Планы практических занятий по учебной дисциплине
«Психология развития»
для студентов 2 курса, обучающихся по специальности
«Практическая психология»
(4 семестр)
Тема: Пренатальный период и рождение (2 часа)
Методические указания
В связи с пристальным вниманием отечественных и зарубежных психологов к проблеме развития ребенка в детстве и влияние его на развитие человека в целом существует множество различных исследований по этой проблематике. Исследования ученых в этой области имеют практическую направленность и значимость.
При изучении конкретных вопросов темы следует иметь ввиду: а) развитие психики ребенка с самого начала есть процесс социальный; б) развитие психики ребенка осуществляется в процессе активной деятельности самого ребенка; в)деятельность ребенка по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями ребенка и взрослого.
Особое внимание при подготовке темы обратите на вопросы развития нервной системы в период внутриутробного развития, рецепторы к моменту рождения, психологической связи плода с матерью, влияния образа жизни матери на психическое развитие до рождения, которые достаточно подробно изложены как в предлагаемой литературе, так в лекционной части учебно-методического пособия.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
1. Традиционные взгляды на пренатальный возраст
2. Психологический аспект рождения
3. Стадии пренатального развития
4. Средовые факторы в пренатальный период (возраст матери, питание, эмоциональное состояние и т.д.)
5. Проблема психологической родовой травмы и базового доверия ребенка к миру.
Задание:
1. Проанализируйте факторы, влияющие на внутриутробное развитие. Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее значимыми, а какие – менее? Если возможно, добавьте свои факторы.
2. Проанализируйте причины нарушений развития в пренатальный период. Сформулируйте рекомендации по профилактике данных нарушений.
Рефераты:
1. Характеристика основных факторов развития в пренатальном периоде.
2. Недоношенность и её последствия для ребёнка.
3. Влияние терратогенов на пренатальное развитие ребёнка.
4. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии.
Литература:
1. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2022.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.,1997. – 176с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 2006.
4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002.
5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 2010. – 374 с.
6. Психология человека от рождения до смерти / под. общ. ред. А.А.Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
7. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
8. Развитие личности ребёнка от рождения до года /Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург, 2003.
9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001.
10. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М.: Владос, 2006. – 366 с.
11. Bee H. The Developing Child. – NY: Pearson, 2009 – 576 p.
Тема: Новорожденность (2 часа)
Методические указания
В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка до поступления в школу выделяют следующие периоды: новорожденность(от рождения до 1,5 – 2 месяцев), младенчество (от 1,5-2 месяцев – до 1 года), раннее детство(1‑3 года), дошкольный возраст (от 3‑ до 6-7 лет).
В связи с пристальным вниманием отечественных и зарубежных психологов к проблеме развития ребенка в детстве и влияние его на развитие человека в целом существует множество различных исследований по этой проблематике. В современных условиях особое внимание уделяется психическому развитию детей до 6 – летнего возраста, а также периоду поступления ребенка в школу. Исследования ученых в этой области имеют практическую направленность и значимость.
При изучении конкретных вопросов темы следует иметь ввиду: а) развитие психики ребенка с самого начала есть процесс социальный; б) развитие психики ребенка осуществляется в процессе активной деятельности самого ребенка; в)деятельность ребенка по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями ребенка и взрослого.
Особое внимание при подготовке темы обратите на вопросы социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, психологических новообразований, проявлений кризисов, развитию психических процессов на каждом возрастном этапе, особенностей развития доношенных и недоношенных детей, содержания психической жизни новорожденных, которые достаточно подробно изложены как в предлагаемой литературе, так в лекционной части учебно-методического пособия.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
1. Новорожденность как критический период:
- Границы возраста.
- Психофизические особенности новорожденности.
- Рефлексы и их значение.
2. Центральное новообразование возраста.
3. Другие новообразования новорожденности.
4. Особенности психической жизни новорожденного.
