение качественных и относительных прилагательных».

Основа имени прилагательного

 

на твёрдый согласный

на мягкий согласный

на г, к, х

на шипящий

Род

Падеж

Единственное число

 

              мужской

И.

стар-ый (дом)

летн-ий (день)

лёгк-ий (груз)

могуч-ий (дуб)

Р.

стар-ого (дома)

летн-его (дня)

лёгк-ого (груза)

могуч-его (дуба)

Д.

стар-ому (дому)

летн-ему (дню)

лёгк-ому (грузу)

могуч-ему (дубу)

 

В.

стар-ый (дом),

летн-ий (день)

лёгк-ий (груз)

могуч-ий (дуб)

Т.

стар-ым (домом)

летн-им (днём)

лёгк-им (грузом)

могуч-им (дубом)

П.

(о) стар-ом (доме)

(о) летн-ем (дне)

(о) лёгк-ом (грузе)

(о) могуч-ем (дубе)

 

женский

И.

стар-ая (книга)

летн-яя (одежда)

строг-ая (учительница)

свеж-ая (газета)

Р.

стар-ой (книги)

летн-ей (одежды)

строг-ой (учительницы)

свеж-ей (газеты)

Д.

стар-ой (книге)

летн-ей  (одежде)

строг-ой (учительнице)

свеж-ей (газете)

В.

стар-ую (книгу)

летн-юю (одежду)

строг-ую (учительницу)

свеж-ую (газету)

Т.

стар-ой (книгой)

летн-ей (одеждой)

строг-ой (учительницей)

свеж-ей (газетой)

П.

(о) стар-ой (книге)

(о) летн-ей одежде

(о) строг-ой (учительнице)

(о) свеж-ей (газете)

 

средний

И.

стар-ое

(здание)

летн-ее

(утро)

строг-ое (наказание)

свеж-ее (мясо)

Р.

стар-ого (здания)

летн-его (утра)

строг-ого (наказания)

свеж-его (мяса)

Д.

стар-ому (зданию)

летн-ему (утру)

строг-ому (наказанию)

свеж-ему (мясу)

В.

стар-ое (здание)

летн-ее (утро)

строг-ое (наказание)

свеж-ее (мясо)

Т.

стар-ым (зданием)

летн-им (утром)

строг-им (наказанием)

свеж-им (мясом)

П.

(о) стар-ом (здание)

(о) летн-ем (утре)

(о) строг-ом (наказании)

(о) свеж-ем (мясе)

Падеж

Множественное число

И.

стар-ые (дома)

летн-ие (парки)

лёгк-ие  (сумки)

свеж-ие (овощи)

Р.

стар-ых (домов)

летн-их (парков)

лёгк-их  (сумок)

свеж-их (овощей)

Д.

стар-ым (домам)

летн-им (паркам)

лёгк-им  (сумкам)

свеж-им (овощам)

В.

стар-ые (дома)

летн-ие (парки)

лёгк-ие  (сумки)

свеж-ие (овощи)

Т.

стар-ыми (домами)

летн-ими (парками)

лёгк-ими  (сумками)

свеж-ими (овощами)

П.

(о) стар-ых (домах)

(о) летн-их (парках)

(о) лёгк-их  (сумках)

(о) свеж-их (овощах)

ЗАПОМНИТЕ!

Если имя прилагательное согласуется с одушевлённым именем существительным м.р., ср.р. или с одушевлённым именем существительным в форме мн.ч., то форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а не именительного.

И.: стар-ый (друг), стар-ые (друзья); Р.=В.: стар-ого (друга), стар-ых (друзей)

 

52. Расскажите о склонении качественных и относительных имён прилагательных с основой: а) на твёрдый согласный; б) на мягкий согласный; в) на г, к, х; г) на шипящий.

53. Просклоняйте данные имена прилагательные вместе с определяемыми именами существительными.

