Новости События Общее

Планы практических занятий по курсу «Психология развития: часть 2» для студентов 2 курса, обучающихся по специальности «Практическая психология» (4 семестр)

10-02-2023 Планы семинарских и практических занятий по психологии развития
Планы практических занятий по учебной дисциплине «Психология развития» для студентов 2 курса, обучающихся по специальности «Практическая психология» (4 семестр)

Планы практических занятий по учебной дисциплине

«Психология развития»

для студентов 2 курса, обучающихся по специальности

«Практическая психология»

(4 семестр)

 

 Тема: Пренатальный период и рождение (2 часа)

Методические указания

В связи с пристальным вниманием отечественных и зарубежных психологов к проблеме развития ребенка в детстве и влияние его на развитие человека в целом существует множество различных исследований по этой проблематике. Исследования ученых в этой области имеют практическую направленность и значимость.

При изучении конкретных вопросов темы следует иметь ввиду: а) развитие психики ребенка с самого начала есть процесс социальный; б) развитие психики ребенка осуществляется в процессе активной деятельности самого ребенка; в)деятельность ребенка по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

Особое внимание при подготовке темы обратите на вопросы развития нервной системы в период внутриутробного развития, рецепторы к моменту рождения, психологической связи плода с матерью, влияния образа жизни матери на психическое развитие до рождения, которые достаточно подробно изложены как в предлагаемой литературе, так в лекционной части учебно-методического пособия.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

1. Традиционные взгляды на пренатальный возраст
2. Психологический аспект рождения
3. Стадии пренатального развития
4. Средовые факторы в пренатальный период (возраст матери, питание, эмоциональное состояние и т.д.)
5. Проблема психологической родовой травмы и базового доверия ребенка к миру.
 

Задание:

1. Проанализируйте факторы, влияющие на внутриутробное развитие. Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее значимыми, а какие – менее? Если возможно, добавьте свои факторы.

2. Проанализируйте причины нарушений развития в пренатальный период. Сформулируйте рекомендации по профилактике данных нарушений.


Рефераты:
1. Характеристика основных факторов развития в пренатальном периоде.
2. Недоношенность и её последствия для ребёнка.
3. Влияние терратогенов на пренатальное развитие ребёнка.
4. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии.

Литература:
1. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2022.
2. Кулагина И.Ю.  Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.,1997. – 176с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 2006.
4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002.
5. Обухова Л.Ф.  Детская психология: теории, факты, проблемы. –  М., 2010. – 374 с.
6. Психология человека от рождения до смерти / под. общ. ред. А.А.Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
7. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
8. Развитие личности ребёнка от рождения до года /Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург, 2003.
9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001.
10. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М.: Владос, 2006. – 366 с.

11. Bee H. The Developing Child. – NY: Pearson, 2009 – 576 p.

 

Тема: Новорожденность (2 часа)

Методические указания

В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка до поступления в школу выделяют следующие периоды: новорожденность(от рождения до 1,5 – 2 месяцев), младенчество (от 1,5-2 месяцев – до 1 года), раннее детство(1‑3 года), дошкольный возраст (от 3‑ до 6-7 лет).

В связи с пристальным вниманием отечественных и зарубежных психологов к проблеме развития ребенка в детстве и влияние его на развитие человека в целом существует множество различных исследований по этой проблематике. В современных условиях особое внимание уделяется психическому развитию детей до 6 – летнего возраста, а также периоду поступления ребенка в школу. Исследования ученых в этой области имеют практическую направленность и значимость.

При изучении конкретных вопросов темы следует иметь ввиду: а) развитие психики ребенка с самого начала есть процесс социальный; б) развитие психики ребенка осуществляется в процессе активной деятельности самого ребенка; в)деятельность ребенка по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

Особое внимание при подготовке темы обратите на вопросы социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, психологических новообразований, проявлений кризисов, развитию психических процессов на каждом возрастном этапе, особенностей развития доношенных и недоношенных детей, содержания психической жизни новорожденных, которые достаточно подробно изложены как в предлагаемой литературе, так в лекционной части учебно-методического пособия.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

1. Новорожденность как критический период:
- Границы возраста.
- Психофизические особенности новорожденности.
- Рефлексы и их значение.
2. Центральное новообразование возраста.
3. Другие новообразования новорожденности.
4. Особенности психической жизни новорожденного.
5. Цели воспитания и правила общения с новорожденным ребенком.