5. Цели воспитания и правила общения с новорожденным ребенком.
Задание:
1. Используя тексты лекции, дополнительную литературу, дайте определение следующим понятиям:
- Кризис новорожденности.
- «Комплекс оживления».
2. Дайте ответы на следующие вопросы, используя тексты лекции, дополнительную литературу аргументируйте ответы:
- Почему можно говорить о том, что новорожденный физически удален от матери, а биологически - нет?
- Почему можно утверждать, что недоношенность и переношенность не влияют на развитие?
- Почему новорожденный еще не может выражать положительные реакции?
- Почему сенсорная депривация именно в период новорожденности влечет за собой существенную задержку созревания мозга?
- Почему лицо матери является важным сенсорным стимулом для новорожденного?
- Почему у недоношенных детей не формируется ранняя привязанность, характерная для доношенных?
- Почему поведение новорожденного характеризуется фрагментарностью: если новорожденному протянуть погремушку, то он едва взглянет на нее; если в ручку ребенку положить игрушку, то новорожденный схватит предмет, но тут же уронит его и не станет искать?
Рефераты:
4. Кризис новорожденности.
Литература:
1. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2022.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.,1997. – 176с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 2006.
4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002.
5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 2010. – 374 с.
6. Психология человека от рождения до смерти / под. общ. ред. А.А.Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
7. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
8. Развитие личности ребёнка от рождения до года /Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург, 2003.
9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001.
10. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М.: Владос, 2006. – 366 с.
11. Bee H. The Developing Child. – NY: Pearson, 2009 – 576 p.
Тема: Период младенчества (2 часа)
Методические указания
В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка до поступления в школу выделяют следующие периоды: новорожденность(от рождения до 1,5 – 2 месяцев), младенчество (от 1,5-2 месяцев – до 1 года), раннее детство(1‑3 года), дошкольный возраст (от 3‑ до 6-7 лет).
В связи с пристальным вниманием отечественных и зарубежных психологов к проблеме развития ребенка в детстве и влияние его на развитие человека в целом существует множество различных исследований по этой проблематике. В современных условиях особое внимание уделяется психическому развитию детей до 6 – летнего возраста, а также периоду поступления ребенка в школу. Исследования ученых в этой области имеют практическую направленность и значимость.
При изучении конкретных вопросов темы следует иметь ввиду: а) развитие психики ребенка с самого начала есть процесс социальный; б) развитие психики ребенка осуществляется в процессе активной деятельности самого ребенка; в)деятельность ребенка по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями ребенка и взрослого.
Особое внимание при подготовке темы обратите на вопросы социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, психологических новообразований, проявлений кризисов, развитию психических процессов на каждом возрастном этапе, которые достаточно подробно изложены как в предлагаемой литературе, так в лекционной части учебно-методического пособия.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
- Общепсихологическая характеристика младенчества: Границы возраста. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основное психологическое новообразование младенческого возраста.
- «Комплекс оживления» и его значение.
- Развитие сенсорики и моторики ребенка в младенчестве.
- Влияние общения на психическое развитие ребенка в младенчестве. Развитие форм общения младенца. Каковы основные средства общения ребенка со взрослым?
- Психическое развитие. Ощущение, восприятие. В какие периоды младенческого и раннего возраста доминирующую роль в развитии ребенка играет восприятие, а в какие – память? В чем проявляется опережающее развитие ориентировочной деятельности в младенчестве?
- Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
- Особенности эмоциональной жизни младенца.
- Кризис первого года жизни. Новообразования кризиса 1 года.
Задание:
Используя тексты лекции, дополнительную литературу, дайте определение следующим понятиям:
- Кризис новорожденности.
- «Комплекс оживления».
- Непосредственное эмоциональное общение.
- Явление госпитализма.
- Перестройка голосовых реакций в поведенческие акты.
- «Автономная речь» ребенка.