Добрый (друг), доброе (слово), синий (носок), мягкий (диван), сухой (ответ), свежий (журнал), добрая (бабушка), весеннее (утро), тихий (голос), городской (житель), сильный (ветер), спокойный (человек), глиняная (посуда), правильный (выбор), нежный (взгляд), мудрый (человек), толстые (книги), молодые (люди), зимние (вечера), холодные (ночи).

54. От данных имён существительных образуйте имена прилагательные, составьте с ними словосочетания «прил. + сущ.». Просклоняйте имена прилагательные вместе с именами существительными.

Свет, балет, адрес, ветер, человек, студент, земля, рука, книга, планета, жара, железо, стол, персик, стена, комната, университет, автобус, журнал, дерево.

55.  Согласуйте имена прилагательные с определяемыми именами существительными в числе, роде и падеже или в числе и падеже. От чего зависит характер согласования?

Есть такое растение – (высокий), с (красный) цветами. Цветы эти собраны в (большой) кисти. Называется оно кипрей.

Об этом кипрее я и хочу рассказать.

Летом я жил в (маленький) городке на одной из наших (полноводный) рек. Около этого городка сажали (сосновый) леса.

Как всегда в таких городках, на (базарный) площади весь день стояли телеги с сеном. Около них спали (мохнатый) лошадёнки. К вечеру стадо, возвращаясь из лугов, поднимало (красный) от заката пыль. Громкоговоритель передавал (местный) новости.

(По К. Паустовскому)

56. Прочитайте. Выпишите качественные и относительные имена прилагательные, выделите окончания, определите падеж.

Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. Да к тому же летний дождь − тёплый. Деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении. А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко зеленеет и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.

Именно в такой дождливый день я подходил к Светлому озеру.

На одной стороне неба видны просветы, ещё немножко − и покажется горячее летнее солнце.

(Д. Мамин-Сибиряк)

57. К данным именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные.  Запишите словосочетания. Выделите окончания имён прилагательных. Просклоняйте выделенные слова.

Поздний, здешний, почтовый, чудесный, поздний, краткий, радужный, живой, сиреневый, бескрайний, верный, духовный, ужасный, каменный, свинцовый, сердечный, воздушный, мелкий, прозрачный, таинственный.

58. Прочитайте отрывок из рассказа К. Паустовского «Барсучий нос». Выпишите качественные и относительные имена прилагательные, определите их падеж.

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу.

Приходилось выезжать на старой лодке на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

59. Раскройте скобки. Определите падеж качественных и относительных имён прилагательных.

Широкий двор был весь покрыт (белый), (мягкий) снегом. Синели на нём (глубокий) следы. Воздух, (морозный) и (тонкий), защипал в носу, иголочками уколол щёки.

Никита сбежал с крыльца по (снежный) ступеням. Внизу стояла (новенький) (сосновый) скамейка. Никита побежал по дороге вдоль сада к плотине. Там стояли (огромный), чуть не до неба, (широкий) деревья.

Никита повернул направо, к речке, и старался идти по (чужой) следам, по тем же местам, где снег был (чистый).

На (крутой) берегах реки намело за эти дни (большой) (пушистый) сугробы.

Направо речка вилась (синеватый) тенью между (белый) и (пустынный) полей. На (снежный) обрыве двигались (маленький) фигурки. 

(По А. Толстому)

60. Допишите окончания. Определите число, род (в единственном числе) и падеж имён прилагательных.

Кисл.. и очень полезн.. для здоровья ягода клюква растёт в болотах летом, а собирают её поздн.. осенью. Но не все знают, что самая-самая хорош.. клюква, сладк.., как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом. Эту весенн.. темно-красн.. клюкву варят вместе со свёклой и пьют чай с ней, как с сахаром. У кого же нет сахарн.. свёклы, то пьют чай и с одной клюквой. Мы это сами пробовали − и ничего, пить можно: кисл.. заменяет сладк.. , что очень даже хорошо в жарк.. дни. А какой замечательн.. кисель получается из сладк.. клюквы, какой морс! И ещё в народе у нас считают эту клюкву целебн.. лекарством от всех болезней.