Задание:

1. Используя тексты лекции, дополнительную литературу, дайте определение следующим понятиям:

  •  Кризис новорожденности.
  • «Комплекс оживления».

2. Дайте ответы на следующие вопросы, используя тексты лекции, дополнительную литературу аргументируйте ответы:

  • Почему можно говорить о том, что новорожденный физически удален от матери, а биологически - нет?
  • Почему можно утверждать, что недоношенность и переношенность не влияют на развитие?
  • Почему новорожденный еще не может выражать положительные реакции?
  • Почему сенсорная депривация именно в период новорожденности влечет за собой существенную задержку созревания мозга?
  • Почему лицо матери является важным сенсорным стимулом для новорожденного?
  • Почему у недоношенных детей не формируется ранняя привязанность, характерная для доношенных?
  • Почему поведение новорожденного характеризуется фрагментарностью: если новорожденному протянуть погремушку, то он едва взглянет на нее; если в ручку ребенку положить игрушку, то новорожденный схватит предмет, но тут же уронит его и не станет искать?

Рефераты:
4. Кризис новорожденности.

Литература:
1. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2022.
2. Кулагина И.Ю.  Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.,1997. – 176с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 2006.
4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002.
5. Обухова Л.Ф.  Детская психология: теории, факты, проблемы. –  М., 2010. – 374 с.
6. Психология человека от рождения до смерти / под. общ. ред. А.А.Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
7. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
8. Развитие личности ребёнка от рождения до года /Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург, 2003.
9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001.
10. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М.: Владос, 2006. – 366 с.

11. Bee H. The Developing Child. – NY: Pearson, 2009 – 576 p.

 

Тема: Период младенчества (2 часа)

Методические указания

В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка до поступления в школу выделяют следующие периоды: новорожденность(от рождения до 1,5 – 2 месяцев), младенчество (от 1,5-2 месяцев – до 1 года), раннее детство(1‑3 года), дошкольный возраст (от 3‑ до 6-7 лет).

В связи с пристальным вниманием отечественных и зарубежных психологов к проблеме развития ребенка в детстве и влияние его на развитие человека в целом существует множество различных исследований по этой проблематике. В современных условиях особое внимание уделяется психическому развитию детей до 6 – летнего возраста, а также периоду поступления ребенка в школу. Исследования ученых в этой области имеют практическую направленность и значимость.

При изучении конкретных вопросов темы следует иметь ввиду: а) развитие психики ребенка с самого начала есть процесс социальный; б) развитие психики ребенка осуществляется в процессе активной деятельности самого ребенка; в)деятельность ребенка по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

Особое внимание при подготовке темы обратите на вопросы социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, психологических новообразований, проявлений кризисов, развитию психических процессов на каждом возрастном этапе, которые достаточно подробно изложены как в предлагаемой литературе, так в лекционной части учебно-методического пособия.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

  1. Общепсихологическая характеристика младенчества: Границы возраста. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основное психологическое новообразование младенческого возраста.
  2. «Комплекс оживления» и его значение.
  3. Развитие сенсорики и моторики ребенка в младенчестве.
  4. Влияние общения на психическое развитие ребенка в младенчестве. Развитие форм общения младенца. Каковы основные средства общения ребенка со взрослым?
  5. Психическое развитие. Ощущение, восприятие. В какие периоды младенческого и раннего возраста доминирующую роль в развитии ребенка играет восприятие, а в какие – память? В чем проявляется опережающее развитие ориентировочной деятельности в младенчестве?
  6. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
  7. Особенности эмоциональной жизни младенца.
  8. Кризис первого года жизни. Новообразования кризиса 1 года.
     

Задание:

Используя тексты лекции, дополнительную литературу, дайте определение следующим понятиям:

  • Кризис новорожденности.
  • «Комплекс оживления».
  • Непосредственное эмоциональное общение.
  • Явление госпитализма.
  • Перестройка голосовых реакций в поведенческие акты.
  • «Автономная речь» ребенка.
  • Эмоционально насыщенные представления.