- Эмоционально насыщенные представления.
Рефераты:
1. Что такое синдром внезапной детской смерти (СВДС)?
2. Госпитализм у ребёнка.
Литература:
1. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2000.
2 .Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 1997.
4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002.
5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Роспедагенство, 1996.
6. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
7. Развитие личности ребёнка от рождения до года /Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург, 2003.
8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001.
9. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М.: Школа-Пресс, 1997.
Тема: Психическое развитие в раннем возрасте (2 часа)
Методические указания
В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка до поступления в школу выделяют следующие периоды: новорожденность(от рождения до 1,5 – 2 месяцев), младенчество (от 1,5-2 месяцев – до 1 года), раннее детство(1‑3 года), дошкольный возраст (от 3‑ до 6-7 лет).
В связи с пристальным вниманием отечественных и зарубежных психологов к проблеме развития ребенка в детстве и влияние его на развитие человека в целом существует множество различных исследований по этой проблематике. В современных условиях особое внимание уделяется психическому развитию детей до 6 – летнего возраста, а также периоду поступления ребенка в школу. Исследования ученых в этой области имеют практическую направленность и значимость.
При изучении конкретных вопросов темы следует иметь ввиду: а)развитие психики ребенка с самого начала есть процесс социальный; б) развитие психики ребенка осуществляется в процессе активной деятельности самого ребенка; в)деятельность ребенка по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями ребенка и взрослого.
Особое внимание при подготовке темы обратите на вопросы социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, психологических новообразований, проявлений кризисов, развитию психических процессов на каждом возрастном этапе.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
1 Социальная ситуация развития в раннем детстве. Основные новообразования раннего детства.
2. Передвижение ребенка в пространстве.
3. Психологическое значение овладения прямохождением.
4. Формирование предметной деятельности.
5. Игровая деятельность ребёнка. Игрушка как средство развития общения ребёнка раннего возраста.
6. Развитие речи и активного говорения.
7. Развитие восприятия, мышления, памяти, воображения ребенка в раннем детстве.
8. Развитие общения с детьми и взрослыми.
9. Развитие эмоциональной сфера ребёнка в раннем возрасте.
10. Формирование элементов нравственного поведения.
11. Становление элементов самосознания
12. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трёх лет.
Задание:
Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:
- Ситуативно-деловая форма общения.
- Предметная деятельность.
- Разделенное действие.
- Замещение.
- Ориентировочные действия.
- Наглядно-действенное мышление.
- Наглядно – образное мышление.
- Знаковая функция.
- Мнимое действие.
- Система «Я».
Тематика рефератов:
1.Ранний возраст с точки зрения психоанализа
2.Дооперациональная стадия развития мышления в теории Ж.Пиаже
3.Особенности кризиса 3-х лет
Литература:
(* - для углубленного изучения)
- *Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.64-75:
а) взаимосвязь возрастного развития и развития способностей;
б) активность и саморегуляция; в) особенности развития и становления способностей. - Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
- Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
- Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
- Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
- Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.
Тема: Психическое развитие в дошкольном возрасте (4 часа)
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
- Дошкольный возраст и его границы.
2. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства.
3. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
4. Другие виды деятельности дошкольника.
- Рисование и его психологические особенности.
- Конструирование в дошкольном возрасте.
5. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками.
- Характеристики общения дошкольника с взрослым.
- Стили общения взрослого с ребёнком.
- Общение дошкольника со сверстниками.
6. Становление личности в дошкольном возрасте.
7. Особенности эмоциональной жизни дошкольника.
8. Психосексуальная идентификация.
9. Развитие способностей в дошкольном возрасте.
10. Познавательное развитие дошкольника.
- Развитие восприятия и мышления ребёнка.
- Развитие внимания и опосредствованного поведения.
- Развитие памяти.
- Развитие воображения и креативных возможностей ребёнка.
- Развитие знаково-символической функции.
11. Становление элементов учебной деятельности.