 (По М. Пришвину)

61. Прочитайте. Найдите качественные и относительные имена прилагательные. Определите их падеж.

1. Любимый край мой,  нежный и весёлый. / Мне не забыть у дальних берегов / Костры в лугах и песни пастухов (Н. Рубцов). 2. Он в списке городов других − / как тихий житель деревенский (Я. Смеляков). 3. Словно крепкий кедровый орешек, / Пахнет солнцем полуденный лес (Л. Алексеева). 4. Вся комната янтарным блеском / Озарена. / Весёлым треском / Трещит затопленная печь  (А. Пушкин). 5. У моря видел дуб зелёный; / Под ним сидел, / и кот учёный / Свои мне сказки говорил (А. Пушкин). 6. По ветви нижние леса / В зелёной потонули ржи (А. Фет). 7. К земле поник тростник, / Больной, сухой и тощий (Д. Мережковский). 8. На пушистых ветках / Снежною каймой / Распустились кисти белой бахромой (С. Есенин). 9. В столетнем мраке чёрной ели / Краснела тёмная заря  (И. Бунин). 10. Одна в глуши лесов сосновых / Давно, давно ты ждёшь меня (А. Пушкин).

 

4.3.11 Притяжательные прилагательные, их образование  и склонение

 

Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному. Отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

Притяжательные имена прилагательные образуются от основ имён существительных при помощи суффиксов -ин- (-ын-), –ов- (-ев-), -ий- (-й-): дяд-ин-□, птиц-ын-, сын-ов-, Никола-ев-, лис-ий-, рыбач-ий.

 

62. Изучите материал таблиц «Склонение притяжательных имён прилагательных с суффиксами -ин- (-ын-)», «Склонение притяжательных имён прилагательных с суффиксами -ов- (-ев-)», «Склонение притяжательных имён прилагательных суффиксами -ий-

(-й-)».

Запомните! Если имя прилагательное согласуется с одушевлённым именем существительным м.р., ср.р. или с одушевлённым именем существительным в форме мн.ч., то форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а не именительного. И.: отцов- (брат), отцов-ы (друзья); Р.=В.: отцов-а (брата), отцов-ых (друзей).

 

Склонение притяжательных имён прилагательных с суффиксами

-ин- (-ын-)

Падеж

Единственное число

Мужской род

Женский род

Средний род

И.

дядин-□ (дом)

дядин-а (ручка)

дядин-о (письмо)

Р.

дядин-ого (дома)

дядин-ой (ручки)

дядин-ого (письма)

Д.

дядин-ому (дому)

дядин-ой (ручке)

дядин-ому (письму)

В.

дядин-□  (дом)

дядин-у (ручку)

дядин-о (письмо)

Т.

дядин-ым (домом)

дядин-ой (ручкой)

дядин-ым (письмом)

П.

(о) дядин-ом (доме)

(о) дядин-ой (ручке)

(о) дядин-ом (письме)

Падеж

Множественное число

И.

дядин-ы (дома)

Р.

дядин-ых (домов)

Д.

дядин-ыми (домами)

В.

дядин-ы (дома)

Т.

дядин-ыми (домами)

П.

(о) дядин-ых (домах)

 

Склонение притяжательных имён прилагательных с суффиксами

–ов- (-ев-)

Падеж

Единственное число

Мужской род

Женский род

Средний род

И.

отцов-□ (пиджак)

отцов-а (книга)

отцов-о (письмо)

Р.

отцов-а (пиджака)

отцов-ой (книги)

отцов-а (письма)

Д.

отцов-у (пиджаку)

отцов-ой (книге)

отцов-у (письму)

В.

отцов-□ (пиджак)

отцов-у (книгу)

отцов-о (письмо)

Т.

отцов-ым (пиджаком)

отцов-ой (книгой)

отцов-ым (письмом)

П.

(об) отцов-ом (пиджаке)

(об) отцов-ой (книге)

(об) отцов-ом (письме)

Падеж

Множественное число

И.

отцов-ы (книги)

Р.

отцов-ых (книг)

Д.