Рефераты:
1. Что такое синдром внезапной детской смерти (СВДС)?
2. Госпитализм у ребёнка.

Литература:
1. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2000.
2 .Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 1997.
4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002.
5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Роспедагенство, 1996.
6. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
7. Развитие личности ребёнка от рождения до года /Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург, 2003.
8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001.
9. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М.: Школа-Пресс, 1997.

 

Тема: Психическое развитие в раннем возрасте (2 часа)

Методические указания

В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка до поступления в школу выделяют следующие периоды: новорожденность(от рождения до 1,5 – 2 месяцев), младенчество (от 1,5-2 месяцев – до 1 года), раннее детство(1‑3 года), дошкольный возраст (от 3‑ до 6-7 лет).

В связи с пристальным вниманием отечественных и зарубежных психологов к проблеме развития ребенка в детстве и влияние его на развитие человека в целом существует множество различных исследований по этой проблематике. В современных условиях особое внимание уделяется психическому развитию детей до 6 – летнего возраста, а также периоду поступления ребенка в школу. Исследования ученых в этой области имеют практическую направленность и значимость.

При изучении конкретных вопросов темы следует иметь ввиду: а)развитие психики ребенка с самого начала есть процесс социальный; б) развитие психики ребенка осуществляется в процессе активной деятельности самого ребенка; в)деятельность ребенка по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

Особое внимание при подготовке темы обратите на вопросы социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, психологических новообразований, проявлений кризисов, развитию психических процессов на каждом возрастном этапе.

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

1 Социальная ситуация развития в раннем детстве.  Основные новообразования раннего детства.
2. Передвижение ребенка в пространстве.
3. Психологическое значение овладения прямохождением.
4. Формирование предметной деятельности.
5. Игровая деятельность ребёнка. Игрушка как средство развития общения ребёнка раннего возраста.
6. Развитие речи и активного говорения.
7. Развитие восприятия, мышления, памяти, воображения ребенка в раннем детстве.
8. Развитие общения с детьми и взрослыми.
9. Развитие эмоциональной сфера ребёнка в раннем возрасте.
10. Формирование элементов нравственного поведения.
11. Становление элементов самосознания
12. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трёх лет.

Задание:

Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:

  • Ситуативно-деловая форма общения.
  • Предметная деятельность.
  • Разделенное действие.
  • Замещение.
  • Ориентировочные действия.
  • Наглядно-действенное мышление.
  • Наглядно – образное мышление.
  • Знаковая функция.
  • Мнимое действие.
  • Система «Я».

Тематика рефератов:

 1.Ранний возраст с точки зрения психоанализа
2.Дооперациональная стадия развития мышления в теории Ж.Пиаже
3.Особенности кризиса 3-х лет

Литература:

(* - для углубленного изучения)

  1. *Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.64-75:
    а) взаимосвязь возрастного развития и развития способностей;
    б) активность и саморегуляция; в) особенности развития и становления способностей.
  2. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
  3. Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
  4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
  5. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
  6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
  7. Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
  8. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
  9. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
  10. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.

 

Тема: Психическое развитие в дошкольном возрасте (4 часа)

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

  1. Дошкольный возраст и его границы.
    2. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства.
    3. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
    4. Другие виды деятельности дошкольника.
    - Рисование и его психологические особенности.
    - Конструирование в дошкольном возрасте.
    5. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками.
    - Характеристики общения дошкольника с взрослым.
    - Стили общения взрослого с ребёнком.
    - Общение дошкольника со сверстниками.
    6. Становление личности в дошкольном возрасте.
    7. Особенности эмоциональной жизни дошкольника.
    8. Психосексуальная идентификация.
    9. Развитие способностей в дошкольном возрасте.
    10. Познавательное развитие дошкольника.
    - Развитие восприятия и мышления ребёнка.
    - Развитие внимания и опосредствованного поведения.
    - Развитие памяти.
    - Развитие воображения и креативных возможностей ребёнка.
    - Развитие знаково-символической функции.
    11. Становление элементов учебной деятельности.
    12. Кризис шести-семи лет: симптоматика, новообразования, причины появления, особенности протекания, строение, психологическое значение.
    13. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе.
    - Структура психологической готовности к обучению.
    - Психофизиологические параметры готовности к школе.