12. Кризис шести-семи лет: симптоматика, новообразования, причины появления, особенности протекания, строение, психологическое значение.
13. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе.
- Структура психологической готовности к обучению.
- Психофизиологические параметры готовности к школе.
Задание:
Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям:
- Сюжетно-ролевая игра.
- Содержание игры.
- Сюжет игры.
- Игровое действие.
- Воображаемая (мнимая) ситуация.
- Правило замещения в игре.
- Соподчинение мотивов.
- Произвольность поведения.
- Преодоление познавательного эгоцентризма.
- Ориентировочная деятельность.
- Сенсорные эталоны восприятия.
- Действия восприятия.
- Образное мышление.
- Словесно-логическое мышление дошкольника.
- Познавательное воображение.
- Аффективное воображение.
- Внеситуативно - познавательная форма общения.
- Внеситуативно - личностная форма общения.
- «Внутренняя позиция» дошкольника.
- Психологическая готовность к школе.
Рефераты:
1. Готовность к школьному обучению
2. Кризис 7-ми лет
3. Дошкольный возраст с точки зрения различных психологических теорий
Литература:
(* - для углубленного изучения)
- *Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.57-64
а) взаимосвязь воображения и речи;
б) взаимосвязь воображения и мышления, мышления и речи;
в) близость и различие воображения и мышления.
- Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
- Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
- Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
- Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
- Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.
Тема: Психическое развитие в младшем школьном возрасте (2 часа+2 УСРС)
Методические указания
При подготовке к семинарскому занятию по проблеме развития ребенка младшего школьного возраста следует обратить особое внимание на то, что а) развитие и формирование личности младшего школьника есть процесс социальный. Ребенок занимает социальную позицию школьника; б) развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника; в) с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер; г) деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками.
Необходимо обратить внимание на физическое развитие младшего школьника, которое равномерно происходит вплоть до подросткового возраста. В этот период продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. В этом возрасте более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующий высокой координации движений деятельность. Моторная деятельность в этот период интенсивно развивается.
Важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура, труд) и умственной деятельностью. Выключение из двигательной активности ребенка 4-5 часов на умственные занятия должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо обратить особое внимание на новообразования в младшем школьном возрасте, развитии личности младшего школьника, специфику его отношений со взрослыми и сверстниками. Также немаловажное значение имеет статус младшего школьника, самооценка и уровень притязаний детей младшего школьного возраста.
Учебная деятельность как ведущий процесс имеет свою специфику в младшем школьном возрасте. Поэтому условия организации умственной деятельности, необходимые для повышения эффективности учения, закономерности и механизмы возникновения совместных учебных действий требуют тщательного изучения. Предметом пристального внимания исследователей является мотивация учебной деятельности, развитие психических процессов, развитие интеллекта и способностей.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
1. Общие условия развития в младшем школьном возрасте.
2. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей.
3. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воли в младшем школьном возрасте.
4. Развитие мышления и воображения у младшего школьника
5. Развитие личности младшего школьника.
- Формирование мотивационно-потребностной сферы.
-Особенности развития эмоционально-волевой сферы.
- Начальные формы рефлексии.
- Формирование самооценки.
- Особенности нравственного развития.
6. Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками.
Задание:
Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям:
- Учебная деятельность.
- Рефлексия.
- Учебная задача.
- Учебное действие.
- Интеллектуализация психических процессов.
- Смысловое запоминание.
- Воссоздающее воображение.
- Понятийное мышление.
- Научное понятие.
- Ответственность.
- Нравственное чувство.
- Потребность в признании.
Рефераты:
1. Л.С. Выготский о воображении младшего школьника
2. Ж.Пиаже о мышлении младшего школьника
3. Л. Кольберг о моральном развитии младшего школьника
Литература:
(* - для углубленного изучения)
- *Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребёнка
а) становление учебной деятельности
- содержание учебной деятельности
- потребности и мотивы учебной деятельности
- способы учебной деятельности
- задачи учебной деятельности
- учебные действия - Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
- Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
- Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
- Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
- Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.