отцов-ым (книгам)

В.

отцов-ы (книги)

Т.

отцов-ыми (книгами)

П.

(об) отцов-ых (книгах)

 

Склонение притяжательных имён прилагательных суффиксами

 -ий- (-й-)

Падеж

Единственное число

Мужской род

Женский род

Средний род

И.

лисий-□ (хвост)

медвежь-я (берлога)

птичь-е (перо)

Р.

лись-его (хвоста)

медвежь-ей (берлоги)

птичь-его (пера)

Д.

лись-ему (хвосту)

медвежь-ей (берлоге)

птичь-ему (перу)

В.

лисий-□ (хвост),

медвежь-ю (берлогу)

птичь-е (перо)

Т.

лись-им (хвостом)

медвежь-ей (берлогой)

птичь-им (пером)

П.

(о) лись-ем (хвосте)

(о) медвежь-ей (берлоге)

(о) птичь-ем (пере)

Падеж

Множественное число

И.

медвежь-и (берлоги)

Р.

медвежь-их (берлог)

Д.

медвежь-им (берлогам)

В.

медвежь-и (берлоги)

Т.

медвежь-ими (берлогами)

П.

(о) медвежь-их (берлогах)

 

63. Ответьте на вопросы.

1. Что обозначают притяжательные имена прилагательные?

2. На какие вопросы отвечают притяжательные имена прилагательные?

3. При помощи каких суффиксов образуются притяжательные имена прилагательные? Приведите примеры.

4. Как склоняются притяжательные имена прилагательные с суффиксами –ин- (-ын-)? Приведите примеры.

5. Как склоняются притяжательные имена прилагательные с суффиксами –ов- (-ев-)? Приведите примеры.

6. Как склоняются притяжательные имена прилагательные с суффиксами –ий- (-й-)? Приведите примеры.

64. От данных имён существительных образуйте притяжательные имена прилагательные. Составьте словосочетания «прил. + сущ.». Поставьте вопросы к именам прилагательным. Выделите суффиксы.

Сестра,  бабушка, дедушка, тётя, Петя, Алёша, казак, рыбак, баран, павлин, утка, орёл, пингвин, олень, сокол, комар, верблюд, белка, волк, осёл.

65. Просклоняйте данные имена прилагательные вместе с именами существительными.

Папино пальто, мамин плащ, медвежье ухо, собачья миска, хозяйкина комната, Танина книга, Валин журнал, лошадиное копыто, змеиная голова, петушиный хвост, птичье  гнездо, беличье дупло, Ванин голос.

66. Прочитайте. Выпишите притяжательные имена прилагательные. Определите их число, род, падеж. Выделите суффиксы.

1. − Это Татьянины картины, − сказал вошедший в комнату Илья (В. Белоусова). 2. Марина положила тоненькую руку  на дядин рукав (И. Ратушинская). 3. Загорелся кошкин дом! (С. Маршак). 4. Зайдя немного поглубже в лес, я увидел настоящий барсучий городок (По С. Голицыну). 5. Он висел, держась за верблюжий горб, прыгать боялся (Е. Водолазкин). 6. Вдруг из щели показалась здоровая медвежья лапа (В. Постников). 7. Я до сих пор храню дедов подарок (Н. Кожевников). 8. Обезьяний детёныш гулял по клетке  (По М. Осоргину). 9. Белые перья топорщились на шее, когда он раскрывал свой орлиный клюв (А. Белый). 10. Дельфиний хвост показался над поверхностью воды (А. Щеглов).

67. От данных в скобках имён существительных образуйте притяжательные имена прилагательные. Выделите суффиксы.