Задание:

Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям:

  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Содержание игры.
  • Сюжет игры.
  • Игровое действие.
  • Воображаемая (мнимая) ситуация.
  • Правило замещения в игре.
  • Соподчинение мотивов.
  • Произвольность поведения.
  • Преодоление познавательного эгоцентризма.
  • Ориентировочная деятельность.
  • Сенсорные эталоны восприятия.
  • Действия восприятия.
  • Образное мышление.
  • Словесно-логическое мышление дошкольника.
  • Познавательное воображение.
  • Аффективное воображение.
  • Внеситуативно - познавательная форма общения.
  • Внеситуативно - личностная форма общения.
  • «Внутренняя позиция» дошкольника.
  • Психологическая готовность к школе.

Рефераты:
1. Готовность к школьному обучению
2. Кризис 7-ми лет
3. Дошкольный возраст с точки зрения различных психологических теорий

Литература:

(* - для углубленного изучения)

  1. *Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.57-64
    а) взаимосвязь воображения и речи;
    б) взаимосвязь воображения и мышления, мышления и речи;
    в) близость и различие воображения и мышления.
  1. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
  2. Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
  3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
  5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
  6. Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
  7. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
  8. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
  9. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.

 

Тема: Психическое развитие в младшем школьном возрасте (2 часа+2 УСРС)

 Методические указания

При подготовке к семинарскому занятию по проблеме развития ребенка младшего школьного возраста следует обратить особое внимание на то, что а) развитие и формирование личности младшего школьника есть процесс социальный. Ребенок занимает социальную позицию школьника; б) развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника; в) с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер; г) деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками.

Необходимо обратить внимание на физическое развитие младшего школьника, которое равномерно происходит вплоть до подросткового возраста. В этот период продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. В этом возрасте более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующий высокой координации движений деятельность. Моторная деятельность в этот период интенсивно развивается.

Важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура, труд) и умственной деятельностью. Выключение из двигательной активности ребенка 4-5 часов на умственные занятия должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо обратить особое внимание на новообразования в младшем школьном возрасте, развитии личности младшего школьника, специфику его отношений со взрослыми и сверстниками. Также немаловажное значение имеет статус младшего школьника, самооценка и уровень притязаний детей младшего школьного возраста.

Учебная деятельность как ведущий процесс имеет свою специфику в младшем школьном возрасте. Поэтому условия организации умственной деятельности, необходимые для повышения эффективности учения, закономерности и механизмы возникновения совместных учебных действий требуют тщательного изучения. Предметом пристального внимания исследователей является мотивация учебной деятельности, развитие психических процессов, развитие интеллекта и способностей.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

1. Общие условия развития в младшем школьном возрасте.
2. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей.
3. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воли в младшем школьном возрасте.
4. Развитие мышления и воображения у младшего школьника
5. Развитие личности младшего школьника.
- Формирование мотивационно-потребностной сферы.
-Особенности развития эмоционально-волевой сферы.
- Начальные формы рефлексии.
- Формирование самооценки.
- Особенности нравственного развития.
6. Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками.

Задание:

Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям:

  • Учебная деятельность.
  • Рефлексия.
  • Учебная задача.
  • Учебное действие.
  • Интеллектуализация психических процессов.
  • Смысловое запоминание.
  • Воссоздающее воображение.
  • Понятийное мышление.
  • Научное понятие.
  • Ответственность.
  • Нравственное чувство.
  • Потребность в признании.

Рефераты:
1. Л.С. Выготский о воображении младшего школьника
2. Ж.Пиаже о мышлении младшего школьника
3. Л. Кольберг о моральном развитии младшего школьника

 

Литература:

(* - для углубленного изучения)

  1. *Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребёнка
    а) становление учебной деятельности
    - содержание учебной деятельности
    - потребности и мотивы учебной деятельности
    - способы учебной деятельности
    - задачи учебной деятельности
    - учебные действия 
  2. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
  3. Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
  4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
  5. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
  6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
  7. Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
  8. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
  9. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
  10. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.