ЗАДАНИЕ ПО УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ (материалы и задания расположены на ресурсе MOODLE)
УСРС № 1. Тема «Психическое развитие в младшем школьном возрасте» (2 часа - практическое)
Задание:
Анализ статей:
В.А. Крутецкий «Психологические особенности младшего школьника»,
Н.С. Лейтес «Возрастные предпосылки умственных способностей».
Письменное задание
1 уровень (пороговый)
- Составить цитатный план статей.
- Привести пример из научной или художественной литературы, иллюстрирующий особенности психического развития младшего школьника.
2 уровень (средний)
- Составить структурно-логические схемы по статьям или ментальную карту.
- Привести примеры из научной и художественной литературы, иллюстрирующие модель развития личности и модель психического развития в младшем школьном возрасте.
3 уровень (высший)
- Составить проблемные вопросы к статьям, предложить план исследования проблемы.
- Прокомментировать примеры из научной и художественной литературы (видеосюжеты), иллюстрирующие модель психического и личностного развития младшего школьника (указать ссылки).
Тема: Психосоциальное развитие в подростковом возрасте (4 часа)
Методические указания
Данная тема занимает особое место в курсе возрастной психологии. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением, во-вторых, тем, что она позволяет конкретизировать специфические вопросы возраста, становления личности, наиболее выпукло проявляются возрастные кризисные проявления.
Знакомство с этой темой следует начать с объяснения психологического понятия переходного кризисного периода, понятия возраста как качественной характеристики психики человека. Следует отметить, что некоторые дети вступают в подростковый период уже с 9-10 - летнего возраста, а у некоторых подростковый период начинается с 12-13 - летнего возраста. В связи с этим необходимо обратить внимание на критерии определения этих возрастных различий.
Раскрывая психологические особенности подросткового возраста, полезно конкретизировать психологическую информацию, имеющуюся в литературе по поводу кризисных проявлений, подходов к этой проблеме в отечественной и зарубежной психологии. В подростковом возрасте наблюдается резкое увеличение отрицательных поступков детей. В ходе изучения этой темы необходимо понять. Что за каждой внешней реакцией подростка стоит своя психологическая причина. Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения подростков связан с рядом изменений, которые происходят с детьми на этом возрастном этапе (половое созревание, бурное физическое развитие, повышение психической активности и др.). Все это способствует появлению противоречий, которые ребенок разрешает, в том числе и негативными проявлениями.
В этой теме необходимо уделить внимание социальной ситуации развития, новообразованиям, ведущей деятельности, развитию психических процессов, формированию нравственной сферы, формированию отношений со сверстниками, взрослыми.
Нельзя обойти вниманием формирование личности подростка, его эмоционально-волевой сферы, а также путей формирования самоуважения и самосознания. Формирование Я - концепции имеет огромное значение в подростковом возрасте, влияет на появление такого значимого новообразования, как чувство взрослости, которое в свою очередь тесно связано с поведением подростка. Стремление к независимости, желание быть взрослым, сопротивление воле взрослых, желание иметь собственное мнение, независимое от окружающих порождает определенное отношение к подростку. В свою очередь подросток очень озабочен мнением окружающих о себе, поэтому активно ищет такую среду, в которой эти отношения показали бы ему, что он взрослый, самостоятельный человек. В связи с большим практическим значением данной темы полезно подробно изучить литературу, рассмотреть вопросы, предлагаемые не только в теме семинарского занятия, но также особое внимание обратить на лекционный курс.
Вопросы и задания и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию
1. Общепсихологическая характеристика подросткового возраста
- Исследования подросткового возраста в психологии.
- Диалектика "детского" и "взрослого" в отрочестве.
- Границы возраста.