1. Там были (птица) головы (В. Пелевин). 2. Рядом с ней появился ещё один (Катя) приятель (М. Зосимкина). 3. Охота за (пингвин) яйцом была безуспешной (Л. Берсенева). 4. – Вот, − сказал он и достал из портфеля чистенький и гладкий (черепаха) панцирь (М. Аромштам). 5. (Сова) перо зацепилось за сук дерева (И. Ефремов). 6. (Пчела) соты до сих пор лежали на столе  (Э. Лимонов). 7. Завыло, загудело, вмиг обняв весь огромный (муравей) дом (Б. Васильев). 8. Мы все замерли и только глядели, как блестят из васильков (заяц) глаза (Ю. Коваль). 9. Она рванулась и вытянула за собой (змея) хвост (Б. Житков). 10. Возле старой мельницы развешена (рыбак) сеть  (По Т. Шевченко).

 

4.3.12 Словообразование имён прилагательных

68. Определите способ образования имён прилагательных. Заполните таблицу.

 

Способ образования имён прилагательных

суффиксальный

приставочный

приставочно-суффиксаль-ный

сложение

сложение с суффикса-цией

сращение

             

 Морской, придорожный, вечнозелёный, ярко-жёлтый, спелый, глазастый, желтоватый, осенний, черноволосый, некрасивый, прошлогодний, внеземной, весенний, туркменский, безусый, книжный, талантливый, подземный, малоупотребительный, неинтересный.

69. Установите направление мотивации в парах слов.

Образец: вчера → вчерашний, лесной ← лес.

Человек – человеческий, заморский – море, гнить  –  гнилой, грамотный – грамота, вертолёт – вертолётный, жареный – жарить, воробьиный – воробей, болтать – болтливый, прибрежный – берег, бронза – бронзовый, вена – внутривенный, вулкан – вулканический, позавчерашний – позавчера, разделка – разделочный,  жадный – жадненький, законный – закон, зерновой – зерно, кремовый – крем, вместить – вместительный, ноготь – ногтевой.

70. Распределите имена прилагательные по группам: а) образованы от имён существительных; б) образованы от имён прилагательных; в)  образованы от глаголов; г) образованы от наречий.

Внешкольный, ночной, влажноватый, орлиный, варёный, бархатный, некрасивый, серебряный, питательный, сегодняшний, загорелый, антикризисный, негромкий, красноватый, безрадостный, безголосый, генеральский, вековой, базарный.

71. Образуйте  сложные имена прилагательные по образцу.

Образец: девять дней → девятидневный, зелёные глаза → зеленоглазый, шесть лет → шестилетний.

Научная фантастика, пять баллов, синие глаза, правый берег, два тома, шесть лет, белый ствол, сорок минут, две стороны, светлые волосы, чёрные брови, седая борода, тёмная кожа, три места, пять лет, два месяца, круглые сутки, разные цвета.

72. Выполните словообразовательный анализ слов.

Водный, невесёлый, годовой, утренний, тройной, беленький, белорусский, старенький, университетский, отцов, неверный, бензиновый, развесёлый, наручный, горный, русско-туркменский, абрикосовый, новогодний, деревянный, страшный.

 

4.3.13 Правописание важнейших суффиксов имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных

  

73. Изучите материал таблиц «Правописание суффиксов имён прилагательных», «Правописание сложных имён прилагательных».

 

Правописание суффиксов имён прилагательных

Суффикс

Правило

Примеры

-ив-

  • пишется под ударением

лени́вый

-ев-

  • пишется не под ударением

гостево́й

ИСКЛЮЧЕНИЯ: милостивый, юродивый

-чив-,

-лив-

  • пишутся всегда с и

навязчивый, пугливый

-ов-,

-оват-

  • пишутся после твёрдых согласных

деловой, грубоватый

-ев-,

-еват-

  • пишутся после мягких согласных, шипящих и ц

гелевый

рыжеватый

ситцевый

-инск-

пишется именах прилагательных, образованных от:

  • названий лиц женского пола и женских имён на -а (-я);

 

  • географических названий на -и () или

-а ()

 

 

 

екатерининский ß Екатерина

сестринский ß сестра

сочинский ß Сочи

ялтинский ß Ялта

ИСКЛЮЧЕНИЯ: пензенский

пресненский коломенский

-енск-

пишется в именах прилагательных, образованных от географических названий не на -и (), -а ()

гродненский ß Гродно

молодечненский ß Молодечно

-к-

пишется:

  • в относительных именах прилагательных, образованных от имён существительных с основой на к, ц, ч;

 

 

 

  • в качественных именах прилагательных, имеющих краткую форму (с беглым гласным о в форме И. п. м. р.)