 

ЗАДАНИЕ ПО УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ (материалы и задания расположены на ресурсе MOODLE)

УСРС № 1. Тема «Психическое развитие в младшем школьном возрасте» (2 часа - практическое)

Задание:

Анализ статей:

В.А. Крутецкий «Психологические особенности младшего школьника»,

Н.С. Лейтес «Возрастные предпосылки умственных способностей».

Письменное задание

1 уровень (пороговый)

  • Составить цитатный план статей.
  • Привести пример из научной или художественной литературы, иллюстрирующий особенности психического развития младшего школьника.

2 уровень (средний)

  • Составить структурно-логические схемы по статьям или ментальную карту.
  • Привести примеры из научной и художественной литературы, иллюстрирующие модель развития личности и модель психического развития в младшем школьном возрасте.

3 уровень (высший)

  • Составить проблемные вопросы к статьям, предложить план исследования проблемы.
  • Прокомментировать примеры из научной и художественной литературы (видеосюжеты), иллюстрирующие модель психического и личностного развития младшего школьника (указать ссылки).

 

Тема: Психосоциальное развитие в подростковом возрасте (4 часа)

Методические указания

Данная тема занимает особое место в курсе возрастной психологии. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением, во-вторых, тем, что она позволяет конкретизировать специфические вопросы возраста, становления личности, наиболее выпукло проявляются возрастные кризисные проявления.

Знакомство с этой темой следует начать с объяснения психологического понятия переходного кризисного периода, понятия возраста как качественной характеристики психики человека. Следует отметить, что некоторые дети вступают в подростковый период уже с 9-10 - летнего возраста, а у некоторых подростковый период начинается с 12-13 - летнего возраста. В связи с этим необходимо обратить внимание на критерии определения этих возрастных различий.

Раскрывая психологические особенности подросткового возраста, полезно конкретизировать психологическую информацию, имеющуюся в литературе по поводу кризисных проявлений, подходов к этой проблеме в отечественной и зарубежной психологии. В подростковом возрасте наблюдается резкое увеличение отрицательных поступков детей. В ходе изучения этой темы необходимо понять. Что за каждой внешней реакцией подростка стоит своя психологическая причина. Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения подростков связан с рядом изменений, которые происходят с детьми на этом возрастном этапе (половое созревание, бурное физическое развитие, повышение психической активности и др.). Все это способствует появлению противоречий, которые ребенок разрешает, в том числе и негативными проявлениями.

В этой теме необходимо уделить внимание социальной ситуации развития, новообразованиям, ведущей деятельности, развитию психических процессов, формированию нравственной сферы, формированию отношений со сверстниками, взрослыми.

Нельзя обойти вниманием формирование личности подростка, его эмоционально-волевой сферы, а также путей формирования самоуважения и самосознания. Формирование Я - концепции имеет огромное значение в подростковом возрасте, влияет на появление такого значимого новообразования, как чувство взрослости, которое в свою очередь тесно связано с поведением подростка. Стремление к независимости, желание быть взрослым, сопротивление воле взрослых, желание иметь собственное мнение, независимое от окружающих порождает определенное отношение к подростку. В свою очередь подросток очень озабочен мнением окружающих о себе, поэтому активно ищет такую среду, в которой эти отношения показали бы ему, что он взрослый, самостоятельный человек. В связи с большим практическим значением данной темы полезно подробно изучить литературу, рассмотреть вопросы, предлагаемые не только в теме семинарского занятия, но также особое внимание обратить на лекционный курс.

 

Вопросы и задания и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию

1. Общепсихологическая характеристика подросткового возраста
- Исследования подросткового возраста в психологии.
- Диалектика "детского" и "взрослого" в отрочестве.
- Границы возраста.
- Подростковый кризис.
2. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
3. Общение со взрослыми и сверстниками.
4. Развитие познавательной сферы.
5. Формирование элементов теоретического мышления и системы интеллектуальных (профессионально ориентированных) интересов.
6. Особенности личности подростка.
- Виды взрослости.
- Становление самосознания.
- Психосексуальное развитие.
- Становление идентичности.