- Подростковый кризис.
2. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
3. Общение со взрослыми и сверстниками.
4. Развитие познавательной сферы.
5. Формирование элементов теоретического мышления и системы интеллектуальных (профессионально ориентированных) интересов.
6. Особенности личности подростка.
- Виды взрослости.
- Становление самосознания.
- Психосексуальное развитие.
- Становление идентичности.
Задание:
Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям:
- «Чувство взрослости».
- Переходный период онтогенеза.
- Кризис подросткового возраста.
- Новая социальная позиция подростков.
- Эволюционная модель развития.
- Доминанты развития.
- Общественно-полезная деятельность в жизни подростков.
- «Аффект неадекватности».
- «Детские» формы контроля со стороны взрослых.
- Эмпатия по отношению к взрослым.
Литература:
(* - для углубленного изучения)
- *Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка. // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.325-330
а) законы развития и построения высших психических функций
б) развитие интроспекции от ребёнка к подростку
- Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
- Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
- Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
- Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
Тема: Психосоциальное развитие в юношеском возрасте (4 часа)
Методические указания
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на раскрытие понятия «юношеский возраст», на то, что именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование его мировоззрения, ценностных ориентаций, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяет его отношение к самому себе. В свете этой новой социальной позиции изменяется отношение к школе, собственной учебной и общественно полезной деятельности, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
Следует обратить внимание на новообразования в юношеском возрасте, отношения к взрослым и сверстникам, развитие психических процессов и становление мировоззрения юноши.
При рассмотрении закономерностей становления личности юноши следует специально остановиться на особенностях взаимоотношений старшеклассников с учителями. Эти особенности определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей, такими, как способность к пониманию, эмоциональному отклику.
Необходимо обратить внимание на интенсивное развитие самосознания в юношеском возрасте. Изменяется глубина и характер осознания, возрастает стремление к самостоятельности всех оценок, при этом оценки и самооценки юноши не всегда адекватны.
В юношеском возрасте активно развиваются способности, связанные с будущей профессией. Этому способствует и профессиональный интерес, и занятие профессиональной деятельностью, и активное развитие себя как личности.
Для усвоения знаний по этой проблеме следует более подробно познакомиться с предлагаемой литературой.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
- Юность в контексте жизненного пути личности.
2. Психологические трактовки юности. 3.Развитие интеллектуальной сферы в юношестве.
4. Формирование мировоззрения.
5. Эмоциональное развитие в юношестве.
6. Особенности развития личности в юношеском возрасте.
- Формирование «Я-концепции».
- Осознание себя во времени.
- Проблема юношеского кризиса.
7. Социальная активность в юношестве.
8. Юношеский мир и мир взрослых.
9. Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности.
Задание:
- Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям:
- Профессиональное самоопределение.
- Концептуальная социализация.
- Теоретическое мышление
- Ценностно-смысловое определение жизни.
- Жизненный план.
- Самопознание в юности.
- Временная жизненная перспектива.
- Потребность в обособлении.
- Расширение сферы общения в юности.
- Интимность в общении.
- Поведенческая автономия.
- Морально-ценностная автономия.
- Используя материалы MOODLE выполнить задание кейсов.
Рефераты:
1. И.С. Кон о юношеской сексуальности
2. Идентификация личности и путаница ролей – пятая стадия развития идентичности по Э. Эриксону
Литература:
(* - для углубленного изучения)
- Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
- Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
- Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
- Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.
Тема: Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости (2 часа)
Методические указания
Взрослость (зрелость) – самый длинный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по разному). Согласно Э. Эриксону, зрелость, как седьмая стадия человеческой жизни, является центральной на всем жизненном пути человека. Поэтому в контексте изучения развития личности на разных возрастных этапах этот период нельзя обойти вниманием.
Изучая данную тему, следует обратить внимание на социальную ситуацию развития в зрелости – это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте: а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик; б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего его развития личности; в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев).