 

рыбацкий ß рыбак (к//ц)

немецкий ß немец

ткацкий ß ткач(ч//ц)

ИСКЛЮЧЕНИЯ: узбекский, таджикский, иракский, тюркский, угличский

скользкий (скользок)

мерзкий (мерзок)

-ск-

 

пишется в остальных случаях

французский ßфранцуз

волжский ß Волга

-чат-

 

 

 

 

пишется,

  • если производящая основа оканчивается на зд, с, ст, ш

 

 

Если основа производящего слова оканчивается на ц, то в имени прилагательном
наблюдается чередование (ц // т)

 

бороздчатый

брусчатый

 

 

крупитчатый ß крупица,

таблитчатыйß таблица

Правописание Н-НН в отымённых именах прилагательных

н

пишется:

  • в непроизводных именах прилагательных;
  • в прилагательных, образованных с помощью суффикса -ий- от имён существительных с корневым н;
  • в прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-

 

синий, юный, зелёный

 

 

фазаний, павлиний

 

 

кожаный, полотняный, змеиный

ИСКЛЮЧЕНИЯ: стеклянный, оловянный, деревянный

нн

пишется в непроизводных словах,

 

а также в именах прилагательных, образованных

  •  с помощью суффикса -н- от имён существительных с основой на н;
  • с помощью суффиксов -онн-, -енн;

 

  •  от имён существительных, оканчивающихся на -мя;

странный, подлинный

 

 

 

карманный ß карман,

туманный ß туман

станционный ß станция,

семенной ß семя

 

 

ЗАПОМНИТЕ!

      В краткой форме имён прилагательных сохраняется столько же н, сколько в полной форме: ценный – ценна, ценны; огромный – огромна, огромны.

 

Правописание сложных имён прилагательных

 

Слитно пишутся сложные имена прилагательные:

  • образованные от сложных имён существительных, которые пишутся слитно

железобетонный ß железобетон

паровозный ß паровоз

  • образованные из сочетаний слов, по значению подчинённых друг другу

сельскохозяйственный ß сельское хозяйство

гладкошёрстный ß гладкая шерсть

  • первая часть которых – имя числительное в Р. п.

шестилетний десятидневный

  • одна из частей которых самостоятельно не употребляется

кареглазый розовощёкий

 

  • первая часть сложных слов – наречия на
    -о или -е: быстро-, вечно-, глубоко-, густо-, долго-, дорого-, сильно- и др.

сильнодействующее (лекарство)

высокохудожественное (произведение)

НО: быстро растворимый (в чём?) в воде порошок

Раздельно пишутся:

  • словосочетания с первым компонентом – наречием: умеренно, абсолютно, резко и др.

умеренно жаркий (климат),

 

  • имена прилагательные с предшествующими наречиями на -ски, -юще, -яще

детски наивные (глаза),

 

Через дефис пишутся сложные имена прилагательные:

  • образованные от сложных имён существительных, которые пишутся через дефис

нью-йоркский ß

Нью-Йорк,
северо-западный
ß северо-запад

  • образованные от двух равноправных слов, между которыми можно вставить сочинительный союз и

 

русско-японский (русский и японский) разговорник,

желудочно-кишечный (желудочный и кишечный) тракт

  • образованные от сочетаний имени и фамилии, двух фамилий

лев-толстовский (стиль)

  • первая часть которых начинается с военно-, народно-, научно-, учебно-

военно-полевой (роман),
научно-фантастический (рассказ),
учебно-методический (отдел)

  • сочетания, первая часть которых оканчивается на

-ат-, -ист-, -ов- и др.

плодово-ягодные (культуры)

  • первая часть которых оканчивается на
    -ико (кроме велико-)

медико-профилактическое (отделение),

НО: великосветский, великовозрастный

  • начинающиеся с северно-, южно-, восточно-, западно-, центрально- и входящие в состав сложных географических и административных наименований.