Задание:

Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям:

  • «Чувство взрослости».
  • Переходный период онтогенеза.
  • Кризис подросткового возраста.
  • Новая социальная позиция подростков.
  • Эволюционная модель развития.
  • Доминанты развития.
  • Общественно-полезная деятельность в жизни подростков.
  • «Аффект неадекватности».
  • «Детские» формы контроля со стороны взрослых.
  • Эмпатия по отношению к взрослым.

Литература:

(* - для углубленного изучения)

  1. *Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка. // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.325-330

а) законы развития и построения высших психических функций
б) развитие интроспекции от ребёнка к подростку 

  1. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
  2. Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
  3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
  5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
  6. Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
  7. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
  8. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.

 

Тема: Психосоциальное развитие в юношеском возрасте (4 часа)

Методические указания

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на раскрытие понятия «юношеский возраст», на то, что именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование его мировоззрения, ценностных ориентаций, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяет его отношение к самому себе. В свете этой новой социальной позиции изменяется отношение к школе, собственной учебной и общественно полезной деятельности, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Следует обратить внимание на новообразования в юношеском возрасте, отношения к взрослым и сверстникам, развитие психических процессов и становление мировоззрения юноши.

При рассмотрении закономерностей становления личности юноши следует специально остановиться на особенностях взаимоотношений старшеклассников с учителями. Эти особенности определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей, такими, как способность к пониманию,  эмоциональному отклику.

Необходимо обратить внимание на интенсивное развитие самосознания в юношеском возрасте. Изменяется глубина и характер осознания, возрастает стремление к самостоятельности всех оценок, при этом оценки и самооценки юноши не всегда адекватны.

В юношеском возрасте активно развиваются способности, связанные с будущей профессией. Этому способствует и профессиональный интерес, и занятие профессиональной деятельностью, и активное развитие себя как личности.

Для усвоения знаний по этой проблеме следует более подробно познакомиться с предлагаемой литературой.

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

  1. Юность в контексте жизненного пути личности.
    2. Психологические трактовки юности.  3.Развитие интеллектуальной сферы в юношестве.
    4. Формирование мировоззрения.
    5. Эмоциональное развитие в юношестве.
    6. Особенности развития личности в юношеском возрасте.
    - Формирование «Я-концепции».
    - Осознание себя во времени.
    - Проблема юношеского кризиса.
    7. Социальная активность в юношестве.
    8. Юношеский мир и мир взрослых.
    9. Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности.

Задание:

  1. Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям:
  • Профессиональное самоопределение.
  • Концептуальная социализация.
  • Теоретическое мышление
  • Ценностно-смысловое определение жизни.
  • Жизненный план.
  • Самопознание в юности.
  • Временная жизненная перспектива.
  • Потребность в обособлении.
  • Расширение сферы общения в юности.
  • Интимность в общении.
  • Поведенческая автономия.
  • Морально-ценностная автономия.
  1. Используя материалы MOODLE выполнить задание кейсов.

Рефераты:
1. И.С. Кон о юношеской сексуальности
2. Идентификация личности и путаница ролей – пятая стадия развития идентичности по Э. Эриксону
 

Литература:

(* - для углубленного изучения)

  1. Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
  2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
  3. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
  4. Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
  5. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
  6. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
  7. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.

 

Тема: Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости (2 часа)

Методические указания

Взрослость (зрелость) – самый длинный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по разному). Согласно Э. Эриксону, зрелость, как седьмая стадия человеческой жизни, является центральной на всем жизненном пути человека. Поэтому в контексте изучения развития личности на разных возрастных этапах этот период нельзя обойти вниманием.

Изучая данную тему, следует обратить внимание на социальную ситуацию развития в зрелости – это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте: а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик; б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего его развития личности; в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев).

Следует обратить особое внимание на новые личностные образования, центральные личностные образования, главные проблемы возраста. Особого внимания в изучении этой темы требует проблема кризисов в период зрелости.

Также нельзя обойти вниманием вопрос о факторах, содействующих или препятствующих достижению вершин профессионализма («акме»).

Изучая проблему развития личности в зрелом возрасте обратить внимание на развитие психических процессов на данном возрастном этапе, проблем, связанных с индивидуальными особенностями развития психических процессов.