Следует обратить особое внимание на новые личностные образования, центральные личностные образования, главные проблемы возраста. Особого внимания в изучении этой темы требует проблема кризисов в период зрелости.
Также нельзя обойти вниманием вопрос о факторах, содействующих или препятствующих достижению вершин профессионализма («акме»).
Изучая проблему развития личности в зрелом возрасте обратить внимание на развитие психических процессов на данном возрастном этапе, проблем, связанных с индивидуальными особенностями развития психических процессов.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
- Возраст ранней зрелости, понятие «Молодость» как социально-историческая категория.
- Границы возраста.
- Кризис молодости.
2. Развитие личности в возрасте ранней зрелости.
- Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Становление индивидуального жизненного стиля.
3. Социальная активность в молодости.
- Человек для самого себя и для других.
4. Любовь, брак, создание семьи в молодости.
5. Профессиональное самоопределение и обретение нового социального статуса.
Задание:
Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям:
- Зрелая личность.
- Акме.
- Самоопределение личности.
- «Взросление» взрослого человека.
- Высшее «Я».
- «Зрелые» отношения человека к жизни.
- Социализация взрослого.
- Самореализация.
- Самопротяженность зрелой личности.
- Кризис середины жизни.
- Гетерохронность развития.
Рефераты:
1. Развитие идентичности в зрелом возрасте: стадии шесть – восемь по Э.Эриксону
2. Проблема самоактуализации личности
Литература:
(* - для углубленного изучения)
- *Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.373-382
а) возникновение акмеологии; - б) границы и структура возраста зрелости;
в) результаты исследования. - *Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.382-396
а) необходимость построения современной периодизации онтогенетического развития; - б) принципы и проблемы построения возрастной периодизации;
- в) изменения, происходящие с человеком в период зрелости;
- Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
- Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
- Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
- Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева – М., 2002. – 208 с.
Тема: Психосоциальное развития в возрасте средней взрослости (2 часа)
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию 1. Социально-ролевая ориентация личности в возрасте средней зрелости. 2. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология. 3. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости. 4.Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни. 5. Аффективная сфера в период средней взрослости.. |
7. Я-концепция самоактуализирующейся зрелой личности. Особенности самооценки личности возраста средней зрелости.
Рефераты:
1. Динамика интеллектуального развития взрослых
2. Личность и коллектив
Литература:
(* - для углубленного изучения)
- Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
- Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
- Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
- Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева – М., 2002. – 208 с.
Тема: Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости (2 часа)
Методические указания
В период старости или поздней зрелости наблюдается резкое расхождение разных линий онтогенеза, различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются.
Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).
В данной теме особое внимание необходимо уделять социальной ситуации развития, так как она во многом определяет дальнейшие варианты развития: доживание; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. фактически продолжение периода зрелости.
Особое внимание необходимо уделить физическому развитию человека, его психологическим характеристикам, личностным новообразованиям периода старости. Также в этой теме нельзя обойти вниманием закономерности развития в старости, кризис индивидуальной жизни человека. Обратите внимание на типологии пожилых людей, которые предлагают разные авторы, занимающиеся проблемой психологического развития людей пожилого возраста, периода старости (Д. Бромлей, В. Генри, А. Качкин и др.).
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
|
- Особенности личности пожилого (старого) человека. Типы старения. Личностные новообразования в старости.
- Я-концепция поздней взрослости как совокупность установок на себя. Теории «относительности» старения. Специфика Я-образа на этапе старения.
- Старение и специфические изменения эмоциональной сферы. Эмоционально-чувственная сфера.
- Смена мотивов у пенсионеров. Структура мотивов, ее изменения. Возрастная динамика интересов.
- Проблема одиночества. Изменения временной перспективы в старости.
- Витаукт.
Задание:
Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям
- Геронтопсихология.
- Ограничение механизмов саморегуляции.
- Витаукт.
