Новости События Общее

Лекция 1. Предмет и задачи психологии развития

12-09-2017 Лекции
Лекция 1. Предмет и задачи психологии развития. Предмет, задачи и проблемы психологии развития. Понятие развития. Характеристики развития. Место психологии развития в системе психологических наук. Научные и прикладные задачи психологии развития.

1.1. Предмет и задачи психологии развития

1. Предмет психологии развития

Предметом психологии развития может быть только развитие. Почти все исследователи сходятся во мнении, что развитие можно определить как изменение во времени. Встает вопрос – какое изменение и чего именно изменение?  Г.Крайг отмечает, что термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. А.А.Реан определяет развитие как  процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

 Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1997).

1. Определение развития через понятие роста (арх.). Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта. Рост может быть только количественной характеристикой развития.

2. Определение развития через созревание (арх.). Под созреванием понимается процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

3. Определение развития через совершенствование носит телеологический (цель) характер. Предполагается изначально наличие цели, в качестве которой выступает совершенная, т.е. самая лучшая форма развития.

4. Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений.

5. Развитие как качественное, структурное изменение связано с пониманием объекта как системы. За основу берется улучшение (или ухудшение) структуры объекта и это связывается с определением развития через совершенствование. В данном определении исключается количественная мера совершенствования и сохраняется качественная.

6. Развитие как количественно-качественное изменение. Во многих определениях существует идея связи количественных и качественных изменений.

7. Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения, предполагает эволюционную преемственность  в изменениях, связанных с развитием (А.Фламмер).

В зависимости от протяженности временной дистанции можно различить, по меньшей мере, четыре ряда изменений: филогенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез.

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез — это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Деление временной дистанции на возрастные периоды имеет внешние и внутренние основания. Внешние основания: Всякое изменение происходит во времени независимо от того, является оно количественным или качественным, быстрым или медленным, микро- или макропроцессом. Время никоим образом не регламентирует ход психического развития. Однако время фиксирует все события в строго заданной последовательности, не позволяя одним событиям обгонять другие, а вторым становиться впереди первых.

Внутренние основания: Л.С.Выготский писал, что единственным основанием для деления онтогенеза на возрастные периоды может быть только само психическое развитие, т.е.  те изменения, которые происходят в психике детей и взрослых с возрастом.

Общие показатели развития. Что изменяется? Изменяется поведение и переживание человека. Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Многие недоразумения при определении механизма психического развития возникают из-за смешения различных областей психического развития человека. Ведь каждая из них качественно отличается от другой. И если все они в своем развитии подчиняются общим принципам и закономерностям, то механизмы развития каждой будут различными в силу собственного качественного своеобразия. Поэтому вслед за выделением областей психического развития следует определить и их носителей.

Можно выделить следующие области развития:

  • психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;
  • психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;

когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носителей. Структура индивида является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когнитивных субъект деятельности. О возможности подобной «увязки» свидетельствуют данные о составе этих макрообразований в структуре человека (Ананьев Б. Г., 1969).

Как изменяется? Можно выделить систему парных признаков, характеризующих качественную природу изучаемых изменений. Эти изменения являются количественными или качественными; непрерывными  или дискретными, скачкообразными; универсальными или индивидуальными; обратимыми или необратимыми; целенаправленными или ненаправленными; изолированными или интегрированными; прогрессивными или регрессивными.

Почему изменяется? относится к механизмам развития, порождающим описанные изменения. Их цель объяснить причины и условия, вызвавшие наступившие изменения. Причины, обусловившие наступившие изменения, принято называть факторами. При этом говорят о множественности факторов, потому что единичный фактор, как причина наступивших изменений, скорее исключение из правила, чем правило. Преемственность изменений является основой, на которой строятся последующие изменения.

В каком направлении изменяется? Следующие друг за другом изменения отличаются друг от друга качественно и количественно. Качественные изменения определяют деление развития на этапы, а количественные — содержание каждого отдельного этапа. Каждый новый этап основывается на предыдущем.

Анализ литературных источников показывает, что можно выделить 2 вида определений развития.

1) – узкое, традиционное включает однонаправленные, необратимые, универсальные, качественно-структурные изменения, ведущие к состоянию зрелости

2) – широкое определение развития включает все онтогенетические изменения, которые носят относительно протяженный, длительный характер;  обнаруживают какую-то упорядоченность или внутреннюю взаимосвязь;  находятся с возрастными периодами в более или менее тесных отношениях.

Развитие рассматривается одновременно и как процесс и как результат. Причем процесс оказывается, как правило скрыт для исследователя, а результат доступен для наблюдения.

3) – рабочее определение понятия развития: развитием называются изменения образующие ветвящийся процесс, содержащий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и, с другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой (Ю.Н.Карандашев).

Предметом психологии развития является психическое развитие, которое определяется как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и, с другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой.

 

2. Научные задачи психологии развития:

— Описание развития (включает рассмотрение изучаемого объекта в статике и в развитии),

— Объяснение развития (выявление причин, факторов и условий, повлекших за собой наступившие изменения в поведении и переживании),

— Прогноз развития (исследование следствий, кторорые вытекают из данной причины. Прогноз всегда носит гипотетический характер, так как он основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами),

— Коррекция развития (включает в себя управление развитием через изменение возможных причин).

 

3. Прикладные задачи психологии развития

Знания психологии развития нужны в разных сферах образования и социальной политики, где принимаются законы, затрагивающие желания людей, их возможности и интересы.  А также психологам, родителям, воспитателям, врачам и т.д.

В сфере применения психологии развития на практике решаются следующие задачи:

  1. Ориентация в жизненном пути (ответ на вопрос "что имеем?", т.е. определение уровня развития).
  2. Определение условий развития и изменения ("как это возникло?" - каковы причины и условия, приведшие к данному уровню развития).
  3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности ("что будет?" - прогноз не только хода развития, но и прдпринятых мер вмешательства).
  4. Обоснование целей развития и коррекции ("что должно быть?" - определяется, что возможно, реально, а что должно быть исключено. Ложно установленная норма развития приводит к существенным искривлениям в практике учебной и воспитательной работы).
  5. Планирование коррекционных мероприятий ("какие могут быть достигнуты цели?" - т.е. что нужно сделать, чтобы получить от  вмешательства ожидаемый эффект. Коррекционные мероприятия необходимы, если не осилены задачи развития, или условия развития ведут к нежелательному эффекту. Учитывать цели развития, потенциалы развития индивида, социальные требования к развитию, возможности индивида).
  6. Оценка коррекции развития ("к чему это привело?" - т.е. что дали коррекционные мероприятия).

 

4 . Связь психологии развития с другими отраслями науки

В последние десятилетия психология развития изменилась как по своему содержанию, так и по связям с другими науками. С одной стороны, она оказывает влияние на другие научные дисциплины, и, с другой, сама испытывает подобные влияния, ассимилируя все то, что расширяет ее предметное содержание.

  • биология, генетика, физиология развития;
  • этология (изучение поведения);
  • культурная антропология, этнология;
  • социология и социальная психология;
  • психологические дисциплины.
Психология развития УМК

Похожие публикации


Лекция 2. Методология и методы психологии развития

12-09-2017 Лекции
Принципы психического развития. Методы психологии развития
УМК Психология развития
подробнее

Лекция 3. Классические понятия психологии развития

12-09-2017 Лекции
Рост. Созревание. Дифференциация. Научение. Запечатление. Социализация.
Психология развития УМК
подробнее