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

  1. Возраст ранней зрелости, понятие «Молодость» как социально-историческая категория.
    - Границы возраста.
    - Кризис молодости.
    2. Развитие личности в возрасте ранней зрелости.
    - Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций.
    - Становление индивидуального жизненного стиля.
    3. Социальная активность в молодости.
    - Человек для самого себя и для других.
    4. Любовь, брак, создание семьи в молодости.
    5. Профессиональное самоопределение и обретение нового социального статуса.

Задание:

Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям:

  • Зрелая личность.
  • Акме.
  • Самоопределение личности.
  • «Взросление» взрослого человека.
  • Высшее «Я».
  • «Зрелые» отношения человека к жизни.
  • Социализация взрослого.
  • Самореализация.
  • Самопротяженность зрелой личности.
  • Кризис середины жизни.
  • Гетерохронность развития.

Рефераты:
1. Развитие идентичности в зрелом возрасте: стадии шесть – восемь по Э.Эриксону
2. Проблема самоактуализации личности
 

Литература:

(* - для углубленного изучения)

  1. *Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.373-382
    а) возникновение акмеологии;
  2. б) границы и структура возраста зрелости;
    в) результаты исследования.
  3. *Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.382-396
    а) необходимость построения современной периодизации онтогенетического развития;
  4. б) принципы и проблемы построения возрастной периодизации;
  5. в) изменения, происходящие с человеком в период зрелости;
  6. Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
  7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
  8. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
  9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
  10. Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
  11. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
  12. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
  13. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева – М., 2002. – 208 с.

 

Тема: Психосоциальное развития в возрасте средней взрослости (2 часа)

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

1.  Социально-ролевая ориентация личности в возрасте средней зрелости.

2. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология.

3. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.

4.Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.

5. Аффективная сфера в период средней взрослости..

6. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.

7. Я-концепция самоактуализирующейся зрелой личности. Особенности самооценки личности возраста средней зрелости. 

Рефераты:
1. Динамика интеллектуального развития взрослых
2. Личность и коллектив
 

Литература:

(* - для углубленного изучения)

  1. Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
  2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
  3. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
  4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
  5. Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
  6. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
  7. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
  8. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева – М., 2002. – 208 с.

 

Тема: Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости (2 часа)

Методические указания

В период старости или поздней зрелости наблюдается резкое расхождение разных линий онтогенеза, различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

В данной теме особое внимание необходимо уделять социальной ситуации развития, так как она во многом определяет дальнейшие варианты развития: доживание; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. фактически продолжение периода зрелости.

Особое внимание необходимо уделить физическому развитию человека, его психологическим характеристикам, личностным новообразованиям периода старости. Также в этой теме нельзя обойти вниманием закономерности развития в старости, кризис индивидуальной жизни человека. Обратите внимание на типологии пожилых людей, которые предлагают разные авторы, занимающиеся проблемой психологического развития людей пожилого возраста, периода старости (Д. Бромлей, В. Генри, А. Качкин  и др.).

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

  1. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста. Биологические аспекты геронтогенеза.
  2. Теории старения.
  3. Сенсорное развитие в старческом возрасте.
  4. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Изменения в функционировании психических функций в старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.
  5. Характеристика динамики восприятия, двигательной сферы, действий.
  6. Речевое развитие в старческом возрасте.
  1. Особенности личности пожилого (старого) человека. Типы старения. Личностные новообразования в старости.
  1. Я-концепция поздней взрослости как совокупность установок на себя. Теории «относительности» старения. Специфика Я-образа на этапе старения.
  2. Старение и специфические изменения эмоциональной сферы. Эмоционально-чувственная сфера.
  3. Смена мотивов у пенсионеров. Структура мотивов, ее изменения. Возрастная динамика интересов.
  4. Проблема одиночества. Изменения временной перспективы в старости.
  5. Витаукт.

Задание:

Используя тексты лекции, дополнительную литературу дайте определение следующим понятиям

  1. Геронтопсихология.
  2. Ограничение механизмов саморегуляции.
  3. Витаукт.
  4. Социальная геронтология.
  5. «Программированное» старение.
  6. «Непрограммированное» старение.
  7. Психологическое старение.
  8. Социальное старение.
  9. «Социальный протез» компенсации дефекта.
  10. Индивидуальные стратегии адаптации к старости.
  11. Ипохондрическая фиксация.
  12. «Заострение» личностных черт.
  13. Мудрость.