 

 

Восточно-Китайское море,

Западно-Сибирская равнина

НО:

восточноевропейские (реки), южноафриканская (растительность)

 

74. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Объясните значение выделенных слов.

           Заботл..вый, сирен..вый, забывч..вый, назойл..вый, эмал..вый, обидч..вый, юрод..вый, дрожж..вой, милост..вый, кра..вой, запасл..вый рул..вой, алюмини..вый, дожд..вой, удачл..вый, пить..вой, пищ..вой, бол..вой,  миндал..вый, неуживч..вый.

           75. Вставьте пропущенных буквы. Объясните свой выбор. С выделенными словами составьте предложения.

           Син..нький, мал..нький, горьк..ватый, син..ватый, рыж..ватый, сух..нький, тих..нький, грязн..ватый, вин..ватый, дел..витый, ноздр..ватый, плод..витый, глянц..витый, молодц..ватый, век..вой, дар..витый, мех..вой, камыш..вый, тен..вой, свинц..вый.

76. Выпишите имена прилагательные, в которых на месте пропусков пишется О. Объясните значение выделенных слов.

           Кольц..вой, морж..вый, образц..вый, холщ..вый, дворц..вый, кумач..вый, замш..вый, ерш..вый, печ..ные (яблоки), перч..ное (мясо), копч..ная (рыба), ситц..вый, леденц..вый, перц..вый (пластырь), глянц..вый, пунш..вый (рулет), точ..ный, груш..вый, отточ..ные (движения), стосвеч..вый.

           77. Выпишите имена прилагательные, в которых на месте пропусков пишется Е.

           Гродн..нский, нищ..нский, соч..нский, пенз..нский, рождеств..нский, ялт..нский, керч..нский. колом..нский, балаших..нский (Балашиха), городищ..нский (Городище), грозн..нский (Грозный), охт..нски (Охта), отрадн..нский (Отрадное), молодечн..нский (Молодечно), туркм..нский, фрунз..нский, пресн..нский (Пресня), мытищ..нский (Мытищи), химк..нский (Химки), ельн..нский (Ельня).

           78. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

           Близ..кое расстояние, вес..кие доводы, богатыр..кое здоровье, сибирс..кие морозы, скольз..кая дорога, уз..кая тропинка, француз..кий язык, январс..кая стужа, астраханс..кий арбуз, вяз..кая почва, дерз..кий ответ, киргиз..кие степи, матрос..кий костюм, рез..кий звук, кавказ..кие народы, белорус..кий язык, низ..кий потолок, абхаз..кий танец, узбек..кий плов, туркмен..кий студент, париж..кий акцент.

           79. Вставьте одно или два НН. Объясните свой выбор.

         Лебеди..ый, ветре..ый, серебря..ый, безветре..ый, глиня..ый, соловьи..ый,  масле..ый, ю..ый, оловя..ый, пря..ый, торжестве..ый, стекля..ый, реакцио..ый, таинстве..ый, искре..ий, мгнове..ый, звери..ый, драгоце..ый песча..ый, пенсио..ый.

         80. Вставьте одно или два НН. Объясните различие в написании пар слов.

         Были..ый – ути..ый, глуби..ый – голуби..ый, дикови..ый  – кури..ый, тума..ый – песча..ый, ши..ый – петуши..ый, чугу..ый – ю..ый, клюкве..ый – ветре..ый, ко..ый – кожа..ый, оловя..ый – полотня..ый, тума..ый – бара..ий, деревя..ый – серебря..ый, урага..ый – румя..ый, ви..ый – сови..ый, кероси..ый – крыси..ый, подли..ый – льви..ый, коча..ый – фаза..ий, стекля..ый  – румя..ый, обветре..ый – масле..ный.

         81. Установите соответствие.

А. Сельскохозяйственный

1. Имя прилагательное образовано от сложного имени существительного, которое пишется слитно

Б. Семилетний

2. Первая часть сложных слов – наречие на
-о

В. Краснолицый

3. Первая часть имени прилагательного – имя числительное в Р. п.