- Социальная геронтология.
- «Программированное» старение.
- «Непрограммированное» старение.
- Психологическое старение.
- Социальное старение.
- «Социальный протез» компенсации дефекта.
- Индивидуальные стратегии адаптации к старости.
- Ипохондрическая фиксация.
- «Заострение» личностных черт.
- Мудрость.
Рефераты:
1. Долгожители и их особенности
2. Отношение к старости в различных странах
3. Р. Моуди о смерти
4. Тема смерти в работах С.Грофа
Литература:
(* - для углубленного изучения)
- Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
- Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
- Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
- Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
- Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М., 2003. – 416 с.
- Степанова Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология / Е.И.Степанова. – СПб.: Алетейя, 2000. – 288 с.
ЗАДАНИЕ ПО УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ (материалы и задания расположены на ресурсе MOODLE)
УСРС № 2. Тема «Инволютивное развитие личности» (2 часа - практическое)
Задание:
Анализ статей:
Лидерс А. Г. «Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании»,
Письменное задание
1 уровень (пороговый)
- Составить цитатный план статей.
- Привести пример из научной или художественной литературы, иллюстрирующий особенности инволютивного развития в пожилом и старческом возрасте.
2 уровень (средний)
- Составить структурно-логические схемы по статьям или ментальную карту.
- Привести примеры из научной и художественной литературы, иллюстрирующие модель развития личности и модель психического развития в период старения.
3 уровень (высший)
- Составить проблемные вопросы к статьям, предложить план исследования проблемы.
- Прокомментировать примеры из научной и художественной литературы (видеосюжеты), иллюстрирующие особенности инволютивного развития в пожилом и старческом возрасте.
Основная литература
- Амельков, А. А. Психология развития в схемах, понятиях и персоналиях : пособие / А. А. Амельков. – 8-е изд. – Мозырь : Содействие, 2017. – 72 с.
- Бараева, Е. И. Психология развития : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по пед. специальностям / Е. И. Бараева,
Т. Ю. Шлыкова. – Минск : Респ. ин-т высш. шк., 2016. – 222 с. - Лысюк, Л. Г. Психология развития: младший школьник :
учеб.-метод. пособие для студентов психол. и пед. специальностей ун-та / Брест. гос. ун-т / Л. Г. Лысюк. – Брест : БрГУ, 2010. – 104 с. - Марищук, Л. В. Психология развития и педагогическая психология : пособие / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры / Л. В. Марищук. – Минск : БГУФК, 2010. – 232 с.
- Поляков, А. М. Психология развития : учеб. пособие для студентов психол. и пед. вузов / А. М. Поляков. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2009. – 304 с.
Дополнительная литература
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по психол. направлениям и специальностям : в 2 т. / Г. С. Абрамова. – М. : Юрайт, 2015. – 2 т.
- Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология : учеб. для вузов / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. – СПб. : Питер, 2018. – 512 с.
- Возрастная психология : учеб. пособие / Т. П. Авдулова [и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2014. – 329 с.
- Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Апрель Пресс : Эксмо-пресс, 2002. – 1008 с.
- Крайг, Г. Психология развития : учеб. пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб., 2005. – 940 с.
- Марищук, Л. В. Психология : учеб. пособие / под науч. ред.
Л. В. Марищук. – 2-е изд. – Минск : Витпостер, 2016. – 778 с. - Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2015. – 655 с.
- Психология человека от рождения до смерти : психол. атлас человека / под ред. А. А. Реана. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : АСТ, 2010. – 651 с.
- Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : учеб. пособие / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект-пресс, 2005. – 458 с.
- Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учеб. для бакалавриата и специалитета /
Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 384 с. - Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям по дисциплине «Возрастная психология» / Л. Ф. Обухова ; Моск. гос. ун-т, Фак. психол. – М. : Юрайт, 2015. – 460 с.
- Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учеб. и практикум для акад. бакалавриата / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 576 с.