 

Рефераты:
1. Долгожители и их особенности
2. Отношение к старости в различных странах
3. Р. Моуди о смерти
4. Тема смерти в работах С.Грофа
 

Литература:

(* - для углубленного изучения)

  1. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
  2. Крайг Г. Психология развития: Учеб. пос.: 9-е изд. / Г.Крайг, Д.Бокум. – СПб, 2005. – 940с.
  3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
  5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
  6. Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
  7. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
  8. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
  9. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М., 2003. – 416 с.
  10. Степанова Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология / Е.И.Степанова. – СПб.: Алетейя, 2000. – 288 с.

 

    ЗАДАНИЕ ПО УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ (материалы и задания расположены на ресурсе MOODLE)

УСРС № 2. Тема «Инволютивное развитие личности» (2 часа - практическое)

Задание:

Анализ статей:

Лидерс А. Г. «Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании»,

Фролькис В. В. «Старение».

Письменное задание

1 уровень (пороговый)

  • Составить цитатный план статей.
  • Привести пример из научной или художественной литературы, иллюстрирующий особенности инволютивного развития в пожилом и старческом возрасте.

2 уровень (средний)

  • Составить структурно-логические схемы по статьям или ментальную карту.
  • Привести примеры из научной и художественной литературы, иллюстрирующие модель развития личности и модель психического развития в период старения.

3 уровень (высший)

  • Составить проблемные вопросы к статьям, предложить план исследования проблемы.
  • Прокомментировать примеры из научной и художественной литературы (видеосюжеты), иллюстрирующие особенности инволютивного развития в пожилом и старческом возрасте.

Основная литература

  1. Амельков, А. А. Психология развития в схемах, понятиях и персоналиях : пособие / А. А. Амельков. – 8-е изд. – Мозырь : Содействие, 2017. – 72 с.
  2. Бараева, Е. И. Психология развития : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по пед. специальностям / Е. И. Бараева,
    Т. Ю. Шлыкова. – Минск : Респ. ин-т высш. шк., 2016. – 222 с.
  3. Лысюк, Л. Г. Психология развития: младший школьник :
    учеб.-метод. пособие для студентов психол. и пед. специальностей ун-та / Брест. гос. ун-т / Л. Г. Лысюк. – Брест : БрГУ, 2010. – 104 с.
  4. Марищук, Л. В. Психология развития и педагогическая психология : пособие / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры / Л. В. Марищук. – Минск : БГУФК, 2010. – 232 с.
  5. Поляков, А. М. Психология развития : учеб. пособие для студентов психол. и пед. вузов / А. М. Поляков. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2009. – 304 с.

                   Дополнительная литература

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по психол. направлениям и специальностям : в 2 т. / Г. С. Абрамова. – М. : Юрайт, 2015. – 2 т.
  2. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология : учеб. для вузов / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. – СПб. : Питер, 2018. – 512 с.
  3. Возрастная психология : учеб. пособие / Т. П. Авдулова [и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2014. – 329 с. 
  4. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Апрель Пресс : Эксмо-пресс, 2002. – 1008 с.
  5. Крайг, Г. Психология развития : учеб. пособие  / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб., 2005. – 940 с.
  6. Марищук, Л. В. Психология : учеб. пособие / под науч. ред.
    Л. В. Марищук. – 2-е изд. – Минск : Витпостер, 2016. – 778 с.
  7. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2015. – 655 с.
  8. Психология человека от рождения до смерти : психол. атлас человека / под ред. А. А. Реана. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : АСТ, 2010. – 651 с.
  9. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : учеб. пособие / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект-пресс, 2005. – 458 с.
  10. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учеб. для бакалавриата и специалитета /
    Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 384 с. 
  11. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям по дисциплине «Возрастная психология» / Л. Ф. Обухова ; Моск. гос. ун-т, Фак. психол. – М. : Юрайт, 2015. – 460 с.
  12. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учеб. и практикум для акад. бакалавриата / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 576 с. 
Текущий контроль знаний Психология развития ЭУМК УМК

Похожих публикаций нет