Г. Железобетонный

4. Одна из частей имени прилагательного самостоятельно не употребляется

Д. Вечнозелёный

5. Имя прилагательное образовано из сочетания слов, по значению подчинённых друг другу

82. Раскройте скобки.

         (Выше) указанный, (северо) западный, (пятнадцати) летний, (высоко) образованный, (жёлто) синий, (нью) йоркский, (немецко) русский, (плодово) ягодный, (юго) восточный, (учебно)  методический, (юго) восточный, (детски) наивный, (сильно) действующий, (красно) синий, (химико) биологический, (красно) щёкий, (восьми) дневный, (безупречно) честный,  (паро) возный, (русско) туркменский.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Лапуцкая, И. И. Практическая грамматика русского языка. Морфология : учеб.-метод. пособие для иностр. студ. : в 2 ч. / И. И. Лапуцкая. – Минск : БГЭУ, 2015. – Ч. 1. – С. 120−146.
  2. Лошицкий парк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.poznaibelarus.by/category/belarussian-legends/. – Дата доступа: 10.07.2018.
  3. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Приёмыш / Д. Н. Мамин-Сибиряк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kladraz.ru/raskazy-dlja-detei/raskazy-o-zhivotnyh-d-mamin-sibirjak.htm. – Дата доступа: 12.07.2018.
  4. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru/search-main.html. – Дата доступа: 22.07.2018.
  5. Паустовский, К. Г. Белая ночь /  К. Г. Паустовский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/zolotaya-roza/roza_18.htm. – Дата доступа: 12.07.2018.
  6. Паустовский, К. Г. Белая церковь /  К. Г. Паустовский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/rasskaz/belaya-cerkov.htm. – Дата доступа: 12.07.2018.
  7. Паустовский, К. Г. Барсучий нос /  К. Г. Паустовский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vseskazki.su/paustovskiy-rasskazy.html. – Дата доступа: 12.07.2018.
  8. Паустовский, К. Г. Заботливый /  К. Г. Паустовский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/paustovski/zabotl_tsvetok.htm. – Дата доступа: 12.07.2018.
  9. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник ; редкол. : В. В. Лопатин [и др.]. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. − 432 с.
  10. Пришвин, М. М. Кладовая солнца / М. М. Пришвин [Электронный ресурс]. −Режим доступа: http://www.hobobo.ru/skazki/rasskazy-prishvina-dlya-detej/kladovaya-solnca/.– Дата доступа: 23.07.2018.
  11. Пушкин, А. С. Капитанская дочка / А. С. Пушкин [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0869.htm. – Дата доступа: 23.07.2018.
  12.  Сборник упражнений (Часть II) : приложение к учебному пособию «Русский язык для начинающих» / О. Л. Лубяная [и др.]. – Харьков : ХНАГХ, 2009. – 72 с.
  13. Словарь словарей: синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, омографы, омофоны, фразеологизмы / сост. : Н. М. Сочихина, В. В. Шарпило. – Минск : Парадокс, 2007. – 336 с.
  14. Соколов-Микитов, И. С. В зимнюю ночь / И. С. Соколов-Микитов [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://skazkibasni.com/v-zimnyuyu-noch. – Дата доступа: 23.07.2018.
  15. Толстой, А. Н. Детство Никиты / А. Н. Толстой [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/detstvo-nikity/. – Дата доступа: 23.07.2018.
  16. Тургенев, И. С. Бежин луг / И. С. Тургенев [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.turgenev.org.ru/e-book/zo/index.html. – Дата доступа: 23.07.2018.

 

 

 

\

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

          

 

Похожие публикации


Стилистические и коннотативные разряды слов

31-05-2017 Практические занятия
Система упражнений по теме "Стилистические и коннотативные разряды слов"
УМК задание
подробнее

Словосочетание

22-09-2018 Практические занятия
Система упражнений по теме "Словосочетание"
подробнее